Мотивационная сфера подростка




 

В мотивационной сфере подростка происходят значимые преобразования. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением и с планами на будущее. Они становятся главенствующими в иерархии мотивов. Мотив выбора своего будущего подросток связывает чаще с материальной привлекательностью профессии.-//-

В учебной деятельности ведущим мотивом является стремление подростка завоевать определённое положение в классе, добиться признания сверстников. Однако в этом возрасте учебные успехи не воспринимаются как достоинство. В этом возрасте невысок уровень познавательных интересов, хотя появляется дифференцированное отношение к различным учебным предметам. Большая часть подростков сориентирована не на знания, а на оценку. Тем не менее, у подростка больше, чем у младшего школьника выражен интерес к способу получения знаний. У части подростков наблюдается стремление к самостоятельным формам учебной работы. Существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества с др. человеком.

По своему строению мотивационная сфера подростка характеризуется уже не рядоположенностью мотивов, а их иерархической структурой, наличием системы соподчинения различных мотивационных тенденций. Уже в дошкольном возрасте наблюдается соподчинение мотивов. Но тогда оно обусловлено конкретной наличной ситуацией. В подростковом возрасте выстраиваются и соревнуются между собой мотивы сегодняшнего дня и будущего.

Первостепенную значимость приобретают мотивы общения. В подростковом возрасте наиболее ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности к какой-нибудь группе. Эта потребность превращается у подростков, по образному выражению И.С. Кона, в «непобедимое стадное чувство». В начале подросткового возраста общение гомосоциальное (с представителями своего пола). Позднее - гетеросоциальный уклон, что позволяет полнее осваивать гендерные роли.

Появляется потребность в неформальном, нерегламентированном общении со взрослыми. Показатели этой потребности высоки, но она далеко не всегда удовлетворяется.

Потребность в автономии делится на поведенческую автономию (способность и возможность самостоятельно принимать решения) и эмоциональную автономию (избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей). Потребность подростка в автономии чаще всего находит свое выражение в его стремлении эмансипироваться от контроля взрослых. Это проявляется в стремлении к пространственной автономии (неприкосновенность своего личностного пространства, свобода выбора стиля одежды, круга общения). Позднее вырастает значимость такого мотива как «стремление быть материально независимым» (желание работать в свободное время, чтобы иметь собственные карманные деньги).

Возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере (интерес к собственному телу, телу представителей противоположного пола, интерес к сексу). Анализ мотивов первого сексуального сближения обнаруживает четко выраженные гендерные особенности: для половины мальчиков ведущим мотивом является любопытство, и только для ¼ - нежные чувства к партнерше; у девушек наоборот. К мотивам сексуального сближения (или интерес к этой теме) относятся следующие: престижность, самоутверждение, расширение чувства свободы, эмоциональные потребности - избавиться от чувства одиночества, получить признание.

Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, асоциальное поведение.

Мотивы подростковой наркомании, прежде всего, связаны с психическим экспериментированием подростков, с их поиском новых, необычных переживаний и ощущений. 2/3 подростков-наркоманов приобщаются к наркотическим веществам из желания узнать, что там за гранью запретного. Для другой части подростков наркотик - средство выражения протеста против традиционных норм и ценностей. К мотивам подростковой наркомании относится стремление не отстать от других, желание войти в опр. группировку, а также желание избавиться от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти от проблем.

Мотивы приобщения к алкоголю также разнообразны. Это могут быть традиции и обычаи, соблюдение которых является условием для включения в референтную группу. Другой мотив - представление о том, что спиртное - символ зрелости и взрослости. Употребление алкоголя может быть также реакцией на ощущение тревоги и одиночества, а также формой протеста против родителей и другого оппозиционного окружения.

Преступное поведение подростков имеет два основных вида криминальной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая. При этом большая часть подростковых преступлений носит ситуативно-импульсивный характер. Многие исследователи указывают также на фрустрированность потребности в уважении, признании. Когда самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в уважении и самоуважении остается нереализованной, развивается острое чувство дискомфорта, которое человек не может выносить долго. Одним из распространенных путей разрешения этой ситуации является переход в ту группу, где его самооценку поднимают. Зачастую такими группами оказываются объединения с асоциальной направленностью.

Подростковая агрессивность

Основания развития и закрепления агрессивного поведения в первую очередь связывают с особенностями родительского воспитания. Важнейшим условием предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности. По отношению к более младшему возрасту применимы два основных пути предупреждения и искоренения агрессии: 1) оставлять агрессивное действие без подкрепления; 2) активно наказывать.

Применение первого метода приводит к тому, что агрессивное действие ребенка постепенно угасает. Но в подростковом возрасте игнорирование агрессии может, напротив, привести к эскалации агрессивного поведения, превращению его в норму. Если взрослое окружение игнорирует агрессию подростка, то это уже не означает, что она остается неподкрепленной. Подростку свойственно «пробовать на прочность» правила и нормы и через это определять границы допустимого. Поэтому отсутствие реакции взрослых может само по себе стать подкреплением агрессии.

Активное наказание может быть действенным, но приторможенные агрессивные реакции могут проявиться там и тогда, где угроза наказания слабее. Агрессия может сместиться на другой объект.

Между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная связь.

Формирование неагрессивного поведения в первую очередь связано с активным социальным научением неагрессивным формам поведения. Основное различие между агрессивными и неагрессивными детьми заключается в том, что агрессивные дети зачастую не знают конструктивных способов разрешения проблемных ситуаций, им не известны неагрессивные поведенческие альтернативы.

Внутри подросткового возраста существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивности. К тому же они разные у мальчиков и девочек. У мальчиков два пика проявления агрессии – в 12 и в 14-15 лет. У девочек - в 11 и 13 лет.

Есть различия и в формах агрессии. У мальчиков более выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии; у девочек – к прямой вербальной и косвенной вербальной. Для мальчиков более характерно выражение агрессии в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. По мере повзросления физическая агрессия (11-12)подростков уступает место вербальной (14-15 лет). Наиболее выраженной формой агрессии подростков является негативизм - пик - 12-13 лет.

Наиболее заметной является агрессия, направленная на других людей. У некоторых подростков агрессивность проявляется в стремлении запугать окружающих, держа их в состоянии постоянного страха или психического напряжения. Обычно это связано с достижением конкретных, часто глубоко эгоистических целей. У таких подростков бывают сформированы потребности, которые они не могут удовлетворить доступными им средствами (например, потребности в социальном признании, доминировании, материальные, сексуальные, коммуникативные потребности и т.д.). Такой подросток, как правило, отличается чертами характера, сложившимися под влиянием неблагополучных микросоциальных условий. Имеют значение при этом и элементы психофизиологических трудностей взросления (плохое самочувствие, резкие колебания настроения, неустойчивость психики в период полового созревания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: