Современная система искусств – виды, роды, жанры




Морфология искусства – это учение о строение мира искусств. Каждый человек сталкивается с многообразием художественных форм. Мир искусства – мир многообразия не только единичных художественных произведений, но и некоторых более общих образований, таких, как вид и род искусства, жанр. Всем знакомы традиционные виды искусства – литература, музыка, танец, изобразительное искусство, архитектура, театр и кино. В повседневной практике большинство из нас сталкивалось с произведениями декоративно-прикладного искусства. Мы посещаем цирк, смотрим телевизор, и это тоже самостоятельные виды искусства, хотя телевидение не является исключительно художественной деятельностью. Сама система видов искусств очень подвижна. Новые виды искусства возникают благодаря развитию техники. Так, Дагер в XIX веке изобрел способ фиксации изображения, сами изображения назывались дагерротипами. Из дагерротипов родилась фотография. Первое время фотография очень хотела «дотянуться» до изобразительного искусства. Отсюда – и ретушь, и рисованные задники, на фоне которых фотографировались семейства и отдельные заказчики. Новая практика только тогда становится практикой художественной, когда в ней обнаруживаются свои собственные способы конструирования реальности, то, что в дальнейшем, мы будем называть, языком отдельного вида искусства.

Морфология искусства занимается анализом огромного разнообразия языков искусств, результатами их синтеза, исследует ограниченность возможностей того или иного вида искусства Видовое разнообразие искусства постоянно помогает обнаружить все существенные уровни разделения художественно-творческой деятельности человека. Морфология искусства позволяет увидеть и выделить связи между видами искусств, они как раз более менее очевидны. Под видом искусства мы понимаем исторически сложившиеся способы художественного освоения мира, основанные на единстве изобразительно-выразительных средств. Так, когда мы говорим об изобразительном искусстве как виде, при всем различии живописи и графики, мы понимаем, что эти искусства едины, так как их способ освоения мира связан с заполнением плоскости. Как бы не был велик соблазн противопоставить точность графического изображения, подробности живописного портрета абстрактному пятну, в формальном отношении, в том и другом случае мы имеем дело с изобразительным искусством, с заполненной поверхностью. То же самое происходит и с музыкой, доминантной которой оказывается звук и исходящие из его возможностей способы освоения мира. Но искусство, кроме видов, представлено и другими общностями – родами и жанрами. Говоря о литературе как виде искусства, мы понимаем, что она (литература) разная не только по содержанию, но и по объему осваиваемого материала, и по способу организации текста. Так, в литературе выделяют три рода – эпос, лирику и драму. Это разделение идет от Аристотеля, чья «Поэтика», написанная почти 25 веков назад, до сих пор – «работающая», актуальная книга. Главное отличие эпоса от лирики заключается в характере освоения мира: большое историческое пространство и время воспроизводятся и конструируются в эпосе, индивидуальная, частная жизнь важна для лирики. В эпической литературе предстает история народов, стран, политических режимов, войн и побед, даже сами названия эпических произведений говорят о многом. К примеру, «Илиада» Гомера, «Война и мир» Льва Толстого, «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана. Литература, как известно, подразделяется на прозу и поэзию, это разделение идет по другим основаниям, по разным способам связи между языковыми элементами. Любой художественный текст строится по определенным законам, выступающим в виде ограничений, но поэтический текст подчиняется гораздо большим ограничениям, нежели прозаический. Собственно ограничения и делают литературу видом искусства, поэтому поэзия старше прозы. Об этом много писал исследователь поэтического текста Ю.М. Лотман, обращая внимание на то, что поэтический текст подчиняется всем правилам языка, но на него накладываются новые, дополнительные по отношению к языку, ограничения: требование соблюдать определенные метро-ритмические нормы, организованность на фонологическом, рифмовом, лексическом и идейно-композиционном уровнях. Все это делает поэтический текст значительно более «несвободным», чем обычная разговорная речь. Такое же родовое многообразие мы находим, к примеру, в театре. Говоря о театре как виде искусства, мы понимаем, что есть музыкальный, драматический, кукольный, данс-театр. А музыкальный театр, в свою очередь, это и опера, и балет, и оперетта. Таким образом, род выступает индикатором своеобразия художественной структуры.

Искусство – это не только видовая и родовая системы, но и жанровая. При определении жанра мы, в первую очередь, делаем акцент на избирательность в рамках вида искусства. Понятия «жанр» и его «память» мы касались в лекции о художественной форме. Жанр – указывает и на содержательный план искусства (объем материала, предметная избирательность, особая оценочность), и на структурно-формальный (языковые ограничения, идущие от особенностей вида искусства). Но не будем больше злоупотреблять примерами. Попытаемся понять, почему искусство так неоднородно? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить предыдущие темы, в которых говорилось о предмете искусства и особенностях языка искусства.

Предмет искусства как исторически меняющееся поле действительности, взятой в духовно-ценностном значении, изменчив, но именно в нем всегда отражается глобальная, двуединая задача искусства: освоить сам мир и показать авторское отношение к миру. Способы освоения (технологии) у искусства ограничены. Общий для всех видов искусств художественно-образный способ работы с миром, становится конкретным, опираясь на формальные возможности того или иного вида искусства. Первым, решающим «ограничителем» возможностей искусства является физический материал. Все материалы подразделяются на естественные и искусственные. К естественным материалам относятся краски, камень, человеческое тело с его пластикой, голосом, интонациями. Благодаря искусственному материалу – целлулоидной пленке – появился кинематограф. Понятно, что все эти материалы обладают разным сопротивлением времени, по-разному «готовы» к обработке. Материал в видовом разнообразии искусства играет «роковую» роль. Театр – один из самых недолговечных видов искусств (не в смысле его истории), а по способу существования отдельных произведений, ибо материалом его выступает актер, судьба которого «у времени в плену». Мы знаем, что после ухода из жизни актера, зачастую снимались и спектакли. Так было у Юрия Любимова, когда ушел из жизни В. Высоцкий.

Слово как материал литературы делает этот вид искусства уникальным по отношению к другим, т. к. только материалом литературы мы пользуемся в повседневной жизни. Звук как материал музыки обладает определенными физическими характеристиками, требующими от воспринимающего особой настройки, концентрации внимания, ибо он ограничен во времени. А искусственный материал кинопленка оказалась совершенно недолговечной, еще и легко воспламеняемой. Прагматичные американцы сразу обратили на это внимание и стали переводить содержание кадров на картон. Это, конечно, уже не кино, но по законам США начала ХХ века все, что «записано» на бумажные носители, должно храниться в библиотеке Конгресса США. Вот почему ранний американский кинематограф сохранился (был материал для реставрации) в отличие от европейского и российского. Физический материал как элемент художественной формы не только усиливает или, наоборот, ограничивает возможности освоения мира, но и задает возможные параметры восприятия искусства (аудио и видео). Именно на материале и формируется система изобразительно-выразительных средств, т. е. язык искусства. Таким образом, исторически художественная практика оказывается в следующей ситуации: с одной стороны, глобальность задач искусства по освоению меняющегося разнообразного, многоголосного мира, с другой – ограниченность средств освоения. К примеру, Ю.М. Лотман в книге «Анализ поэтического текста» показывает, как художественный повтор является метаязыковым средством. И действительно, на повторе строится практически все музыкальные формы классической музыки – сонатная форма, вариации, секвенции и т. п. В основе киномонтажа тоже лежит повтор, и орнамент в изобразительном искусстве также строится на повторе элементов. Теория художественного повтора хорошо иллюстрирует способность искусства «экономить», и эта «экономия» заставляет его (искусство) искать новые материалы, объединять языковые возможности уже существующих видов искусств.

Сегодня по отношению к морфологии искусства возможен определенный скепсис. Можем ли мы говорить о видах или родах искусства в постклассической художественной культуре, не осталась ли эта проблематика в классицистском прошлом? Где сегодня можно найти «чистые» виды, роды и жанры искусства? Кстати, проблема «чистоты» – не только теоретическая, но и практическая проблема. Здесь мы подходим к морфологии искусства с точки зрения прагматики. К примеру, практически на всех фестивалях, будь то кинофестивали или театральные фестивали, конкурсные программы составляются по номинациям, а затем, номинируются и призы. Сами номинации – дань уважения классической видовой и жанровой дифференциации. А художественная практика давно уже вышла из видовой, родовой и жанровой определенности. Спектакль Екатеринбургского театра кукол «Бобок», номинированный на «Золотую маску», никак не попадал в рамку кукольного спектакля. Совершенно непонятно, по какому реестру рассматривать театр-лабораторию Дмитрия Крымова? На «Маске» он обычно получал приз в номинации «эксперимент», так как не подходил по формальным признакам ни к драматическому, ни к музыкальному, ни к кукольному спектаклю. А появление таких новых арт-практик, как перформанс, инсталляция? Все эти явления существуют на границах традиционной системы искусств. Наши примеры показывают реальную практику искусства, с необходимостью ориентированную на видовое, родовое и жанровое многообразие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: