(Ж.Пиаже, 1969)
Ж. Пиаже выделил четыре периода умственного развития человека.
1. Сенсомоторный (чувственно-двигательный) - от рождения до 2 лет.
2. Дооператорный - от 2 до 7 лет.
3. Период конкретного мышления - от 7 до 11 лет.
4. Период формально-логического абстрактного мышления - от 1 i до 18 лет и далее.
I. Сенсомоторный период, когда главную роль в умственном развитии ребенка играют его ощущения и восприятия, Ж. Пиаже разделил на 6 стадий:
1 стадия «Упражнение рефлексов». От рождения до 1 месяца новорожденный хватает любой предмет, помещенный в его ладонь, сосет все, оказавшееся около рта, реагирует на резкие звуки, яркий свет и резкие движения. На этой стадии все обучение осуществляется посредством рефлекторных действий и пяти чувств. Новорожденный «упражняет» все имеющиеся у него навыки (безусловные рефлексы), многократно повторяя их, он не различает предметы и поступает с ними одинаково.
2 стадия «Первичные круговые реакции». В возрасте от 1 до 4 месяцев ребенок приспосабливается к окружающему миру. Это приспособление (аккомодация) выражается в следующих изменениях в поведении ребенка:
- начинает сосать палец, вначале случайно, затем целенаправленно попадая им в рот, что говорит о начале формирования системы «рука-рот», т.е. способности координировать действия руки и рта;
- у ребенка появляются разные схемы, позволяющие ему различать объекты, он начинает понимать, что одни предметы при сосании дают молоко, а другие - нет. Теперь, когда малыш голоден, он отвергает как объект сосания все, не дающее молока;
- ребенок поворачивает голову в направлении издаваемых матерью звуков, следит за ее перемещениями по комнате, пытается обнаружить невидимый им источник звука. Это говорит о том, что происходит формирование системы слух-зрение-движение, умение сосредоточиваться на предметах и людях. На этой стадии пропавший из поля зрения объект для ребенка перестает существовать.
|
3 стадия «Вторичные круговые реакции». В возрасте от 4 до 8 месяцев малыш выполняет целенаправленные действия, поведение становится более контролируемым и координируемым. Возникает понимание связи между действием и результатом, выстраиваются простейшие причинно-следственные связи. Складываются некоторые представления о постоянстве предметов и людей, ребенок начинает понимать, что они существуют и тогда, когда их нельзя увидеть. На этом этапе дети могут предвидеть место появления объекта, если его перемещение скрыто.
4 стадия «Координация вторичных схем». В возрасте от 8 до 12 месяцев происходит дальнейшее совершенствование целенаправленных и произвольных действий. Ребенок координирует две старые схемы, стремится добиться желаемого результата. Теперь это уже схемы целей, а также средств и способов их достижения. Такие действия являются исследовательскими. На этой стадии ребенок иногда может предвосхищать события, искать предмет именно на том месте, где находил его в последний раз.
5 стадия «Третичные круговые реакции». В возрасте от 12 до 18 месяцев ребенок становится любознательным исследователем: он ищет новые способы взаимодействия с неизвестными предметами, перестраивает способы достижения результата при смене ситуации, использует метод проб и ошибок. Начинает искать предмет не только там, где видел его раньше, но и в других местах, так как понимает, что невидимый предмет может находиться в любом другом месте. Это начало мыслительной деятельности.
|
6 стадия. В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет мышление детей полностью зависит от той информации, которую они получают благодаря органам чувств и двигательной активности. Шестая стадия развития ребенка характеризуется появлением у него
символического мышления - способности по запечатленным в памяти малыша символам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. У ребенка начинает появляться игра с предметом-заменителем, с воображаемым объектом. На этой стадии происходит совершенствование действий не только с реальными предметами, но и с их образами. Такие мыслительные операции в ряде случаев позволяют решать практические задачи, не всегда прибегая к методу проб и ошибок. К концу данной стадии начинает осуществляться постепенный переход от конкретно-чувственного (наглядно-действенного) к образному мышлению. Это длительный процесс, он длится весь дооператорный период, и в случае затруднений дети снова прибегают к помощи двигательных актов, так как для них двигательные усилия - необходимый элемент поиска, без которого им пока никак не обойтись. С возникновением более высокой формы мышления простые формы не исчезают, но отходят на задний план, являясь фундаментом высокоорганизованной мыслительной деятельности.
II. Дооперациональный период - от 2 до 7 лет. В это время у ребенка появляются сим
волические функции: язык, игра, «отсроченная» имитация, воспроизводящая события не
которое время спустя, а также внутренняя имитация, составляющая основу образного мыш
ления. У малыша появляется осознание действий прошлого и действий, не связанных с
непосредственным его окружением.
|
Мышление в данный период характеризуется:
- необратимостью, т.е. неспособностью мысленно возвращаться к исходному пункту своих размышлений;
- эгоцентризмом, т.е. неумением взглянуть на объект с позиций другого человека:
- отсутствием понятия сохранения, т.е. ребенок, фиксируя только исходное и конечное состояние объекта, не регистрирует происходящие с объектом изменения, и измененный объект не может признать идентичным исходному;
- трансдуктивным умозаключением, т.е. малыш переходит от одного частного к другому частному без соотнесения с общим;
- ребенок производит классификацию по образцу и распределяет предметы по сериям.
III. Период конкретного мышления - от 7 до 11 лет. Ребенок удерживает в памяти обра
зы предметов и действий и производит с ними мыслительные операции. Логическое мыш
ление данного этапа характеризуется тем, что касается только конкретных предметов и
явлений. Ребенок самостоятельно производит классификации и сериации, однако он не
способен мыслить гипотезами.
IV. Период формально-логического абстрактного мышления - после 11-12 лет и в
течение всего юношеского периода. У ребенка вырабатывается формальное мышле
ние, т.е. способность рассуждать, отвлекаясь от настоящего актуального момента.
Таким образом, совершенствование процесса мышления происходит постепенно от действий к осознанной целенаправленной деятельности с учетом постоянства объекта и пониманием причинно-следственных связей.
Способы деятельности на этих этапах также развиваются последовательно.
1 уровень - «метод силы» - ребенок применяет силовые пробы, пытаясь пропихнуть фигурку в первое попавшиеся отверстие.
2 уровень - «метод удачной дырки» - ребенок, запомнив отверстие, в которое провалилась одна из фигурок, старается опустить в нее все остальные На этом уровне ребенок понял, что отверстия разные.
3 уровень - «метод проб и ошибок» - ребенок последовательно пробует пропихнуть фигурку во все отверстия, пока не получит положительный результат.
4 уровень - «примеривание и зрительная ориентация» - это перцептивные способы, используя которые, ребенок оперирует не с реальным предметом, а уже с его образом. Этот уровень представляет собой переход от конкретно-умственного (наглядно-действенного) к наглядно-образному мышлению
Таблица 7