Конкурс лучшего рассказчика




КЛАССНЫЙ ЧАС «ХОРОШИЕ МАНЕРЫ»

Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Эпиграфы:

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований»

(Р. Эмерсен).

«Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры» (Бернард Шоу).

Вступительное слово учителя

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» - так писал наш великий поэт А.С. Пушкин. Ясно, что это утверждение в равной мере относится и к внешней культуре человека.

Современный этикет наследует обычай и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит в глубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет». Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости или английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, ставшие нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись тщательно разработанные правила. За нарушение этикета назначались штрафы. Мы в нашей игре также введём штрафы за нарушения правил поведения, а в конце игры увидим, кто окажется злостным штрафником. К нарушителям дисциплины мы будем привязывать ленточки. Предлагаю самые важные правила поведения записывать в памятку воспитанного человека. (Рекомендуется оформить «Свод правил воспитанного человека», в который будут записаны самые главные выводы, и в конце у каждого будут такая памятка.)

«Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?». И всё это означает одно и то же. А как звучит это по-русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

 

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего

не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

 

Вы поздоровались, и на «капельку радостней сделалась жизнь». А ведь вы иногда, ребята, прокричите или пробурчите что-то на ходу – не то «дрпсь», не то «брысь».

 

Конкурс знатоков этикета

1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

2. Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)

5. А кстати, кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подаёт руку девушка, женщина, начальник – подчинённому.)

Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Будете следовать этому простому правилу – никогда не ошибётесь. И я предлагаю записать это в нашу памятку.

Комментарий учителя

 

Ещё совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по вашим щекам каша и никого не радует ваш чересчур весёлый, а точнее, чересчур громкий смех в транспорте. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы. Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеётся, обиженно сказала: «Моё поведение – моё личное дело!» Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек, как Робинзон, живёт на необитаемом острове. Мы живём среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.

Есть забавная история о происхождения хороших манер. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, всё как у людей. Потом всё же договорились. Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди. Так какое же следующее золотое правило поведения мы запишем в нашу памятку воспитанного человека? (Уступайте друг другу.)

Правила этикета очень разумны. Они не требуют от нас: «Делай так, а не иначе». Конечно, когда мальчик идёт с девочкой по узкой дорожке, ему следует пропустить её вперёд. Но если дорога незнакома, а идти страшновато, да ещё и корова стоит впереди, что подсказывает здравый смысл и понятие о мужском благородстве?

Или вы позвонили кому-то по телефону – первым делом поздоровайтесь и сразу назовите себя. Разумно? Очень: вашему собеседнику не придётся ломать голову над тем, с кем он разговаривает. Или вы идёте обедать – вымойте руки, иначе с пищей в организм попадёт информация. Подобных доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну, а вы продолжайте:

- тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что…;

- навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…;

- не перебивайте говорящего товарища или взрослого.

Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а во-вторых…;

- размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как вы можете при этом….

Человек может обойтись без многого – но не без человека! Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся. Именно поэтому человек так ценит друга. Но тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить! А значит, не конфликтовать по мелочам.

 

Игра «Зеркало»

Один из вас, самый смелый, встаёт перед классом, окажется как бы перед зеркалом. А ребята поочередно будут повторять его фразы, слова-паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки. Вот и посмотрели на себя со стороны. А что бы мы записали в нашу памятку? (Следите за собой всегда и везде. Помните, вы среди людей.)

 

Комментарий учителя

Обезьяны в стаде всегда борются за первенство. Кто самый главный? Кто самый сильный и умный?

Однажды молодому шимпанзе удалось стать лидером. И очень даже легко и просто. Он запугивал других членов стада ударами палки по пустой канистре из-под бензина. Но как только экспериментаторы отняли у него канистру, в группе установились прежние отношения. И никому не было дела до выскочки.

Согласитесь, что такие экземпляры встречаются не только среди шимпанзе. Есть мальчики и девочки, наверняка вы их знаете, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривлянием, шумом, неумным или даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».

Говорят, что есть три типа рассказчиков смешного. Одни, рассказывая что-нибудь, сами смеются, а слушателям не смешно; другие смеются вместе со слушателями; наконец, третьи остаются серьёзными, но умеют рассмешить слушателей. Последние и бывают лучшими рассказчиками.

 

Конкурс лучшего рассказчика

Расскажите короткую веселую историю, произошедшую с вами или вашими друзьями, близкими, или особенно понравившийся анекдот.

 

Комментарии учителя

Кто-то смог продемонстрировать драгоценное чувство юмора. А у кого-то оно ещё плохо развито. Но развить у себя чувство юмора и остроумия вполне может каждый. Что для этого нужно?

Во-первых, научитесь в любой, даже самой трудной, ситуации видеть смешную сторону.

Во-вторых, важно также с достаточной долей иронии и юмора относиться к себе самому. Это не только свидетельствует о наличии чувства юмора, но и служит хорошей защитой.

Какое золотое правило мы могли бы записать? (Учись смеяться над собой.)

Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря и вы будете учиться честно оценивать себя. Но здесь всегда будет опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о вас другие. Есть игра, в которую играют даже взрослые солидные люди: составляют перечень каких-либо качеств, а затем ставят себе за это качество отметку, и другие ему ставят. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы. Например, возьмите такой перечень: вежливость, хорошие манеры, культура речи, гостеприимство, осанка и походка, чувство юмора и остроумия, воспитанность вообще. Поставьте себе по этим «предметам» оценки. Никому не показывайте. Попросите товарищей, родителей тоже оценить вас. Посмотрите, что получится, и сделайте выводы.

Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».

Этими и другими способами попытайтесь узнать и оценить себя. И запишем последнее итоговое правило в нашу памятку: человек не должен своим поведением доставлять неудобства окружающим людям.

 

Подготовила: учитель рус. языка и

литер-ры

Новицкая Н.В.

Учебный год



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: