Введение
Место прохождения преддипломной практики: Санкт-Петербургский Информационно-вычислительный центр, отдел СПД.
Задача преддипломной практики: Изучить применяемые технологии и протоколы канального уровня СПД на примере ЦОД СПБ ИВЦ.
Краткая характеристика и структура Санкт-Петербургского Информационно-вычислительного центра.
Санкт-Петербургский Информационно-вычислительный центр (далее ИВЦ) - структурное подразделение Главного вычислительного центра - филиала ОАО «РЖД». Является центром обработки данных, оказывает ИТ-услуги холдингу ОАО «РЖД», дочерним и зависимым обществам ОАО «РЖД» и иным компаниям - потребителям информационных услуг.
Основной задачей Информационно-вычислительного центра является удовлетворение потребностей ОАО «РЖД», партнеров и сторонних организаций в ИТ-услугах.
ИВЦ предоставляет широкий спектр услуг, в числе которых:
- проектирование и эксплуатация сетей передачи данных;
- защита информации;
- формирование электронных сертификатов;
- консалтинг ИТ;
- сопровождение защищенного подключения к информационным системам;
- и другие.
Местонахождение Санкт-Петербургского ИВЦ: г. Санкт-Петербург. 192007, ул.Боровая, д. 55-57.
Одним из центральных мест в работе всего ИВЦ является обеспечение работоспособности автоматизированной системы организации управления перевозками (АСОУП) и других задач, связанных с перевозочным процессом и, в том числе, оформление грузовых электронных документов (ЭТРАН). В настоящее время на Октябрьской железной дороге (далее Дорога) ИВЦ сопровождает десятки автоматизированных систем, развернутых на таких крупнейших станциях Дороги, как С-ПБ - Сортировочный Московский, Шушары, Автово, Новый Порт, Мурманск, Усть-Луга, Кириши.
|
Пассажирские перевозки, учитывая определенную социальную направленность, предъявляют повышенные требования к организации и совершенствованию процесса продажи билетов и управления пассажирским комплексом. Организация консолидированного Центра Обработки Данных системы «Экспресс-3» на базе ИВЦ создает предпосылки создания высоконадежной производительной системы, для организации бесперебойной работы которой необходимы совместные усилия коллективов всех вычислительных центров ОАО «РЖД»
Задачи по автоматизации бухгалтерской отчетности, управления финансовыми потоками и кадрами также являются весьма важными в работе ИВЦ. В связи со стремлением «РЖД» к централизации управления всеми железными дорогами, для учета финансовых ресурсов и эффективного управления в компании внедряются многочисленные решения на базе платформы SAP R/3. Кроме сопровождения задач должного уровня на основе SAP R/3, на базе ИВЦ функционирует консолидированный вычислительный комплекс Единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами (ЕК АСУТР).
В настоящее время в ИВЦ для реализации этих задач эксплуатируются 2 вычислительных комплекса (далее ВК) на основе новейших мейнфреймов zSeries производства компании IBM под управлением операционной системы z/OS. Для обмена информационными потоками используется сеть Сеть Передачи Данных (СПД) на основе цифровых и оптоволоконных каналов связи.
Для обеспечения нормального функционирования сети и обслуживания пользователей созданы региональные центры управления на базе региональных отделов ИВЦ: РИВЦ-1 (Москва), РИВЦ-2 (Бологое), РИВЦ-3 (Псков), РИВЦ-4 (Петрозаводск), РИВЦ-5 (Мурманск), РИВЦ-6 (Волховстрой), РИВЦ-7 (Санкт-Петербург – Витебское отделение), РИВЦ-8 (Санкт-Петербургское отделение). Региональные подразделения обеспечивают условия для оперативного сопровождения автоматизированных рабочих мест, внедрения новейших автоматизированных систем, технического обслуживания оборудования.
|
Сегодня ВК ИВЦ является одним из самых мощных на сети дорог. Наличие такого комплекса технических средств и бурно развивающейся СПД позволяет перейти к радикальным шагам по разработке и внедрению новых ИТ.
Исходя из успешной мировой практики, одним из необходимых условий повышения качества предоставления услуг является организация работы с пользователями информационных систем. Для осуществления этой задачи в ОАО «РЖД» реализован проект Единой Системы Поддержки Пользователей (ЕСПП), в отделе по работе с которым и была пройдена практика. АСУ ЕСПП предназначена для упрощения взаимодействия пользователей с ИТ-службами, обеспечения прозрачности, измеряемости и контролируемости деятельности ИТ-служб.
Протоколы канального уровня СПД, применяемые на СПБ ИВЦ