Общедидактические принципы.




Понятие о принципах. Принципы музыкального обучения.

Отличительной особенностью мастерства педагога является не только углублённое знание предмета, но и системная организация всех методов и приёмов на основе закономерностей и принципов обучения.

В определении направляющих установок в обучении и воспитании музыкантов неоценимую помощь оказывает общая педагогика, где принципы обучения подробно разработаны. Вместе с тем они не могут быть механически перенесены в музыкальную педагогику. Так как обучение музыке проходит в индивидуальной форме, то это открывает дополнительные возможности в повышении эффективности педагогического процесса и несколько смещает акценты в формулировании принципов.

Исходя трактовки самого слова «принцип» (в переводе с латинского «principium» – основа, начало), принципами обучения (или дидактическими принципами) можно назвать основополагающие идеи, требования к процессу обучения, выполнение которых обеспечивают его эффективность.

В реальных условиях музыкального образования принципы выполняют функцию стратегических ориентиров: позволяют придать процессу обучения определенную направленность, отобрать адекватные содержания, формы и методы, обеспечив тем самым продуктивность процесса.

Общий фонд принципов обучения, которым располагает музыкальная дидактика, весьма значителен. Этот фонд составляют:

метапедагогические принципы;

• общедидактические принципы;

• музыкально-дидактические принципы.

Метапедагогические принципы входят в ту сферу педагогических знаний, которая «включает сверхинформацию, не имеющую временных и территориальных (государственных) границ, переходящую из века в век, из страны в страну». Истоки этих идей, обретших определенное научное оформление в новое время, можно обнаружить в трудах древних мыслителей, а также в фольклорных памятниках, отражающих педагогические воззрения разных народов.

К метапедагогическим принципам относят принцип природосообразности и принцип культуросообразности.

- принцип природосообразности. Этот принцип входит в арсенал гуманистической педагогики, трактующий ученика равноправным субъектом педагогического процесса, а его природные данные - главными определяющими факторами воспитания. Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов. Предложен Яном Амосом Коменским (чешским педагогом, 1592 -1670),этот принцип разрабатывали в своих трудах Иоганн Генрих Песталоцци (1746— 1827, швейцарский педагог) и Константин Дмитриевич Ушинский (1824- 1871, русский педагог, основоположник научной педагогики в России). Суть его заключается в том, чтобы центром любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.

- принцип культуросообразности отражает идею сочетания воспитания и обучения с внешними условиями, а именно-с культурой.

Предполагает учет условий, в которых находится человек, а также культуры данного общества, в процессе воспитания и образования. Идеи необходимости принципа культуросообразности были развиты немецким педагогом Фридрихом Адольфом Вильгельмом Дистервегом(1790 - 1866), разрабатывавшим теорию развивающего обучения. Состояние культуры любого народа выступает в качестве основы, базиса, из которого, по мнению Дистервега, развивается новое поколение людей, поэтому та ступень культуры, на которой находится общество, предъявляет школе и всей системе образования в целом требование поступать культуросообразно, т.е. действовать в соответствии с требованиями культуры, чтобы воспитать интеллигентных, образованных людей.

Общедидактические принципы.

В группу основных общедидактических принципов входят следующие: научности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, индивидуального подхода к ученику.

1 .Принцип систематического и последовательного обучения исходит из того, что нельзя овладеть предметом обучения, если изучать его от случая к случаю, отрывочно и нерегулярно. Занятия должны посещаться регулярно, изложение предмета проводиться последовательно, согласно логике развития данного предмета. В музыкальной педагогике последовательность применяемых методов и их систематичность имеет важнейшее значение для формирования музыкальных знаний, умений и навыков, развития музыкальных способностей и эстетического вкуса. Этот дидактический принцип включает в себя такие требования, как связывание незнакомого материала со знакомым, изложение от простого - к сложному, от лёгкого - к трудному, с раскрытием между ними причинно-следственных связей и с подведением к необходимым обобщениям. Также систематически накапливается и исполнительский фонд умений и навыков.

Характерной особенностью музыкального обучения является необходимость в систематических домашних занятиях. В музыкальной учебной практике они необходимы для формирования музыкального образа и воспитания исполнительских средств его воплощения, что требует систематических занятий и длительной тренировки. Музыкальный образ и исполнительские движения не только обогащают друг друга, но порой и сдерживают взаимное развитие. Требуется время для их слияния, что и вызывает необходимость в систематических занятиях.

Принцип систематического и последовательного обучения означает также правильное планирование работы с учащимся и точный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ученика, в том числе верно сбалансированное соотношение учебно-педагогического и художественного материала. Этот принцип должен включать и такое правило, как усвоение 1-частных, 2-х и 3-х частных произведений малой формы (песен, менуэтов, вариаций) до изучения крупной формы.

2. Принцип сознательного усвоения знаний в музыкальной педагогике является антиподом авторитарных методов преподавания («играй так!»), подражания игре педагога и бездумного тренажа по формуле «чем больше, тем лучше». Принцип сознательного обучения требует от ученика умения самостоятельно разобраться в темпе, знаках, аппликатуре штрихах, позициях, содержании исполняемого произведения. Применение этого принципа связано с уровнем музыкального и общего развития ученика, его потенциальными и возрастными особенностями. Действовать сознательно в музыке – это не только уметь сделать формальный анализ, но в первую очередь слышать внутренним слухом изучаемое произведение; это означает играть образно, выразительно, понимать стиль исполняемого произведения и применять необходимые именно в данном случае штрихи, аппликатуру. Сознательная работа помогает выработать целесообразные приёмы игры, учит управлять свободными движениями, повышает эффективность упражнений. Сознательность в исполнении опирается на хороший слуховой самоконтроль, самокритичность в исполнении, что служит основой для развития самостоятельности в работе учащегося. Постепенно у ученика формируется собственный подход к изучению произведения, индивидуальный метод организации работы и в итоге – самостоятельность мышления

3. Принцип прочного усвоения знаний в музыкальной педагогике – это последовательное накопление знаний и умений до такой степени, чтобы они стали достоянием ученика и составили собственный фонд приёмов умственной работы и исполнительских движений. Он требует тщательной проработки каждого произведения и основных исполнительских навыков, хорошей подготовки к выступлению в концерте или на экзамене в противоположность тому, когда произведение наспех «склеивается» для показа или отчётности, когда навыки не отрабатываются до полной готовности, а тот или иной исполнительский приём то получается, то нет.

4. Принцип доступности обучения связан с необходимостью учитывать возрастные особенности учащихся. Музыкальное развитие отличается от общего тем, что оно не так жёстко связано с возрастными нормами. Нередко младшие школьники в состоянии овладеть и на высоком художественном уровне исполнить сложные музыкальные произведения. В музыкальном обучении доступность связана не столько с возрастом, сколько с индивидуальными особенностями учащихся – уровнем их музыкальной одарённости, общим и музыкальным развитием, способностью к усвоению.

Доступность обучения требует учёта таких сторон в развитии психики, как необходимость завершения определённых её циклов. В музыкальной педагогике это - то индивидуально необходимое время, которое требуется для овладения тем или иным произведением, его «созревания». Этот принцип требует гибких и эффективных методов преподавания. Речь идёт о выработке методов преподавания, адресованных каждому ученику и делающих доступным для него любой изучаемый материал.

5. Принцип наглядности обучения достигает наибольшего эффекта, когда он следует диалектическому закону познания: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…». В музыкальной педагогике используются два основных вида наглядности: показ (иллюстрация) и объяснение. Цель показа – создание представления о художественном образе. Различают педагогический и исполнительский показ. От художественного исполнения педагогический отличается тем, что он сопровождается анализом игровых приёмов и указанием на способы овладения ими. Без объяснения и обсуждения важнейших сторон исполнения показ сведётся к простому подражанию игре педагога.

6. Принцип индивидуального подхода следовало бы поставить в музыкальной педагогике на первое место. Он связан с задачей максимального развития присущих каждому ученику черт, свойств и особенностей, составляющих творческую музыкальную индивидуальность. Индивидуальная форма занятий даёт возможность наиболее эффективно воздействовать на музыкальное развитие учащихся. Психологическая сущность индивидуального подхода заключается в способности и умении понять образ мышления ученика, правильно использовать его интересы и склонности, увлечения и желания. Чуткость педагога к настроению и психике ученика делает его более наблюдательным и зорким, а значит – более метким и оперативным в своей работе.

Важнейшей стороной является понимание того, в какой мере и в какой форме нужно оказать помощь ученику и что он может выполнить самостоятельно, какой темп обучения должен быть избран для данного ученика. Составной частью индивидуального подхода является объективный анализ достижений и недостатков ученика и наличие педагогического такта.

7. Принцип активности выдвигается как признание ведущей роли педагога в музыкальном развитии и как необходимость активной деятельности учащегося на всех стадиях учебного процесса. В плане развивающего обучения под активностью понимается максимальное участие учащегося в учебной деятельности. Активность учащихся может проявляться на разных уровнях. Многочасовые механические упражнения – один из видов активной учебной деятельности, но далеко не самый продуктивный. Высшей формой активности является напряжённая мыслительная деятельность и активное эмоциональное отношение к исполнению и обучению в целом.

Необходимо отметить тесную связь между собою основных дидактических принципов и их взаимное проникновение друг в друга. Нельзя говорить об одном из них вне связи с другими: например, о принципе сознательности вне учёта последовательности обучения или об этом принципе вне его связи с принципом прочного усвоения знаний. Опаснее всего формальное применение дидактических принципов в музыкальной педагогике. Один и тот же репертуар для всех учащихся, одна и та же последовательность в изучении исполнительских навыков под флагом выполнения систематического и последовательного обучения едва ли будут оправданными. Наиболее оптимальный результат в музыкальном развитии учащихся можно получить при творческом применении дидактических принципов, гибких методах обучения, которые допускают разнообразное использование репертуара и различные способы его изучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: