Духовная культура: виды и роль в жизни человека




Мои предположения Мнение ученых
1. 1. Зародилась в первобытном обществе вместе с появлением Homo sapiens
2. 2. В период возникновения искусство играло утилитарную роль, теснейшим образом было связано с мифологией
3. 3. Совершенствование орудий труда и появление излишков позволили выделиться искусству и стать самостоятельной сферой деятельности человека. Это привело к тому, что наряду с утилитарной ролью оно стало формой эстетического освоения мира человеком
4. 4. Виды искусства: изобразительное, танец, музыка, художественное слово, театр, архитектура и т. д. Отличаются они друг от друга способом создания художественного образа, а также способом воздействия на эмоциональную сферу человека. Многообразие видов искусства говорит о многообразии человеческих чувств, обусловливающих эмоционально- эстетическое восприятие мира
5. 5.Художественные стили: реализм, романтизм, классицизм, барокко, готика и т. д. Их разнообразие объясняется изменением эстетических идеалов во времени, а также непохожестью, неповторимостью людей Земли

В заключение школьникам предлагается выполнить задание 2 к § 57 учебника.

Ответы на вопросы и задания к § 57 учебника

4. В определении красоты Платоном ведущей стороной человеческой души выступает чувство, а у Пифагора — ум.

5. В большей мере относится к искусству: изготовление детских игрушек; аранжировка, составление букетов из цветов; написание поздравления с днем рождения. При особо внимательном отношении к делу искусством может стать приготовление пищи, собирание марок и даже спортивный поединок или уборка территории.

6. Классицизм — древнегреческий храм Парфенон, здание Дворца съездов в Московском Кремле. Реализм — картина И. Репина «Бурлаки на Волге», скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Романтизм — стихотворение М. Горького «Буревестник», балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».

§ 58. Наука в обществе

Цель урока: а) сформировать понимание многообразия способов освоения мира человеком; б) показать основные различия в способах освоения мира; в) раскрыть особенности науки как формы духовной культуры.

Лучшей формой организации учебной деятельности на уроке будет индивидуальная работа.

Начать урок можно с предложения заполнить в таблице четыре столбца (не используя учебник): «Религия», «Философия», «Нравственность» и «Художественная культура» (на выполнение задания следует отвести минут 10):

  Религия Философия Нравст­венность Художест­венная культура Наука
Роль в жизни людей          
Метод освоения мира          
Практичес­кая значимость          

После установления общего и различного в четырех формах освоения мира (религии, философии, нравственности и художественной культуры) учитель может предложить учащимся подумать над следующими вопросами: 1. Какую роль в жизни людей играет наука? 2. Чем она, по их мнению, может отличаться от религии, философии, нравственности и художественной культуры? 3. Дать определение понятию «наука». (На подготовку ответов следует отвести 5—7 мин.)

После обсуждения ответов учитель начинает объяснение материала (подпараграф «Пытливый дух разума»). Во время объяснения учащимся предлагается соотнести сведения, услышанные от учителя, с их собственными предположениями о науке. При этом на листочке, на котором записаны ответы на вопросы, они отмечают значками: «V» — соответствует моим представлениям; «—» — я думал(а) иначе; «?» — не понял(а)2.

По окончании объяснения проверяется задание, уточняются формулировки и затем заполняется пятый столбец таблицы «Наука».

Перед началом объяснения подпараграфа «Прикованный Прометей» в целях активизации интеллектуальной деятельности школьников учитель предлагает ответить на вопрос: какие проблемы, вызванные научно-техническим прогрессом, вы знаете? Выслушав ответы школьников, учитель сообщает новое знание.

Закончить урок можно выполнением письменного задания (при нехватке времени его можно дать на дом) на тему «Если научные открытия приносят столько негативных проблем человечеству, то, может быть, стоит остановить дальнейшее развитие науки?».

Ответы на вопросы и задания к § 58 учебника

2. Научная картина мира основана на научных фактах и проверенных в эксперименте теориях. Существуют в научной картине мира и модели, которые просто помогают нам представить в привычных образах некоторые природные явления и процессы, и гипотезы, но как предположения, которые еще надо доказывать. Научная картина мира описывает предметный мир, доступный восприятиям органов чувств и наблюдениям при помощи различных приборов и устройств.

Философское мировоззрение дает картину мира в целом и потому всегда содержит недоказуемые, принимаемые на веру взгляды, в которых убежден тот или иной философ. Философское мировоззрение составляют не только представления о предметном мире, но и особые взгляды на идеальное — учение о красоте, морали и т. п. В этом философия ближе религии и этим же отличается от науки.

5. Предание о Всемирном потопе — наводнении, покрывшем всю область расселения людей в древнейший период человеческой истории. Это предание сохранилось не только в Библии, но и во многих других древних книгах, эпосах и сказаниях разных народов.

6. По имени первооткрывателя — броуновским движением.

7. Наука имеет своим предметом изучение предметного, вещественного, материального мира в целях его познания и использования полученных знаний. Религия, помимо картины мира, дает человеку смысл в жизни, помогает определиться с целями его деятельности, формулирует нормы отношений людей друг к другу. Поэтому ученый вовсе не обязан быть атеистом, как это подтверждает история науки. Верующими людьми были, например, И. Ньютон и М. В. Ломоносов.

§ 59. Образование и самообразование

Цель урока: а) показать, что образование и самообразование являются важнейшими составными частями культуры личности и общества, способствуют их поступательному развитию; б) способствовать осмыслению понятий «человек», «личность».

Лучшей формой организации учебной деятельности на уроке будет групповая работа.

Данная тема — одна из последних в курсе 9 класса. С одной стороны, она хорошо знакома учащимся по своему жизненному опыту, а с другой — может быть обобщением знаний, полученных в процессе изучения курса.

Начать урок можно с проблемного задания. Написав на доске китайскую пословицу: «Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис. Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека», учитель предлагает школьникам ответить на следующие вопросы: 1. Какова роль образования в жизни общества согласно этой пословице? 2. Согласны ли вы с такой оценкой роли образования? Аргументируйте свою точку зрения. (На подготовку ответа следует отвести максимум 7 мин.)

Перед обсуждением ответов учитель напоминает школьникам, что каждая последующая группа высказывает только те позиции и аргументы, которые еще не были озвучены.

В процессе обсуждения необходимо подойти к следующим позициям: 1. Образование играет важную роль в жизни общества, поскольку: а) на генетическом уровне трудовые умения и навыки человеку не передаются (§ 1, 8 класс); б) обучая подрастающее поколение, общество передает уже накопленные знания и тем самым сохраняет их; в) если бы люди не передавали свой бесценный опыт, то каждое новое поколение начинало бы с нуля; г) следовательно, знания и умения, переданные подрастающему поколению, являются той ступенькой, которая позволяет двигаться дальше, опираясь на достижения предыдущих поколений. Они своеобразный трамплин, с которого новые люди стартуют в будущее.

Вывод: образование выполняет в обществе важнейшую задачу — способствует поступательному развитию человечества.

Завершиться эта часть урока должна тем, что учитель отметит следующее: образование — это организованная передача знаний, умений, навыков, культуры от одних людей другим, и осуществляется эта деятельность в специальных учебных заведениях.

Следующая часть урока связана с проблемой воспитания. Для того чтобы подчеркнуть разницу между образованием и воспитанием, а также показать их теснейшую взаимосвязь, учитель предлагает учащимся назвать известные им учебные заведения с древнейших времен до наших дней (афинские, спартанские, средневековые, современные, как российские, так и западные) и рассказать о том, чему и как в них учили (не стоит на подготовку ответа давать время, лучше восстановить это знание в ходе беседы). Подводя итоги коллективно восстановленного знания о различных школах, учитель обращает внимание на то, что в школах не только обучают, но и воспитывают. В предыдущие века́ для воспитания молодого поколения применялись суровые, а подчас и жестокие методы. Плетка и розги в руках школьного учителя были обычным делом. Именно с их помощью учителя пытались добиться таких важных и нужных для человека (в том числе и современного) качеств, как трудолюбие, выносливость, усердие, внимание, добросовестное отношение к порученному делу. Для подтверждения сказанного, а также привнесения эмоционально-образного элемента в обсуждение проблемы можно зачитать небольшой отрывок из произведения М. Горького «Детство»:

Однажды дед спросил:

— Ну, Олешка, чего сегодня делал? Играл! Вижу по желваку на лбу. Это не велика мудрость желвак нажить! А «Отче наш» заучил?

Тетка тихонько сказала:

— У него память плохая.

Дед усмехнулся, весело приподняв рыжие брови.

— А коли так — высечь надо!

И снова спросил меня:

— Тебя отец сек?

Не понимая, о чем он говорит, я промолчал, а мать сказала:

— Нет, Максим не бил его, да и мне запретил.

— Это почему же?

— Говорил, битьем не выучишь.

— Дурак он был во всем, Максим этот, покойник, прости Господи! — сердито и четко проговорил дед.

Затем следует обратить внимание школьников на то, что воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача общества и начинается оно с момента рождения ребенка, а некоторые ученые утверждают, что воспитание начинается еще до рождения человека. И если образование есть передача знаний, накопленных человечеством, то воспитание — передача опыта поведения, и целью воспитания является социализация молодого поколения. Или, иными словами, именно общество, начиная с самой маленькой своей ячейки — семьи, берет на себя задачу подготовить нового человека к жизни в сообществе людей. При этом каждый исторический период развития человечества предъявлял определенные требования к человеку.

Можно предложить школьникам попытаться выполнить следующее задание: в перечисленных нравственных нормах выделите те, которые востребованы во все времена (универсальные), и те, которые особенно актуальны в наше время, и поясните, почему они таковыми считаются (на выполнение задания отведите минут 10):

Уважение к старшим, ответственность за принятые решения, уважение к правам человека, уважение к законам своей страны, осознание обязанностей, понимание и уважение других народов и их культур, доброта, терпимость и уважение другого мнения, позиции, соблюдение принципа социального равенства, милосердие, мужество, верность, понимание необходимости международной солидарности, готовность участвовать в решении проблем своего общества, государства, человеческого сообщества, почитание родителей, умение самостоятельно принимать решения, трудолюбие, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, аккуратность и т. д. (при желании учитель может добавить или сократить список).

Целесообразно, чтобы школьники при выполнении задания записали означенные качества в две колонки:

Универсальные качества личности: мужество, верность, уважение к старшим, доброта, милосердие, почитание родителей, трудолюбие, аккуратность. Качества, актуальные для современного человека: ответственность за принятые решения, уважение к правам человека, уважение к законам своей страны, осознание обязанностей, понимание и уважение других народов и их культур, терпимость и уважение другого мнения, позиции, соблюдение принципа социального равенства, признание права на свободу вероисповедания, готовность участвовать в решении проблем своего общества, государства, человеческого сообщества, умение самостоятельно принимать решения, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.

При обсуждении необходимо подвести учащихся к пониманию того, что сегодняшнее время ставит перед людьми новые проблемы, с которыми человечество ранее не сталкивалось:

1. Экономическое и научно-техническое развитие привело к расширению связей между странами и народами: различные виды транспорта сокращают расстояния, средства связи (радио, разнообразные телефоны, Интернет, телевидение и т. д.) сделали возможным общение людей из любых точек планеты (обмен информацией, идеями, культурными ценностями). Все это, в свою очередь, приводит к тому, что общаются люди разных культур, конфессий, люди, имеющие разные точки зрения по многим вопросам.

2. Научно-технический прогресс привел к созданию различных видов оружия, способных уничтожить планету и людей, поэтому конфликты между людьми, государствами могут очень дорого стоить человечеству.

3. У планеты Земля много проблем: экологические, экономические, эпидемии, наркомания, преступность и т. д., поэтому всем здравомыслящим людям необходимо объединиться, чтобы совместными усилиями решать эти и другие задачи. Проблема объединения усилий не может быть решена, если люди не обладают соответствующими нравственными нормами.

4. Человеческое общество стремится к большей открытости и свободе, которая невозможна без признания всеми людьми ЧЕЛОВЕКА как высшей ценности.

Последняя проблема, которая может быть затронута на уроке,— это проблема самообразования и саморазвития. Учитель может сообщить учащимся о том, что в современном мире быстро устаревают не только марки компьютеров, телевизоров, автомашин и т. д. Быстро устаревают знания, которыми владеет человек. Научный прогресс идет столь быстрыми темпами, что для того, чтобы добиться успеха, необходимо все время «держать руку на пульсе»: следить за научными открытиями, по крайней мере в своей профессиональной области, овладевать новыми технологиями. Так, раньше, лет 20 назад, для профессиональной деятельности инженера, научного сотрудника достаточно было владеть пишущей машинкой, арифмометром, циркулем и т. д. Сейчас же без владения компьютером, без знания иностранного языка не только трудно сохранять авторитет в своей области знания, профессии, но и вообще можно оказаться за бортом быстро несущейся жизни. Сегодня социологи утверждают, что человеку, желающему удержать свои позиции на рынке труда, необходимо владеть, как минимум, пятью профессиями.

Если осталось время, можно предложить написать небольшое сочинение-раздумье на тему «Каждый рожден как бы начерно; условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще заслужить его имя» (Карл Иванович Росси, 1775—1849, русский архитектор). Если времени на уроке не осталось, сочинение можно предложить в качестве домашнего задания.

Ответы на вопросы и задания к § 59 учебника

1. Обучение связано с получением определенной суммы знаний по тому или иному предмету или приобретением некоторых навыков, умений в той или иной деятельности. Воспитание обращено на личность человека, на развитие ее различных качеств, на совершенствование всего человека в целом.

8. Точный ответ на этот вопрос неизвестен. Но известно точно, что князь Всеволод Ярославич знал греческий язык, поскольку Русь активно сотрудничала с Римской империей (Византией) и его жена была гречанкой. Скорее всего, он знал и латынь. Знание этих языков могло способствовать тому, что он умел объясняться и на других западноевропейских языках. Кроме того, князь наверняка знал некоторые славянские языки.

§ 60. Пути, которые мы выбираем

Цель урока: а) способствовать осмыслению понятия «человек»; б) способствовать пониманию школьниками, что смысл жизненного выбора состоит прежде всего в том, чтобы состояться в качестве человека.

Тема, которая предлагается к обсуждению, чрезвычайно сложная, особенно потому, что имеет сугубо личностный смысл. Поэтому вряд ли стоит обсуждать проблему профессионального выбора. Думается, будет лучше, если разговор пойдет в нравственной плоскости.

Предлагаем один из вариантов урока по этой теме.

Форма организации деятельности учащихся на уроке может быть любой: индивидуальной, парной, групповой. Однако лучшим вариантом работы школьников будет групповая.

Принято считать, что именно в юном возрасте, к моменту окончания школы, многие люди делают свой жизненный выбор. Но так ли это? Что такое жизненный выбор? Что значит состояться как личность? На обсуждение этих вопросов следует отвести примерно 5—7 мин.

Далее учитель и класс заслушивают мнения групп (на этом этапе урока не следует комментировать ответы и устраивать дискуссию), после чего зачитывает небольшой фрагмент из книги Алексея Федоровича Лосева «Дерзание духа»:

Говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знания и ничего другого — это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшней, опасней и бесполезней для общества он будет.

Еще говорят, что учеба есть приобретение профессии. Конечно же, всякий учащийся должен либо обучаться какой-нибудь профессии, либо по крайней мере готовить себя к этому. Но представьте себе человека, у которого за душой и в уме нет ничего, кроме профессии. Для меня такой человек неприятен и неприемлем. Никому нет от него радости, никому не известно, куда он направляет свои профессиональные умения, для чего хочет использовать свой опыт. И еще хорошо, если из него получится просто сухой, узкий ремесленник. А если это бездушный чиновник? Или формальный, беспринципный администратор? Это уже беда.

Говорят еще, что ученик должен готовиться стать культурным человеком, сознательным участником человеческого прогресса. Но я не знаю, что в таком случае понимают под культурой. Ведь в человеческой истории бывали такие «культуры», от которых наш современник может только бежать. Да еще надо посмотреть, как такой человек понимает прогресс. Важен ведь не просто прогресс, но направление прогресса.

Вместо всех таких плоских и обывательских, с виду ясных, но по существу своему невнятных и размытых определений учебы я намереваюсь высказать некоторые суждения, правда, может быть, несколько односторонние или слишком краткие, чтобы быть очевидными, но зато, на мой взгляд, утверждающие человечность и жизненность.

Начну с определения знания.

Знание есть любовь. Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и не любит их,— это плохой ученик. <...>

Любовь есть ощущение родства с любимым. <...>

Ощущение родины и родства не имеет ничего общего с рассудочным накоплением знаний. <...>

Настоящий ученик испытывает радость по поводу того положительного, что он узнал; но он испытывает страдания от несовершенства своих знаний.

Знающая любовь не знает для себя никаких концов и ограничений. Она хочет бесконечности. Но даже эта потенциальная бесконечность знания — приют для обучающегося. Настоящий ученик тот, кто хочет бесконечно знать. <...>

Да, знать и любить — это значит прежде всего бороться с тем плохим, что ты находишь в любимом. А так как жизнь сложна и трудна, то бороться с недостатками — значит неуклонно идти по пути жизненного подвига. Знать и любить в любых обстоятельствах жизни — это не просто иметь те или иные привязанности, а, защищая и отстаивая их, утверждать их в ближнем. Вот почему, смею утверждать, быть учеником — значит с юности готовиться к подвигу жизни. <...>

Знающая любовь и любящее, очеловеченное знание требуют от каждого еще и мирного благоденствия, без которого невозможны ни систематический труд, ни творческое напряжение мысли. А так как это благоденствие надо еще завоевать, то знать и любить — это значит быть вооруженным против зла, т. е. воспитать в себе силу духа, и, таким образом, быть сильнее тех, кто нарушает твое благоденствие. Поэтому каждый знающий и любящий — это воин за общечеловеческое мирное благоденствие.

Если ученик не чувствует своей личной ответственности за всех, за всеобщее человеческое благоденствие в будущем, не чувствует этого всегда — при изучении самой скромной математической теоремы, любого физического или химического закона, какой-либо исторической проблемы или мировоззренческого тезиса,— это плохой ученик.

Знания и любовь, родина и подвиг, вооруженность против зла и будущее счастье благоденствующего человека — это альфа и омега всякой учебы.

Надо учиться, чтобы быть!

Закончив чтение, учитель для продолжения разговора о жизненном выборе предлагает школьникам в течение 5 мин обсудить в группах следующие вопросы: 1. О чем говорит А. Ф. Лосев? 2. Какое отношение имеет прочитанный отрывок к теме нашего урока? 3. Что такое жизненный выбор по Лосеву? Что значит состояться как личность? 4. Изменилось ли ваше мнение по этому вопросу?

Через 5 мин начинается обмен мнениями между группами, в ходе которого учитель задает лишь уточняющие вопросы, направляя («держа в руках») нить разговора так, чтобы он по возможности затрагивал нравственно-этические проблемы выбора.

Не следует устраивать полноценную дискуссию. Думается, что лучшим вариантом будет предоставить возможность каждой группе высказать свою позицию (развернутый ответ) и выступить оппонентом.

По окончании обмена мнениями учитель предлагает школьникам прочитать подпараграф «Польза, честь и слава», а затем написать эссе: «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека,— быть полезным и иметь спокойную совесть» (Л. Н. Толстой).

Ответы на вопросы и задания к § 60 учебника

3. Александр Сергеевич Грибоедов был на дипломатической службе. Он погиб в 1828 г., во время проведения дипломатических переговоров в Персии (ныне — Иран), когда на наше посольство напали мусульманские фанатики.

 

1 Если нет возможности использовать аудиовизуальные средства, можно показать слайды, иллюстрации произведений искусства и т. д.

2 В данном случае прием «пометки на полях» выполняется на слух.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: