Семинарское занятие № 6 (1ч. в интерактивной форме)




Тема: Воображение.

Воображение является неотъемлемой частью жизни людей, свойственной только человеку, его психике. Благодаря воображению мы можем представить конечный продукт своей деятельности. Воображение помогает видеть цель нашей жизни, оно выполняет направляющую функцию. Воображение – это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Как и мышление, воображение относится к высшим познавательным процессам.

Цели. Студент должен:

- иметь представлениео сущности воображения как психического процесса, о роли воображения в жизни человека, об индивидуальном характере развития воображения и творческой деятельности человека, связи воображения с регуляцией органических процессов и движений;

- знать физиологические основы воображения, функции, классификацию и виды воображения, их характеристики, механизмы процесса воображения.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика воображения как познавательного психического процесса.

  1. Физиологическая основа воображения. Влияние воображения на органические процессы. Идеомоторный акт.
  2. Виды воображения. Креативность.
  3. Приемы создания образов воображения: агглютинация, гиперболизация, схематизация, обобщение.
  4. Значение воображения в жизни человека (в игре детей и творчестве взрослых)

Задачи:

1. Верно ли предложенное утверждение:

1. Мечта – это создание образов желаемого будущего.

2. Создание образов происходит на основе словесно-логического описания, восприятия изображения в виде картин, карт, схем – это воссоздающее воображение.

3. Воображение – это процесс переработки представлений.

4. Мечта – это процесс воображения, включенный в творческую деятельность, но не дающий немедленного объективного продукта.

Тестовые задания:

1. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется:

а) восприятием;

б) мышлением;

в) воображением;

г) вниманием.

2. Пассивное и активное воображение различают:

А) по предмету отражения;

Б) по форме существования материи;

В) по направленности отражения;

Г) по степени психической активности.

3. Физиологической основой воображения является:

А) актуализация нервных связей;

Б) деятельность внутренних органов;

В) перегруппировка и объединение нервных связей;

Г) распад нервных связей.

Основная литература:

1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.

Дополнительная литература:

1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.

2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.

3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591

Семинарское занятие № 7

Тема: Эмоционально-волевая сфера.

Эмоции – это особый класс психических состояний, и особый психический процесс. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Эмоции – это более широкое понятие, чувства представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний.

Иногда мы сталкиваемся со случаями, когда приняв решение, человек начинает сомневаться в правильности и не выполняет принятого решения. Бывает и так, что он откладывает исполнение намеченного, не может побудить себя начать действовать в избранном направлении. Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий от непроизвольных состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Цели. Студент должен:

- иметь представлениео значении эмоций и воли в жизни человека, о роли эмоций в регуляции поведения.

- знать основные положения физиологических и психологических теорий эмоций; механизмы формирования эмоций, эмоциональных состояний и высших чувств; виды эмоций; классификацию эмоций и их функции, особенности, соотношений понятий «эмоция» и «чувство»; виды и структуру волевого действия, волевые качества личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Эмоции. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций.

2. Классификация и виды эмоций.

3. Общая характеристика чувств (интеллектуальные, эстетические, моральные).

4. Воля. Значение воли в жизни и деятельности человека.

5. Структура волевого акта. Волевое усилие. Борьба мотивов.

6. Волевые качества личности и их формирование.

Задачи:

1. Можно ли посредством собственной воли разрешить внутренний конфликт? Приведите примеры, обоснуйте выводы.

2. Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своих ответов.

А. Человеку очень хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный вибрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше.

Б. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же обессиленный падает на пол кабины. Из самолета его выносят уже мертвым.

В. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень уставшим и изнуренным, он отказался, объяснив, что решил доводить любое начатое дело до конца.

3. Определите виды чувств.

А. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину» (Из письма П.И. Чайковского).

Б. После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга.

В. Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята называли его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло.

Г. Ученица 10 класса пишет, что она в 15 лет прочла «Овод». Книга оказала на нее потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным впечатлением.

Тестовые задания:

1. Дополните предложение или вставьте пропущенные слова.

А) Результатом чрезмерного стресса является…

Б) Особый класс субъективных психических состояний, сущность которых составляют переживания человека своего отношения к тому, что он делает, познает и чувствует – это … и ….

В) Как называется эмоциональное состояние человека, вызываемое крушением надежд, веры и непреодолимостью ситуации?

Г) Как называется способность человека к сочувствию и сопереживанию другим?

Д) Назовите основные функции эмоций.

2. Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Критериями воли являются:

А) волевое действие;

Б) выбор различных параметров действия;

В) волевые качества личности;

Г) регуляция параметров действия;

Д) регуляция состояния и организация психических процессов.

2. К побудительным мотивам относятся:

А) стремление к успеху;

Б) интерес;

В) избегание неудач;

Г) все ответы верны;

Д) верных ответов нет.

3. Расположите по порядку (согласно структуре волевого акта):

А) осмысление цели действия;

Б) борьба мотивов;

В) побуждение к совершению действия;

Г) волевое усилие.

Основная литература:

1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.

Дополнительная литература:

1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.

2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.

3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591

Семинарское занятие № 8

Тема: Общение

Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Общение – это связь между людьми, в результате которой происходит влияние одного человека на другого. В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, взаимно влияют друг на друга.

Вопросы для обсуждения:

  1. Определение общения, подходы к пониманию общения в психологии.
  2. Структура общения.
  3. Виды общения и их характеристика.
  4. Общение как восприятие людьми друг друга.

Основная литература:

1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.

Дополнительная литература:

4. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.

5. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.

6. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591

 

Семинарское занятие № 9

Тема: Личность

Вопросы для обсуждения:

1. Общее представление о личности в психологии;

2. Соотношение биологического и социального в структуре личности;

3. Индивид и личность. Индивидуальность и личность;

4. Понятие структуры личности. Структура личности по С.Л.Рубинштейну и К.К.Платонову

5. Активность и направленность личности;

6. Потребностно-мотивационная сфера личности. Характеристики мотивов;

Основная литература:

1. Глуханюк, Н. С. Общая психология: учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М.: Академия, 2009. - 282, [1] с.

Дополнительная литература:

1. Петровский, А.В. Психология: учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 500, [1] с.

2. Психология: учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.]: Питер, 2006. - 650 с.

3. Столяренко, Л. Д. Психология: учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб.: Лидер, 2007. – 591

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В чем состоит комплексный подход к исследованию личности Б.Ф. Ломова

2. Почему в современной психологии не существует единой теории личности?

3. Какую роль играет наследственность и социальная среда в психическом развитии личности?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: