Показатели норм развития у детей доизобразительной и изобразительной деятельности




(В. Манов-Томов. 1997)

15 месяцев. Может держать карандаш и оставляет следы на бумаге.

Ребенок совершает открытие, что карандаш (фломастер) рисует. Первый шаг включает в себя знакомство с карандашом как предметом, который, двигаясь, оставляет следы. Малыш рассматривает карандаш, находит заостренный конец, постукивает им и двигает по бумаге.

18 месяцев. Черкает спонтанно, увлеченно.

След от карандаша служит стимулом, поддерживая желание увлеченно черкать. Наличие спонтанного черканья показывает, что складывается комплексное умение руки, когда воедино связывается карандаш как инструмент, бумага и результат черканья.

21 месяц. Черкает в пределах листа.

Это первый шаг в овладении техникой доизобразительной деятельности. Ребенок еще неумело держит карандаш, однако новый момент в том, что черканье совершается под контролем зрения. Способность контролировать движения позволяет малышу проводить линии только в пределах листа (разумеется, поначалу это нужно показать и закрепить). Постепенно спонтанная деятельность превращается в регулируемую.

24 месяца. Подражая, проводит вертикальные и горизонтальные линии.

Ребенок выходит из периода хаотичных каракулей и начинает проводить отдельные линии, напоминающие вертикальные и горизонтальные - в зависимости от заданной модели. Способность малыша проводить отдельные линии по подражанию показывает, что он может создать рукой то, что делает кто-то другой. Рука формируется и совершенствуется.

30 месяцев. Проводит кривую замкнутую линию.

Этот показатель выявляет значительно более высокую ступень доизобразительной деятельности. Кривую замкнутую линию можно провести только при помощи сложного движения руки по кругу под контролем зрения. Особенно важно то, что ребенок может прекратить движение в определенный момент.

36 месяцев. Рисует круг, яблоко, мячик и т. д.

Ребенок с помощью приобретенных умений проводит прямые и кривые замкнутые линии и наполняет их конкретным смыслом (яблоко, воздушный шарик). Основной смысл показателя не в умении проводить кривую замкнутую линию, а в способности понять то, что, проводя прямые и кривые линии, можно изобразить предметы окружающего мира


Таблица 12

Этапы формирования у детей навыков самообслуживания

(М. Питерси, Р. Трилор, 2001)

 

Возраст Прием пищи Одевание и раздевание Гигиена тела и навыки туалета
  Самостоятельно ест любую Снимает носки, ботин- Обращает внимание на грязные руки.
CQ пищу, пьет из чашки, кото- ки, учится снимать кол- С помощью взрослого моет и вытирает
ф рую держит двумя руками. готки. руки.
  С 12 мес. учится самостоя- Надевает шапку. Реагирует на мокрые штанишки.
  тельно есть густую пищу. Помогает одевать Когда хочет в туалет, дает знать
со С 16-18 мес. учится есть и раздевать себя соот- об этом взрослому, проявляя беспокой-
т см ложкой жидкую пищу. ветствующими движе- ство или издавая какой-то звук
1— Пользуется салфеткой с помощью взрослого ниями рук и ног  
ш Держит чашку одной рукой. Снимает расстегнутые С небольшой помощью взрослого моет
ф Пьет из чашки не проливая штанишки, куртку, паль- руки, вытирает их полотенцем.
о содержимого. то. Контролирует свой стул, снимает шта-
  Ест ложкой, ничего не ро- К двум годам частично нишки, когда садится на горшок.
■ч- няя. одевает на себя одежду В течение дня регулярно остается сухим.
CN Пользуется салфеткой, ес- с небольшой помощью Регулярно проглатывает слюну.
СО ли попросить вытереть рот взрослого Чистит по подражанию зубы
  Совершенствует навыки Надевает штанишки, Самостоятельно моет руки с мылом и
  приема пищи. носки, ботинки. вытирается полотенцем.
а Ест не размолотую пищу. Снимает футболку, ру- В 2 года 6 мес. — 3 года моет руки с мы-
В Сам аккуратно ест ложкой и башку, платье. лом перед едой.
ОС и вилкой. Расстегивает «мол- При напоминании вытирает нос.
  Пьет жидкость через соло- нию», крупные пугови- Показывает жестом или сообщает сло-
(О со минку. цы. Аккуратно, в опре- вом, что хочет в туалет.
  Самостоятельно пользуется деленном порядке, Под руководством взрослого ходит
C4J салфеткой, говорит «спаси- складывает одежду на в туалет, снимает и надевает штанишки.
  бо» стул. Вешает пальто Помогает мыть себя в ванне - трет тело губкой или рукавичкой, моет руки и ноги

Таблица 13



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: