Нельзя быть «Иванами, не помнящими своего родства», любовь к Родине, истинный патриотизм начинается со знания истории своего рода.




Род Фатхия

Интересным и уважаемым представителем моего рода был отец, Ихсан Фатхиевич Фатхиев, родившийся в 1947 году в деревне Бадашка Куединского района Пермского края, в татарской семье. Получив специальность водитель-тракторист он успешно окончил среднюю Аксаитовскую школу Татышлинского района Республики Башкортостан. Затем поступил и хорошо отучился в Саратовском высшем командном училище внутренних войск (тогда было Саратовское военное училище внутренних войск), после служил на севере в Республике Коми в тайге в посёлках Иоссер, Ропча, Чиньяворык, был заместителем батальона по политической части (замполитом), параллельно заочно учился и закончил Сыктывкарский государственный университет исторический факультет. Потом перевёлся в Башкортостан в Уфу, здесь дослужился до полковника, заместителя начальника ГУИН РБ по РФ (то есть до замминистра). У него был безупречный послужной список, наград более тридцати медалей. В Управлении (также на Сабантуях) он занимал первые места по игре в шахматы, призовые места по стрельбе и лыжам. Отец любил порядок во всем и был педантичен, аккуратист, всё исполнял с большой дотошностью. У него были золотые руки, как дед был отменным плотником. Неоднократно избирался депутатом районного Совета. На пенсии работал Председателем правления садоводческого товарищества. Резюмируя, можно сделать такой вывод о нём: он был «настоящим полковником» как про него писали в публикациях в газете МВД РБ «Криминальный спектр» и районном издании в «Татышлинских вестях» (и в татарском её варианте «Тэтешле хэбэрлэре”). Годы самоотверженной службы Отчизне не прошли даром, подорвали его сердце, он умер от третьего инфаркта в 62 года. Он воспитал сына (Роберта) и дочь (Риту), дал им высшее образование и офицерское и патриотическое воспитание, продолжателями его рода являются пять внуков: Ляйсан, Чулпан, Чингиз, Яна, Есения.

 

 

Дедушка по линии отца Фатхий Шайисламович Шайисламов родился в 1903 году в деревне Илмат (Ильметово) ныне это Татышлинский район Башкортостана, был из зажиточных крестьян, окончил медресе, он даже в советское время ходил в тюбетейке и у него дома на входе висел шамааль с Аятел Корси. В период разрушения мечетей являлся одним из активистов, которые противодействовали этому. Во время коллективизации был раскулачен и репрессирован, он рассказывал о том, что отдал колхозу много скота (лошадей, коров, овец) и сельхозинвентаря (телег, плугов и т.п.) В Великую Отечественную войну воевал стрелком противотанкового ружья, был контужен, в раненном состоянии попал в плен, стойко перенёс тяготы фашистких концентрационных лагерей, как бы не было тяжко не предал Родину, не переметнулся на сторону нацистов, хотя со стороны фашистов в этом плане велась очень активная работа и многие не выдерживали мук лагеря и переходили на сторону врага. Со слов дедушки татар и башкир вербовали в Идель-Урал легион, либо отправляли на западный фронт. После войны он опять попадает лагерь, но уже в советский, как бывший военнопленный, по указу Сталина как якобы раз был в плену так значит предатель Родины, тоже стойко переносит тяготы Архепелага Гулаг.

О Войне и плене дед рассказывал так. Попав на фронт он участвовал в Сталинградской битве. В сражениях под Курском до Курской танковой битвы из-за просчёта командования его часть попадает в окружение, он был контужен, когда очнулся перед ним стоял немецкий автоматчик, так попал в плен. В концлагере их охраняли бендеровцы и власовцы. Дед рассказывал в лагере функционировал свой чёрный рынок, он был опытным шустрым человеком и там приобрёл хорошую шапку и бушлат. Но в один вечер к нему подошёл надсмотрщик и сказал, чтобы он ему отдал его хорошую одежду, иначе он его убьёт ночью прикладом по голове. Дауати дал ему свои вещи в замен бендеровец отдал ему более менее хорошую шинель и дал буханку хлеба. Дед и отец никогда не курили и дауати рассказывал такую историю в концлагере кто курил обменивали свою скудную пайку хлеба на табак и так как курили в голодном состоянии то в их организме накапливалась желтая жидкость никотин и гной, потом когда они мылись в бане эти волдыри начинали лопаться и человек в ужасных муках умирал, так как там никто медицинскую помощь не оказывал. Также дед рассказывал что фашисты вели активную пропаганду по вербовке пленных, он говорил с удивлением что там был бывший председатель их села, коммунист, что он одним первых предал Родину и дотошно уговаривал и деда, но дед на эту провокацию не пошел.

Вернувшись на Родину в Ильметово не выдержав пресса со стороны властей, переезжает с семьёй в Пермский край в Куединский район деревню Бадашка к своему брату Хабиру, который там работал бригадиром. Надо сказать о том, что их было три брата Фатхий, мой дед, Хабир и Ихсан. Ихсан погиб на полях великой отечественной войны, дед в честь него назвал этим именем моего отца. В Бадашке дед за счёт своего трудолюбия стал передовым зажиточным плотником - колхозником, он построил большой добротный дом, хозяйство, содержал пчёл, лошадь, деревенскую живность, огород, сад, воспитал шестерых детей (четырёх дочерей Нажибу (её род живёт за рубежом, в Москве, в Перми, в Куеде), Таклиму (род в Пермском крае), Мауу (род в Удмуртии и городе Агрызе), Мадехию(род в Екатеринбурге) и двух сыновей Ихсана (род в Башкортостане в Уфе), Хамитжана (род в Свердловской области в Билимбае). Печальна судьба младшего брата отца Хамитжана: он хорошо учился, гармонист, был хулиганист, первым парнем на деревне, во время службы в рядах Советской Армии отличник боевой и политической подготовки, получил звание сержанта, потом на гражданке окончил Свердловский сельскохозяйственный институт, на Родине работал на руководящих должностях в аграрном секторе, но, к сожалению, неизвестно из-за чего-то повесился (были разные версии говорили и то, что его повесили), оставив продолжателя рода сына Салавата Фатхиева, который живёт в Свердловской области в Билимбае.

Дед рассказывал и о том, что в Советское время, когда его отправляли на лесозаготовки он в неделю делал по 50 столбов. Отец говорил, что дед был очень дотошным и трудолюбивым человеком, когда они ехали в лес за дровами, дедушка пока все хорошие деревья не срезал, не думая об усталости, до тех пор не успокаивался, лишь после этого ехал обратно домой. Несмотря на выпавшие на долю деда тяжёлые испытания, прожил долгую жизнь скончался в 94 года. Бабушка его супруга Галия (в девичестве Салихова) тоже была передовой колхозницей из зажиточного крестьянского рода из деревни Ильметово Татышлинского района Республики Башкортостан.

 

 

Из уникальных личностей из рода моего отца можно назвать также его племянницу мою двоюродную сестру Лиду Сахибгараевну, дочку старшей сестры папы от Нажибы апы и дяди-зятя Сахибгарая, по профессии стилист и бизнес-леди у неё свой салон красоты, она вышла замуж за чемпиона Советского Союза, Чемпиона Европы, Олимпийских игр, бывшего президента федерации дзюдо России, успешного предпринимателя, мецената и патриота Владимира Зарипзяновича Шестакова, его хорошо знает даже сам Президент России Владимир Владимирович Путин.

 

Достойным представителем рода является по линии сестры отца Таклимы апы моя двоюродная сестра Ильсияр Усмановна Шайхунурова, её отец работал уважаемым бригадиром, он родом из деревни Курдем Татышлинского района Республики Башкортостан, она окончила экономический техникум, затем получила высшее экономическое образование и всю жизнь проработала в посёлке Куеда Пермского края бухгалтером в нефтяной отрасли. С мужем построили добротный кирпичный большой и уютный дом, ведут зажиточное хозяйство, она вырастила двоих детей, уже воспитывает четверых внуков. Как когда-то были её мама и отец очень добра и гостеприимна.

 

По линии отца представители рода это бухгалтера, врачи, шофёры-дальнобойщики и другие, они разбросаны по всей России, и в Пермском крае, и в Удмуртии, и в Екатеринбурге, и в Башкортостане, и в Москве, за рубежом, живут зажиточно.

Судьба моей матери Илюси Муллахметовны Фатхиевой (в девичестве Гайниахметова), тоже интересна, она родилась в 1948 году в деревне Шулганово Татышлинского района РБ. Училась на отлично, была первой красавицей на деревне. Поступила в Башкирский государственный университет, потом перевелась в Башкирский государственный педагогический институт (ныне Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы) и окончила факультет русского языка и литературы. 45 лет проработала учителем-филологом. С отцом офицером перенесла все тяготы военной жизни, была настоящей женой офицера, работала педагогом на севере в тайге в Республике Коми, даже преподавала в зонах среди заключённых. Воспитала двоих детей. На пенсии ухаживала за больной бабушкой.

 

В её роду были такие интересные личности. Начать надо, по линии бабушки Наили, с Казан бая это был богатый купец, который был патриотом своего народа и мусульманином. Он мусульманизировал и татаризировал удмуртские и марийские деревни. Царская администрация была недовольна этим и организовала его убийство руками удмуртов и марийцев, место, где он погиб, до сих носит название Казан бай ептысы. До этого Казан бай выдал замуж свою дочку Малику Хайдарше зажиточному крестьянину из деревни Шулганово, её в деревне прозвали богатая невестка (бай килен) так как её приданое составляло более 40 телег воза добра. У них родился сын Хабибжан, который в советское время был мельником. А у него родилась моя бабушка Наиля, она всю жизнь проработала в деревне, была передовой колхозницей, за труд награждена более десяти медалями. Нанай очень любила татаро-башкирскую литературу, знала наизусть стихи Габдуллы Тукая, Кол Гали, Мажита Гафури и др.

 

Уникальна личность и старшей сестры бабушки Зигании Хабибжановны Хабибжановой, она окончила педагогическое училище и 45 лет проработала учителем начальных классов в деревне Шулганово, также преподавала в окрестных сёлах. За самоотверженный труд награждена государством более пятнадцати медалями. Она замуж не вышла, а все свои силы направила на педагогику на детей односельчан и на помощь моей бабушке и воспитание её дочери моей мамы и внуков. У неё была отменная память и интеллект, она на праздниках на сцене читала стихи татаро-башкирских классиков и современных литераторов, активно участвовала в художественной самодеятельности аула. Это можно сказать святой человек, настоящий учитель просветитель с большой буквы. О её судьбе были публикации в Татышлинской районной газете «Житакче» («Татышле хэбэрлэре»).

У них была ещё старшая сводная сестра Шамсенвар аби, она всю жизнь проработала в колхозе бухгалтером, вышла замуж за фронтовика, который прошёл и финскую, и Великую отечественную, и японскую войны, в мирные годы работал и на шахтах Донбасса и в местном колхозе. У них родились замечательные дети, которые стали педагогами, бухгалтерами, техниками и др. Одним из ярких представителей рода по её линии является тётя Роза, она всю жизнь трудилась газовиком в Татышлах, потом была частным предпринимателем, с мужем построили коттедж, вырастила двух детей, воспитывает внуков.

 

Вообще по линии бабушки матери род очень большой, основателем рода является Давлетша, это богатый сельский бай, у него родились три сына Ахмадиша, Хайдарша, Гарайша, (это современные, Давлетшины, Ахмадишины, Хайдаршины, Гарайшины), всем им он построил отдельные дома и жили они зажиточно. У Хайдарши среди его детей был сын Хабибжан, который был трудолюбив и жил в достатке в советское время работал мельником. Во второй половине 30-х годов больше половины деревни Шулганово сгорело, двое подростков, думали в постройке для скота на сене сварить яйца в итоге получился огромный пожар, потом их шулгановцы хотели бросить в топку, но пощадили мальчиков, всё хозяйство Хабибжана пожрал огонь, в том числе и новый дом который он строил. Когда купил новый, но старый дом при его разборке наглотался пыли и затем от этой грязи и умер. Его супруга Таскира моя прабабушка, в голодном 20-ом году заболела тифом и плохо слышала, она была из семьи богатых крестьян из деревни Тау Янаульского района Республики Башкортостан. И вот на её плечи - на плечи инвалида и на плечи её дочек легла вся тяжесть по постройке нового дома и восстановлению хозяйства. Они с этой задачей успешно справились и добились зажиточного сельского уровня. За свою жизнь бабушка и тётя самостоятельно построили два новых добротных дома, не говоря уже о банях, постройках для скота, гаражах и т.п. Были авторитетны в деревне, жили в достатке, также были мастерицами на все руки, уникальными поварихами, содержали вплоть до своей смерти полный двор скота, были отменными садоводами.

Мой дедушка по линии матери Муллаахмат зурати вначале работал в колхозе, потом трудился на оборонном заводе сорок лет экскаваторщиком. До службы в рядах Советской Армии, когда родилась моя Мама Илюса, он жил бабушкой Наилей вместе, служил в городе Комсомольск- на - Амуре, тогда служили не год как сейчас, а три-четыре года. Там он завёл новую семью и у него родились двое детей, также у деда в Татышлинском районе был сын Сулейман в русской соседней деревне с Шулганом в Кустарёвке. Когда вырос, он жил в Уфе, окончил техникум, работал в советское время парторгом на оборонном заводе, затем сварщиком, у него появились две дочки. Потом развёлся и воспитал чужих троих детей, в пожилом возрасте повесился.

Деда бабушка сильно любила и до конца дней своих ждала его, была ему верна, так и не завела новую семью, хотя желающих взять её в жёны достойных претендентов - мужчин было много, сама со старшей сестрой Зиганиёй воспитала дочь - мою маму. В старческом возрасте он вернулся, обещал отдать квартиру моей маме на Комсомольске-на-Амуре, с условием, что она будет за ним смотреть, бабушка и мама были согласны, но большинство членов нашей семьи были против. Дед, когда беседовал со мной, неоднократно повторял: «Внук, жизнь прожить - не поле перейти!» Его отцом являлся Гайниахмат из рода учёных мулл. В советское время в деревне их роду дали кличку «быки» («угезляр»), так как были красивы, кудрявы, высоки, сильны, трудолюбивы, хулиганисты, любили женщин и женщины их любили - были любвеобильны. Его род тоже очень большой их было пять братьев и сестрёнка. Представители рода сейчас разбросаны по всей России, живут и в Башкортостане, и в Уфе, даже в Казахстане.

 

По линии материи в современности в основном представители рода это сельская интеллигенция и творческие люди (среди них педагог, композитор, певец Ильдар Кашипов; учитель, художник, Юнир Хаматшин; солист ансамбля «Болгар» в Набережных Челнах, обладатель Гран При конкурса татарской песни «Татар жыры» в Казани Нияз Хаматшин; Мусанниф Инсур, настоящая ф.и.о. - Шангареев Инсур Гаделгареевич (2.01.1958)] - поэт, писатель, журналист, заслуженный работник печати и массовой информации РБ (1.10.2004), лауреат газеты "Омет" 1992 г., лауреат премии имени Ф.Файзуллина, учрежденной редакцией газеты "Янаульские зори" (2005) были и председатели колхозов.

Такова судьба моего рода Фатхи, российско-башкортостанского рода, в ней были и светлые и печальные драматические моменты, но их жизнь была нераздельна с судьбой страны, я горд, что они достойно прожили свою жизнь, не опозорили честь рода, а ныне здравствующие с достоинством служат своему народу и Родине.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: