Литературный анализ стиха




Реферат

На тему песни «Растворите мне тёмную темницу» хутора Яминский Алексеевского района Волгоградской области

 

Выполнил: Афанасьев И.Ю.

Проверила: Кузьменко О.Д.

 

 

Москва

 

1. Введение

2. География и история

3. Песенная традиция

4. Анализ Стиха

5. Заключение

6. Источники

 

Введение

Я выбрал песню «Растворите мне тёмную темницу», так как она вписывается в концепцию курсовой темы «Песни на стихи поэтов», также эта песня относится к традиции донских казаков, носителем которой я от большей части являюсь.

Автором текста является выдающийся поэт Золотого века русской литературы Михаил Юрьевич Лермонтов. Стих М.Ю. Лермонтова «Узник», стал текстом данной песни. «Узник» - это лирическое стихотворение, в центре сюжета которого находится герой, мечтающий о свободе и страдающий из-за заключения. Основная тема - это тема свободы, которая являлось основной у казаков.

Тексты народных песен основывались на обрядах, бытовых темах, исторических событиях, библейских сюжетах, житиях святых и на многом другом. Позже, когда селяне заезжали в города, могли столкнуться с жизнью городской культуры и перенимать что-то из этого, привозя частичку городской культуры в деревню. Тем самым происходила культурная энтойкия. В данном примере – народная песня написанная на стихи М.Ю. Лермонтова. Хочу сказать, что существует большое количество песен на стихи таких поэтов как: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин, Г.Р. Державин и многие другие.

Как говорилось ранее, казаки ценили и превозносили свободу выше всего. В своих произведениях, например «Мцыри» или «Узник», Лермонтов делает акцент на такие человеческие качества, как свободолюбие, верность родине, мужество и умение в одиночестве оставаться человеком. Эти же качества казаки ценили больше всего, поэтому в фольклоре казаков присутствуют песни на стихи в основном М.Ю. Лермонтова.

 

География и история

Яминский - хутор в Алексеевском районе Волгоградской области России. Административный центр Яминского сельского поселения.

Хутор расположен в 5 км северо-восточнее станицы Алексеевской на левом берегу реки Бузулук.

 

 

Задолго до 1598 года, а именно царствования Бориса многие казаки ушли обратно на Дон, так в низовьях Бузулука в пяти километрах от станицы Алексеевской есть хутор Яминский (до 1850 года была станица Яминская). А.А. Гордеев в своей книге «История Казаков» говорит, что татары брали 10% дани с Русского Государства в том числе одного молодого человека мужчину от десяти дворов чтобы пополнять своё войско и для несения ямской службы. Вероятнее всего казаки жили в том месте при татарах и в конце 16 века вернулись в свои места.

Первые жители х. Яминский селились и жили на Старом городке. Такое название носит возвышенное ровное место, ограниченное со всех сторон обрывом, вероятно, служившим естественным укреплением. Место это находится в одном километре от моста через реку Бузулук. Старый городок был обнесен высоким дубовым частоколом. В половодье его со всех сторон заливает водой. Площадь городка составляет 3,5-4 га. Жильем для людей служили землянки. В степях между Волгой и Доном жили тогда татары, которые грабили русские селения, убивали людей. Беглые русские и татары жили вблизи друг от друга. У Подбанной горы, на так называемых Костылях жили татары. Татары делали грабительские набеги на Старый городок, выбирая для этого время, когда казаки уезжали в поля, а дома оставались одни женщины, старики и дети. Узнав про набеги татар, казаки подстроили сторожевой пост на кургане, который находился на берегу Бузулука. Курган был высокий и находился на открытом месте, был виден со всех сторон, а также был установлен дубовый столб, блоком наверху. К блоку была приспособлена веревка, по которой сторожевой узнав об опасности, поднимался зажженный сноп. По этому сигналу казаки скакали в город и отбивали набег татар, нередко завязывались кровопролитные схватки. Так татары постепенного были изгнаны из Донских степей, жители Старого городка стали переселятся на левый берег Бузулука. Когда шло переселение, то на территории нынешнего хутора Яминский было большое и глубокое озеро. Первая улица заселялась вдоль берега этого озера. Озеро постепенно зарастало камышом, затягивалось илом, засыпалось людьми. Хутор постепенно стал разрастаться. Недалеко от Старого городка есть глубокое озеро. Вода в нем черная. Из-за цвета воды озеро носит название Черная Яма. Селение на Старом городке называлось Яминским. Когда хутор переселялся на левый берег Бузулка, то и название за ним сохранилось. Прежнее место жительства стали называть Старым городком. Первые жители жили в нужде. Войдя в состав Российского Государства, казачьи войска составляли полки легкой конницы, носившей название «иррегулярной». Военная подготовка, обмундирование, снаряжение и кони казаками приобретались за свой счет. Вознаграждением расходов служили земли, на которых жили казаки. Кроме земель казакам предоставлялись другие льготы: беспошлинная торговля, рыбный промысел.

 

Песенная традиция

Сохраняя в целом черты, характерные для общерусского стиля, она имеет и ряд отличительных, самобытных особенностей. В силу исторически сложившихся обстоятельств и событий, казачья культура на протяжении веков впитала в себя традиции, нравы, быт большого количества представителей различных национальностей и этнических групп. Результатом этого многовекового развития явилось то, что в традиционной песенной культуре донских казаков мы можем, с одной стороны, найти много схожего в бытовании музыкального фольклора с традициями южнорусских областей России и, отчасти украинской культурой, а, с другой стороны, выделить черты, присущие только донской казачьей песне.

Для песенного фольклора донских казаков, так же, как и в южнорусской культуре, очень характерны такие формы бытования, как плясовой хоровод, свадебные игры и календарные празднества, насыщенные яркими напевами. На Дону распространена лирическая песня мужественного воинского склада.

Яркими стилевыми особенностями являются многоголосье с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска, в условиях напряженной голосовой тесситуры и открыто эмоциональная активная форма вокализации.

Важной отличительной особенностью является то, что песенная традиция донских казаков долгое время была исключительно мужской привилегией. Это отразилось в тематике большинства песен, в чисто мужской манере исполнения, особой тональности. Умение «играть песни» было у казаков распространённым, поэтому и форма вокализации - волевая, решительная, отрывисто-эмоциональная. Исполнители казачьих песен признаются в том, что и, напевая в одиночку, они слышат песню в многоголосном распеве. Слуховой охват всех голосов - показатель мастерства поющего. Обладатели такого слухового опыта не «играют за следом», а сразу «находят свою точку», берут «повыше» или «пониже». Наряду с этими исполнительскими приемами пению донских казаков присуще и уникальные черты. С музыкальной стороны они характеризуются, в первую очередь, протяженностью - одним из высоко оцениваемых качеств, воплощающие неограниченность пространства. Для протяжных песен характерно, прежде всего, лирическое содержание, в основном, отсутствие развернутого сюжета, последовательно развивающегося со всеми присущими ему свойствами. Ведущее значение в таких текстах получают детализация поэтических образов, передача реальной действительности через призму личных переживаний, чувств, отражение нравственно-этических, общественных и семейных норм. Реализация нравственно-этических идеалов в текстах протяжных песен осуществляется через образы-символы, символические ситуации, символическое поведение.

Таким образом, общественно-бытовые функции обнаруживают себя в мотивации сюжетов (тема героизма, разлуки с родиной, семьёй, матерью, смерть на чужбине тема супружеской неверности, несчастной любви).

Другая ситуация с обрядовыми песнями. Свадебный обряд донских казаков эклектичен. В целом обряд испытывает воздействие украинской культуры, но вобрал в себя и элементы северных и западных регионов России. Отличительным признаком казачьего пения-выделение виртуозного подголоска- «дисканта». Наиболее интересен он в исполнительской манере жителей среднего Дона. Он исполняется тенором и альтом при вокализации гласных «о-а-е», при этом голосом выводятся сложнейшие мелодические обороты. Для казачьих песен характерна также чеканная ритмика. В исполнительской трактовке доминирует энергичная импульсивная подача музыкального материала.

Пение часто сопровождается богатой жестикуляцией. Женское пение, бытовое и обрядовое, относящееся к южно-русской песенной традиции а с другой, женщины умеют петь «под мужчин». Имитация мужской манеры обычно связана с замещением мужских голосов в «служилом» репертуаре.

 

 

 

Литературный анализ стиха

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества. Многие из них стали народными песнями.

стихотворение «Узник» 1837 год

Силлабо-тонический тип стиха (шестистопный хорей). Лирический жанр. Так же присутствуют эпитеты «Чернобровая девица», «Черногривый конь» и тд. Стихотворение написано в стиле романтизма. Из-за лирического жанра стихотворения здесь присутствует мотив испытания жизнелюбия, надежд и одиночества. Но из-за того, что герой преодолевает это гнетущее чувство, он начинает чувствовать некую свободу в своей голове. Важно упомянуть то, что Автор соотносит себя с героем стихотворения, так как Лермонтов в момент написания стиха находился в ссылке.

 

Заключение

Как писалось ранее, казаки вдохновлялись поэзией Лермонтова, видя в ней свои идеалы жизнелюбия и рвения к свободе. Именно это имело своё быть в песенной традиции казаков.

 

Список литературы и источников

В.А. Апрасакин «Казачья Старина»

С.Ю. Польгов «Календарные праздники и обряды донских казаков»

А.С. Кабанов «Многоголосие и ритмика протяжной песни донских казаков»

Т.С. Рудиченко «Донская казачья песня в историческом развитии»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Лермонтов,_Михаил_Юрьевич



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: