Содержание
Роль военного фактора в истории месопотамии в III тыс. до н.э.
Эволюция царской власти и государственного управления в египте в iii тыс. до н. э.
Сословная структура древней индии на рубеже н. э.: варны и джати, сходства и различия, права и обязанности
Роль военного фактора в истории месопотамии в III тыс. до н.э.
Первый известный во всемирной истории завоеватель родился в Месопотамии.
"Я - Саргон, могучий жрец Аккада. Мать моя - жрица, отца я не знал. Мой город - Асупирану, что лежит на берегу Евфрата. Мать моя родила меня втайне. Положила в тростниковый ящик, вход смолою закрыла, бросила в реку. Понесла река, принесла меня к Акки-водоносу. Акки-водонос багром меня поднял. Акки-водонос садовником меня сделал. Я был садовником, меня полюбила богиня Иштар. Пятьдесят пять лет я был на царстве".
Человек, победивший правителя Уммы, Лугальзагеси, и фактически объединивший Месопотамию под своим началом, носит условное имя Саргон Древний (около 2316 - 2261 гг. до н.э.) - его имя переводится как "истинный царь". Все легенды подчеркивают его незнатное происхождение (говорят, что он был садовником и приемным сыном водоноса и жил в городе Кише, что находился южнее будущей столицы) - тем легче ему было отринуть традиции. Он был основателем династии, правившей страной в течение полутора веков. По его приказу придворные сочинители распространили легенду о его благородном происхождении и о том, что власть вручила ему богиня любви и войн Иштар.
"Людьми черноголовыми я владел и правил.
Могучие горы топорами медными сровнял я, Я поднимался на высокие горы, Преодолевал я низкие горы, Страну морскую трижды осаждал я.
|
Дильмун победил Я" - сказано в одной из древних книг.
Согласно большинству доступных нам источники", под властью Саргона и ста внука Нарам-Суэна находилась обширная территория, хотя их завоевания были значительно преувеличены множеством легенд, связанных с этими знаменитыми полководцами. По преданию, Саргон стремился овладеть всеми землями от Нижнего моря с его "стропами до Верхнего, то есть от Дильмуна до Кипра. Впоследствии этой же политики придерживались многие другие месопотамские властители.
Саргон стал "властителем четырех стран света", и был он не шумером, а выходцем из Северной Месопотамии, которая, начиная с XXVII века до нашей эры, была заселена аккадцами - скотоводческими племенами семитского происхождения, говорившими на родственных диалектах, которые называют также ассирийским и вавилонским языками.
В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до нашей эры заняли всю Южную Месопотамию. Вследствие этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии еще в XXI веке до нашей эры, хотя в быту он все больше заменялся аккадским. К началу II тысячелетия до нашей эры шумерский был уже мертвым языком. Вытеснение его вовсе не означало физического уничтожения его носителей. Шумеры слились с аккадцами, сохранив свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали вавилоняне.
Столицей своего государства Саргон Аккадский сделал не какой-либо крупный город со сложившимися традициями и сильной местной знатью, а небольшой городок Аккад. Он был расположен в Северной Месопотамии на левом берегу Евфрата, там, где эта река более всего сближается с Тигром. До сих пор местонахождение Аккада не установлено, так как он был взят штурмом племенами кутиев и разрушен до основания. Впрочем, в текстах, датируемых VI веком до нашей эры, еще упоминаются его руины. По имени этого города все государство Саргона стало называться Аккадом.
|
Саргон первым из месопотамских царей стал осуществлять ту политику, которая впоследствии сделала Ассирию великой. Он не только основал новую столицу, но и создал огромный дворцовый аппарат (насчитывавший до пяти тысяч человек), поручил уроженцам своего города управлять провинциями, воздвигнул стелы в завоеванных районах - впоследствии его начинаниям следовали все ассирийские цари. Некоторые из них даже приняли имя "Саргон", и это вряд ли случайно.
Со времен Саргона Аккадского и вплоть до периода Хаммурапи при написании имени царя стали использовать детерматив "бог", которым обычно обозначались боги и различные предметы поклонения. Считалось, что царь тесно связан с богами, а потому имеет такое же право, как и общинные божества, просить за свой народ перед великими богами, правящими миром. Связь царя с богами материализовалась в его успехах на войне и в процветании его страны в мирное время. Часто она представлялась даже в виде родственных отношений.
Справедливости ради, надо сказать, что месопотамские цари той эпохи были восточными деспотами. Для подданных подчиниться царям было так же естественно как и поклониться богам, - это отличало цивилизованного человека от дикаря.
|
Саргон Аккадский ввел в Древнем Междуречье единую систему мер и весов, наладил внутреннюю и внешнюю торговлю, в том числе и с Восточной Аравией, Индией и другими странами. При нем сооружались новые каналы. Один из них, соединявший реки Тигр и Евфрат, был назван царским. Cаргон и его преемники строили также новые города, храмы и дворцы. На строительстве использовались десятки тысяч рабов, общинников, данников.
Порвав с традицией при выборе столицы, Саргон сознательно отдалил от себя храмы и знать. Его опорой стали малоимущие слои. Сообразно с этим он выработал новую тактику военных действий. Основу его армии составляли не тяжеловооруженные отряды, сражающиеся в плотном строю, как это было прежде, а легковооруженные воины, часто действовавшие врассыпную. Особенно он полагался на лучников, которые могли обратить в бегство вражеские отряды, не вступая в бой.
Войско Саргона совершило походы в ряд стран: в Кедровые леса (Ливан), Серебряные горы (Малую Азию), Элам, и Сирию. За несколько лет он завоевал все главные города Южной Месопотамии и превратил их правителей в своих чиновников. До самого Средиземного моря доходило его победоносное войско, чья численность составляла 5400 человек. По преданию, они ежедневно обедали у Саргона за столом. Это было первое в истории профессиональное войско, все благополучие которого зависело от царя. На это войско, как на испытанную боевую силу, могло опереться и наспех собранное ополчение.
Наследникам Саргона досталась громадная империя. Поддерживать порядок в ней было нелегко. Наибольших успехов добился Нарам-Суэн (2236 - 2220 гг. до н.э.), правитель, который первым удостоился прижизненного культа и стал именоваться "могущественным богом Аккада". Он повелел изображать себя на рельефах в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественными символами. Население должно было поклоняться Нарам-Суэну как богу, хотя никто из царей Месопотамии прежде не претендовал на такую честь. Нарам-Суэн считал себя властелином всего известного тогда мира и вел успешные завоевательные войны, одержав ряд побед над царем Элама. Он совершал походы в Аравию, чтобы захватить пути в Индию. Оттуда в Аккад привозили различные специи, золото, диковинные сорта дорогих деревьев, слоновую кость.
Вскоре после Нарам-Суэна империя погибла под нашествием с Иранского нагорья племен, называемых кутиями. Условия жизни в Месопотамии были таковы, что люди вынуждены были жить лишь по берегам рек или каналов, где можно было возделывать землю, либо в горах, чтобы заниматься кочевым скотоводством. Отношения оседлых земледельцев с горцами-кочевниками играли важную роль в истории Месопотамии.
Далеко не всегда контакты с горными племенами носили мирный характер. Иногда горцы спускались на равнины в качестве работников или наемников, но иногда как завоеватели. Обилие возделанной земли возбуждало зависть горцев; их племена то мирно просачивались в Месопотамию, то совершали набеги. Случалось, они покоряли целые города и государства и управляли ими.
Так, около 2170 года до нашей эры кутии разорили почти весь Аккад, а затем наложили на его города дань, которую собирали местные правители. Кутии, "драконы гор", захватившие Аккад, с III тысячелетия до нашей эры проживали на территории современного Иранского Азербайджана и Курдистана.
В одном из шумерских гимнов того времени сказано об их нашествии:
"Страна в руках жестоких врагов. Боги увезены в плен.
Население отягчено повинностями и налогами.
Каналы и арыки запущены.
Тигр перестал быть судоходным.
Поля не орошаются.
Поля не дают урожая."
С этого времени государство Аккад перестало существовать. Цари кутиев правили захваченными землями около ста лет. Имена этих царей и несколько слов, сохранившихся в лингвистических текстах, - вот все, что мы знаем о языке кутиев. Историки затрудняются даже определить влияние этого народа на месопотамскую цивилизацию и не могут ничего сказать о дальнейшей судьбе кутиев. Некоторые ученые соотносят их с курдами.
Тем временем на территорию Аккада из Сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена амореев (по-аккадски "амурру" означало "западные"). Еще до массового вторжения многие амореи находились на службе у правителей "Царства Шумера и Аккада" как воины, стражники и даже чиновники. Постепенно смешавшись с аккадцами, они образовали новый народ, став вавилонянами.