Государственные меры по противодействию монополизации




 

В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, столкнулась с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой - замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.

Основной целью антикризисного плана осени 2008 года было смягчение воздействие кризиса на российские компании. Власти не отказались от прежней эмиссионной политики, усиливающей инфляцию в стране.

В перечень предусмотренных Планом антикризисных мер не входили защита населения от разворачивающихся увольнений и создание новых рабочих мест. Повышение потребительских возможностей трудящихся также не предполагалось. Когда, в 2009 году, кризис существенно ослабил государственные финансы, правительство объявило о невозможности индексировать зарплаты работников бюджетной сферы.

Протекционистская политика российских властей оказалась в 2008-2009 годах недостаточно результативной как антикризисное средство. Причина низкой эффективности заградительных таможенных мер состояла в сочетании их с курсом на сокращение реальных доходов населения, базисных потребителей в экономике.

Ощутимыми являлись потери от снижения цен на все виды сырья. Продажи товаров на внутреннем рынке уменьшились на 28-30%. Прибыли компаний стремительно падали. Многие предприятия либо уже находились на пороге банкротства, либо несли убытки.

Для поддержки отечественных производителей правительство России в 2009 году подняло импортные пошлины на целый ряд товаров, в т. ч. на телевизоры с 10% до 15%, на отдельные виды металлопроката - с 5% до 15%, нелегированной стали - с 5% до 20%, на трубы из черных металлов - с 5% до 15% и 20%. Для поддержания производителей автомобилей были установлены заградительные пошлины в размере 30%. на новые (строк эксплуатации менее 3-х лет) иностранные автомашины. Транспортные средства, прослужившие от трех до пяти лет, облагались 35% таможенным сбором. На более старые автомобили пошлина оказывалась еще большей. Власти клялись во временности подобных мер. Иностранные конкуренты оказались практически вытеснены с российского автомобильного рынка. Однако крах отрасли не был остановлен.

В 2008 г. из Фонда содействия реформированию ЖКХ было выделено 50 млрд. руб. на выкуп квартир в домах с высокой степенью готовности, из федерального бюджета - 32 млрд. руб. на выкуп квартир для военнослужащих и социально уязвимых категорий граждан. Было принято решение о предоставлении в 2009 г. государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики в размере 300 млрд. руб. Для поддержки банковской ликвидности Минфин России размещал свободные средства федерального бюджета на депозитах коммерческих банков. Кроме того, в 2008 г. на внутреннем финансовом рынке были размещены средства ГК "Фонд ЖКХ" (180 млрд. руб.), ГК "Роснано" (130 млрд. руб.), а также Фонда национального благосостояния (175 млрд. руб.).

Важное место среди неотложных мер по поддержанию банковской ликвидности заняли операции предоставления Банком России кредитов коммерческим банкам без обеспечения. Данные операции охватывают широкий круг банков, имеющих кредитные рейтинги международных и/или российских рейтинговых агентств.

В 2008 г. из федерального бюджета выделено 200 млрд. руб. в виде имущественного взноса в ГК "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) для капитализации проблемных банков, а также открыта кредитная линия без лимита Банком России АСВ на цели поддержки банков, которые испытывают проблемы. На 14 января 2009 г. использовано 114,3 млрд. руб. за счет кредитной линии Банка России и 32,2 млрд. руб. за счет средств АСВ.

В качестве антикризисной меры увеличен объем страхования вкладов населения с 400 тыс. до 700 тыс. руб., Банку России предоставлены полномочия по страхованию межбанковских кредитов за счет собственных средств. Правительством РФ снижены темпы увеличения тарифов на газ и услуги железнодорожного транспорта.

Эти меры тормозили развитие кризиса, но не решали возникших проблем - доходы рядовых потребителей продолжали снижаться, банки накапливали проблемные долги, а индустрия пребывает в технологическом и сбытовом тупике. Одной из причин низкой эффективности предпринятых мер принято считать то, что эти антикризисные меры (получившие название кейнсианских), строились на расходовании государственных денег и эмиссии. В реальности использование денежных средств и печатного станка носило неолиберальный характер. Государственные траты не были направлены на повышение потребления и стимулирующие производство проекты. Считалось, что для преодоления кризиса достаточно поправить финансовое положение корпораций. Перехода от свободного рынка к макроэкономическому регулированию не происходило. Власти стремились управлять ситуацией в основном на уровне монетарной помощи большому бизнесу. Искусственное восстановление платежеспособности корпораций со временем должно было обернуться много большей глубиной кризиса, чем в конце 2010 года. Сохранить свободный рынок путем вливания в его институты государственных денег не могло получиться.

Общий итог стабилизации 2010 года можно было сформулировать так: антикризисные методы себя не оправдывают, а породившие кризис противоречия оставались не устраненными.

естественная монополия россия регулирование


Заключение

 

По своим экономическим, техническим и организационным характеристикам российские естественные монополии (РАО "ЕЭС России", ОАО "Газпром", РЖД) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего кризиса, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится "на плаву".


Список литературы

 

1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. - М.: Юрид. лит. 2008.

2. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. - М.: Юрид. лит. 2009.

. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. - М.: Юристъ. 2009.

. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. - М.: Юрид. лит. 2008.

. Новгородцев П.И. Историческая школа для юристов. - Спб.: Лань, 2008.

. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. - М.: Юритъ, 2009.

. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник. - М.: Норма, 2009.

. Крюкова С.С. Обычное право в научном наследии ранней исторической школы права в Германии // Этнографическое обозрение. - 2009. - №3.

. Райзберг Б.А. // Современный экономический словарь, М; 2006.

. Вельяминов Г. М Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004.

. Всемирная конвенция об авторском праве. Заключена в г. Женеве 06.09.1952 // Собрание постановлений Правительства СССР. Отдел второй. 1973. N 24.

. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. Заключена в г. Берне 09.09.1886 // Бюллетень международных договоров. 2009. N 9.

. Международное публичное право // отв. ред. К.А. Бекяшев, М.: Проспект 2010.

. Искусство любить // Фромм.Э. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009.

. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. - Мн.: Изд-во "Харвест", 2010.

. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. - Мн.: Изд-во "Харвест", 2007.

. Мир как воля и представление // Шопенгауэр А. - Мн.: Изд-во "Харвест", 2007.

. Всё о жизни // Веллер М. - М.: Изд-во "АСТ", 2009.

. Полюс напряженности // Накануне.ru: электронный ресурс. Режим доступа: [https://pda. nakanune.ru/article. php? tag=14212]

. Торский В.Г. Международные конвенции Организации Объединенных Наций, касающиеся мореплавания Одесса: 2009.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: