План занятия №95
Дисциплина: Конструкция автомобилей.
Тема занятия: Рулевое управление.
Цель занятия: изучить конструкцию и особенности конструкции рулевых механизмов, рулевых колонок.
Планируемые результаты:
- образовательные – формирование знаний о проектировании автобусных остановок и стоянок и умения давать общую характеристику автобусным остановкам и стоянкам
- развивающие - развитие памяти, владение языковыми средствами: умение логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
- воспитательные – развитие логического мышления, пространственного воображения необходимого для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования
Вид занятия: лекция
План занятия:
1. Общее устройство рулевого управления.
2. Рулевые колонки.
3. Рулевые механизмы.
Литература:
1.Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств. Академия. 2013г. с. 376-383
2.. Бибик Л.С. "Автомобили". Курс лекций. Часть 2. "Шасси и кузов", САТТ, 2003г. с.131-140
3. Тур Е.Я., Серебряков К.В. и др. «Устройство автомобилей», М., 1990 г. с. 271-277
4. Пехальский А.П., Пехальский И.А. «Устройство автомобилей» М.: «Академия», 2013г. с. 401-411
Интернет ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=a3PC03qqXNA
https://www.youtube.com/watch?v=PiDzFkz1Ks4
https://www.youtube.com/watch?v=OCPMBNrtWFE
https://www.youtube.com/watch?v=MhVmS7eikIA
https://www.youtube.com/watch?v=oIukAjV1fCA
https://www.youtube.com/watch?v=fexX5nkd4jY
https://www.youtube.com/watch?v=hPd0YiT7GUs
Преподаватель: Омельченко А. В.
Вопрос 1. Общее устройство рулевого управления.
Общее устройство
Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота его управляемых колес (обычно передних колес).
|
Рис. 21.1.1
Рулевое управление автомобиля: 1— поперечная тяга; 2 — левый рычаг рулевой трапеции; 3 — поворотный кулак; 4 — поворотным рычаг; 5 — продольная тяга; 6 — сошка; 7 — рулевой механизм; 8 — вал рулевого колеса; 9 — рулевое колесо; 10—правый рычаг рулевой трапеции.
Рулевое управление (рис.21.1.1.) состоит из рулевого колеса 9, рулевой колонки, рулевого механизма 7, рулевого привода. Иногда в рулевом управлении используется усилитель.
Рулевым механизмом называют понижающую передачу, увеличивающую приложенный к рулевому колесу водителем вращающий момент.
Рулевой привод – это система тяг, рычагов, шарниров и других деталей, обеспечивающая передачу усилия от рулевого механизма к управляемым колесам и поворот управляемых колес на необходимые углы.
В состав рулевого привода входит рулевая трапеция, которая представляет собой шарнирный четырехзвенник, образуемый балкой переднего моста, поперечной рулевой тягой 1, левым 2 и правым 10 рычагами поворотных цапф. Рулевая трапеция обеспечивает поворот управляемых колес на необходимые неодинаковые углы, благодаря чему колеса двухосного автомобиля двигаются по траекториям, представляющим собой дуги концентрических окружностей с общим центром О (рис.21.1.2). Это обеспечивает качение колес при повороте без существенного скольжения.
Рис. 21.1.2 Схема поворота управляемых колес автомобиля
а —угол поворота внешнего колеса, В—-угол поворота внутреннего колеса; 1 — поперечная рулевая тяга. 2 — передний мост. 3 — рычаги поворотных цапф
Расположение рулевого колеса может быть правое (в странах с левосторонним движением – Япония, Великобритания) или левое (в странах, где принято правостороннее движение – США, Россия, Украина, Германия и др.).
|
При вращении рулевого колеса 9, вращающий момент через вал 8 (рис.21.1.1.) передается к рулевому механизму 7, где вращающий момент увеличивается и усилие передается на сошку 6, продольную рулевую тягу 5, верхний и нижний рычаги 4 и 2 левой поворотной цапфы 3, поперечную рулевую тягу 1, рычаг 10 правой поворотной цапфы. Вследствие чего цапфы и установленные на них колеса поворачиваются.
Вопрос 2. Рулевые колонки.
Рулевая колонка обеспечивает установку вала рулевого колеса в кузове или кабине автомобиля и связь вала рулевого колеса с рулевым механизмом.
Обычно она представляет собой трубу или кожух внутри которых на подшипниковых опорах установлен вал рулевого колеса.
Труба рулевой колонки с помощью кронштейна крепится к кузову или к кабине. При откидывающейся кабине колонка может соединяться с кабиной с помощью рычажного шарнирного соединения.
На рулевой колонке часто монтируется включатель зажигания с противоугонным устройством.
Травмобезопасные рулевые колонки, смягчающие воздействие на водителя рулевого колеса при столкновении автомобиля с препятствием, имеют либо складывающиеся рулевые валы с карданной передачей (ГАЗ-3110, Москвич-2140 и др.) либо резиновые энергопоглащающие муфты (ГАЗ-3102) (рис.21.2.), либо телескопирующие трубы колонки, состоящей из трех труб, соединенных выдавками, и рулевого вала, имеющего шлицевое соединение.
Вал рулевого колеса может быть выполнен из прутка или из цельнотянутой трубы. На верхнем конце вала имеется корпус, шлицы и резьба для крепления рулевого колеса с помощью гайки. К валу рулевого колеса может быть приварена запорная втулка с прорезью под язык замка противоугонного устройства.
|
Нижний конец вала рулевого колеса может входить в рулевой механизм (ГАЗ-53-12 и др.) или соединяться с ним с помощью карданной передачи (автомобили КамАЗ, МАЗ, Москвич-2141, ГАЗ-3110 и др.) или с помощью энергопоглощающей муфты (ГАЗ-3102 и др.).
Для предотвращения передачи на рулевое колесо ударных нагрузок при движении по неровностям дороги применяют упругие муфты (АЗЛК-2141), резиновые втулки (ЗАЗ-1102) и т.п..
Рулевое колесо имеет спицы к которым приварены обод и ступица. Снаружи рулевое колесо может быть облицовано пенополиуретаном или другим материалом.
Рис. 21.2
Энергопоглощаемая муфта рулевой колонки автомобилей ГАЗ-24-10 и ГЛЗ-3102 «Волга»
1—фланцы; 2 – предохранительные пластины; 3— втулки; 4—шпильки; 5-усилительные пластины; 6 – резиновая шайба; 7—.гайка; 8 и 9—верхний и нижний валы; 10—корпус рулевого механизма; 11— сотка