Глава I Тема современного промышленного города в творчестве импрессионистов




Содержание

 

Введение. 3

Глава I Тема современного промышленного города в творчестве импрессионистов 6

Глава II Женские образы в творчестве импрессионистов. 10

Глава III Изображение людей городского дна, отверженного буржуазным обществом. 14

Глава IV Значение творчества импрессионистов в мировой культуре. 17

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 20

 


 

 

Введение

 

В конце XIX века, в эпоху больших общественных потрясений, зародилось новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм»-от французского «impression», что означает «впечатление». Представители импрессионизма стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни.

Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во Франции, когда живописцы Э.Мане, О.Ренуар и Э.Дега и другие внесли в искусство многообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Для их произведений характерна кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные ракурсы, срезы фигур рамой. Новая живописная манера, новые объекты внимания – все это объединяло непохожих, но близких по духу художников. Импрессионизм стал началом новой эпохи в живописи, послужил толчком для многих художественных открытий.

В Париже, недалеко от Монмартра, расположен квартал Батиньоль. Там в описываемое время находились многочисленные художественные мастерские. Творческие люди нуждались в общении с единомышленниками, во встречах и дискуссиях. Подобно тому как рабочим местом импрессионистов стал пленэр, а не мастерская, местом дружеского общения стали парижские кафе. За столами обсуждались последние события культурной жизни, вырабатывались концепции, вспыхивали жаркие споры. Порой даже слишком жаркие: однажды Клод Моне вызвал критика Эдмонда Дюранти на дуэль и легко его ранил.

Историю импрессионизма не возможно представить без так называемого «Салона отверженных». В конце XIX века, во время правления во Франции императора Наполеона III, каждые два года во Дворце Промышленности проходила выставка работ официальных художников. Она называлась Салоном. Произведения для Салона отбирало жюри. Быть представленным в Салоне было почетно и выгодно: художник получал право продавать свои картины государственным учреждениям и музеям.

В 1863 году импрессионисты предложили свои картины в жюри Салона, но были отвергнуты. «Забракованные» художники возмутились. Разгорелась дискуссия, в которую вмешался император. По его распоряжению была организованна отдельная выставка, которая и получила название «Салона отверженных».

Представленные на выставке работы были столь неожиданны для вкусов широкой публики, что почти каждую картину посетители приветствовали дружным хохотом. Однако только в день открытия «Салон отверженных» посетило около семи тысяч человек!

Особое возмущение вызвала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Подобная судьба картины, воплотившей новаторские художественные принципы, не случайна. Всю жизнь Мане боролся за признание своего искусства и в конечном итоге победил. Собирательное название «импрессионисты» группа художников-новаторов получила после их неудачной совместной выстави 1874 года, где было представлено полотно Клода Моне «Восход солнца. Впечатление».

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Клоду Моне особенно удавались городские пейзажи, Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей.

В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Цель написания реферата - показать, как отразились в творчестве импрессионистов важнейшие идейно и эстетические проблемы второй половины 19 века.

Для достижения указанной цели в работе сформулированы следующие основные задачи:

- раскрыть тему современного промышленного города в творчестве импрессионистов, значение женских образов в творчестве импрессионистов, изображение людей городского дна, отверженных буржуазным обществом;

- показать значение творчества импрессионистов в мировой культуре

Я выбрала эту тему, потому что творчество импрессионистов меня привлекло легкостью письма. Эти люди смело и мужественно вносили новшества в живопись, находя впоследствии свой неповторимый стиль. Их произведения на первый взгляд кажутся простыми, но если внимательно всматриваться в них, то можно увидеть, что на самом деле хотел сказать автор. Они смогли показать на своих полотнах все мимолетные явления природы, как никто другой. Все проникнуто светом, воздухом и душевной теплотой. Произведения импрессионистов, дали мне возможность увидеть всю красоту и чувственность окружающего мира.

 

 


Глава I Тема современного промышленного города в творчестве импрессионистов

18-19 вв. обозначились периодом расцвета европейского искусства. Во Франции, император Наполеон III приказал приступить к реконструкции Парижа, после военных действий во время Франко-прусской войны. Париж быстро стал тем же «сияющим городом», каким он был при Второй Империи и вновь провозгласил себя центром европейского искусства. Поэтому многие художники - импрессионисты обращались в своих работах к теме современного города. В их работах современный город не чудовище, а место родины, где живут люди. Многие работы пропитаны сильным чувством патриотизма.

Особенно это можно проследить в картинах Клода Моне. Он создал более 30 картин с видами Руанского собора при самом различном освещении и состоянии атмосферы. Руанский собор – один из величайших памятников французской готической архитектуры XIII века. На протяжении нескольких месяцев Моне снимал комнату напротив Руанского собора и внимательно наблюдал за изменениями освещения. Работу он заканчивал в мастерской по памяти. Вот названия некоторых полотен из грандиозной серии: «Портал. Утренний туман», «Портал. Гармония в голубых тонах», «Портал. Гармония в коричневых тонах», «Симфония в серых и розовых тонах».

Слово «симфония» как нельзя более подходит к определению всей серии в целом. Каждая картина – словно часть величественного органа. А все вместе они звучат подобно органной мессе.

Изменение колорита влечет за собой и изменение композиции. В утреннем тумане собор словно отступает вглубь, в сиреневых и розовых тонах становится похожим на сновидение. В лучах солнца приближается к зрителю и весь как бы возносится вверх, звеня, словно золотой колокол или натянутая струна. В картинах красочное пятно полностью растворяет линию, художник передает не материальную тяжесть камня, а как бы легкую красочную завесу.

Импрессионисты стремились к тому, чтобы сделать картину подобной открытому окну, сквозь которое виден реальный мир. Зачастую они выбирали точку зрения из окна на улицу. Представленный знаменитый «Бульвар Капуцинок» К. Моне, написанный в 1873 году, а показанный на первой выставке импрессионистов в 1874 году, является прекрасным примером этого приема. Здесь много новаторского - мотивом для пейзажа выбран вид большой городской улицы, но художника интересует ее облик в целом, а не ее достопримечательности. Вся масса людей изображена скользящими штрихами, обобщенно, в которых трудно разобрать отдельные фигуры.

Моне передает в этом произведении мгновенное, чисто зрительское впечатление от едва заметно вибрирующего воздуха, от уходящих вглубь улицы, людей и уезжающих экипажей. Он разрушает представление о плоскости холста, создавая иллюзию пространства и наполняя его светом, воздухом и движением. Человеческий глаз устремляется в бесконечность, и нет предельной точки, где бы он мог остановиться.

Высокая точка зрения позволяет художнику отказаться от первого плана, и он передает сияющие солнечное освещение в контрасте с голубовато-лиловой тенью от домов, лежащей на уличной мостовой. Солнечную сторону Моне дает оранжевой, золотисто-теплой, теневую - фиолетовой, но единая свето-воздушная дымка придает всему пейзажу тональную гармонию, а контуры домов и деревьев вырисовываются в воздухе, пронизанном солнечными лучами.

В 1872 году в Гавре Моне пишет «Впечатление. Восход солнца» - вид Гаврского порта, представленный потом на первой выставке импрессионистов. Здесь художник, как видно, окончательно освободился от общепринятого представления об объекте изображения как некоем объеме и всецело посвятил себя передаче сиюминутного состояния атмосферы в голубых и розово-оранжевых тонах. В самом деле, все как будто становится нематериальным: гаврский мол и корабли сливаются с разводами на небе и отражением в воде, а силуэты рыбаков и лодок на первом плане - это всего лишь темные пятна, сделанные несколькими интенсивными мазками. Отказ от академической техники, живопись на пленэре и выбор непривычных сюжетов в штыки воспринимались критикой того времени.

Еще одним выдающимся произведением, посвященным городу, стала картина Клода Моне «Вокзал Сен-Лазар». На мотив вокзала Сен-Лазар Моне исполнил свыше десяти картин, семь из которых, были выставлены на 3-ей выставке импрессионистов в 1877 г.

Моне снял крохотную квартирку на улице Монси, расположенной неподалеку от вокзала. Художнику была предоставлена полная свобода действий. Движение поездов на время приостанавливалось, и он мог хорошо видеть платформы, топки дымящих паровозов, которые были заполнены углем - чтобы из труб валил пар. Моне прочно «обосновался» на вокзале, пассажиры наблюдали за ним с почтением и трепетом.

Поскольку облик вокзала постоянно менялся, на «натуре» Моне делал лишь эскизы, а по ним в мастерской писал уже сами картины. На полотне мы видим большую железнодорожную станцию, покрытую навесом, укрепленным на железных столбах. Слева и справа находятся платформы: один путь предназначается для пригородных поездов, другой - для поездов дальнего следования. Особая атмосфера передается через контраст тусклого освещения внутри станции и яркого ослепительного уличного света. Клубы дыма и пара, рассеянные по всему холсту, уравновешивают контрастные полосы освещения. Дым просачивается повсюду, сияющие облака клубятся на фоне едва различимых силуэтов зданий. Густой пар словно придает форму массивным башням, прикрывая их легкой вуалью, подобной тончайшей паутине. Картина написана в нежных приглушенных тонах с тончайшими переходами оттенков. Стремительные точные мазки в форме запятых, характерные для того времени, воспринимаются как мозаика, у зрителя создается впечатление, что пар то рассеивается, то сгущается.

Другой представитель импрессионистов, К. Писсарро, как и все импрессионисты, любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности.

Искусствоведы отмечают своеобразие мазка Писсарро- крестообразное сочетание параллельных и диагональных линий, что придает изображению глубину и ритмичность.

Наибольшую известность художнику принесли изображения парижских бульваров. Его серия из пятнадцати парижских бульваров – своеобразный портрет дышащего, спешащего, живущего города.

Зимой и весной 1897 года Писсарро работал над серией полотен «Бульвары Парижа». Наброски для серии художник делал из окна номера в парижской гостинице, а завершал работу над картинами в своей студии в Эраньи в конце апреля. Эта серия - единственная в творчестве Писсарро, в которой художник стремился с максимальной точностью запечатлеть различные состояния погоды и солнечного освещения. Так, например, художник написал 30 картин с изображением бульвара Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна.

В картинах «Бульвар Монмартр в Париже» мастер К. Писсарро виртуозно передал богатство атмосферных эффектов, красочную сложность и тонкость пасмурного дня. Динамика городской жизни, столь убедительно воплощенная быстрой кистью живописца, создает образ современного города - не парадного, не официального, а возбужденного и живого. Городской пейзаж стал главным жанром в творчестве этого выдающегося импрессиониста.

Особое место занимает в творчестве Писсарро столица Франции. Художник постоянно жил за городом, но Париж настойчиво притягивал его.
Париж пленяет его непрекращающимся и всеобщим движением - ходьбой пешеходов и бегом экипажей, течением потоков воздуха и игрой света. Город Писсарро - не перечень достопримечательных домов, попавших в поле зрения художника, а живой и беспокойный организм. Захваченные этой жизнью, мы не осознаем банальности строений, составляющих бульвар Монмартр. Неповторимое очарование находит художник в неугомонности Больших бульваров. Писсарро говорил, что единственное, что останавливает его работу, - это отсутствие солнца. Однако в его серии «Бульваров» есть и ночной пейзаж, который поражает игрой вечерней иллюминации, поэтизирующей Париж – «праздник, который всегда с тобой». Утренним и дневным, вечерним и ночным, залитым солнцем и посеревшим запечатлел Писсарро бульвар Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна. Ясный и простой мотив уходящей вдаль улицы создает четкую композиционную основу, не меняющуюся от холста к холсту.

Совершенно иначе строился цикл холстов, написанных в следующем году из окна Луврского отеля. В письме к сыну во время работы над циклом Писсарро подчеркивал отличный от Бульваров характер этого места, то есть площади Французского театра и прилегающего района. Действительно, там все устремляется вдоль оси улицы. Здесь - площадь, служившая конечной остановкой нескольких омнибусных маршрутов, пересекается в самых различных направлениях, и вместо широкой панорамы с обилием воздуха нашим глазам предстает замкнутое пространство переднего плана.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: