Вопросы к зачету по курсу педагогической конфликтологии
- Объект и предмет изучения педагогической конфликтологии;
- Основные линии противоречий в педагогическом взаимодействии;
- Определение конфликтной ситуации, инцидента, конфликта;
- Чем отличается конфликт от других видов социальных противоречий?
- Основные функции конфликта в педагогическом процессе, конструктивные и деструктивные конфликты;
- Основные параметры для классификации конфликтов в сфере образования;
- Непосредственные причины возникновения организационных, эмоциональных и социально-трудовых конфликтов;
- Типология конфликтов между учителем и младшими школьниками;
- Типология конфликтов между учителем и подростками, старшеклассниками;
- Типология конфликтных отношений участников педагогического процесса (преподаватель, ученики, родители);
- Что общее и в чем различия между конфликтами потребностей, интересов и ценностей?
- Характеристики стадий конфликта;
- Какие методики используются для диагностики конфликтов в учреждениях сферы образования?
- Объясните понятия «урегулирование конфликта» и «разрешение конфликта»;
- Роль переговорного процесса в урегулировании конфликтов;
- Характеристики стилей конфликтного поведения;
- Взаимосвязь стилей конфликтного поведения и способов разрешения конфликтов;
- Какие обстоятельства следует учитывать при определении стратегии разрешения конкретного конфликта в учреждении сферы образования?
- Чем обусловлено приоритетное использование того или иного способа разрешения конфликта?
- Каковы возможности коллектива влиять на конфликтное поведение своих членов?
- Охарактеризуйте условия создания в коллективе психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
- В чем заключается роль и значение переговоров в урегулировании конфликтов?
- Различные подходы сторон к переговорному процессу;
- Охарактеризуйте различные стили ведения переговоров;
- Укажите основные причины, вследствие которых преподаватель становится непосредственным участником конфликта;
- Варианты предупреждения конфликтов в педагогическом процессе;
- Варианты разрешения конфликтов в педагогическом процессе;
- Правила ведения диалога при уточнении отношений, позиций, намерений и целей конфликтующих сторон;
- Раскройте понятие толерантности как профессионально важного качества педагога;
- Этапы и способы формирования толерантности работников сферы образования;
- Обоснуйте возможность управления педагогическими конфликтами.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
- Дорохова А.В. Разрешение конфликтов: учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
- Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учеб пособие/ Е.А.Климов. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО МОДЕК, 2006. – 208 с. – (Серия «Библиотека психолога»).
- Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 202 с.
- Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. – М.: Смысл,2002. – 246 с.
- Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.
- Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с. – (Психология для педагога)
- Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ.Теория. Практика/А.А.Реан, А.Р.Кудашев, А.А.Баранов. – СПб: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. – 479 с.
Темы рефератов по курсу педагогической конфликтологии
|
1. Образовательная среда как фактор конфликтологического анализа учебно-воспитательного процесса;
2. Психолого-конфликтологические аспекты анализа взаимоотношений «преподаватель - учащийся»;
3. Влияние позитивной «Я-концепции» педагога на конфликтогенность школьного социума;
4. Дидактические формы обучения педагогов в изучении курса конфликтологии в образовательной деятельности;
5. Психологические методы выявления мотивации оппонентов конфликтующих сторон;
6. Психологическая оценка соотношения ресурсов конфликтующих сторон;
7. Обоснование выбора стратегии педагогического взаимодействия в ситуации конфликта;
8. Ассертивная защита своих прав в ситуации педагогического конфликта;
9. Анализ основных причин конфликтов между формальной и неформальной системами отношений;
10. Варианты предупреждения конфликтов в социально-педагогическом процессе;
11. Варианты урегулирования конфликтов в социально-педагогическом процессе;
12. Психология эффективного переговорного процесса в урегулировании конфликта;
13. Анализ типичных ошибок в практике разрешения конфликтов в сфере образования;
14. Индивидуально-психологические особенности поведения старшеклассников в конфликтах;
|
15. Влияние агрессивности старшеклассников на их социальный статус в школьном коллективе;
16. Психологическая модель стрессоустойчивости педагога;
17. Личностно-индивидуальные детерминанты стрессоустойчивости педагога;
18. Толерантность и педагогическое творчество;
19. Толерантность как цель и средство педагогики;
20. Целенаправленное и систематическое развитие толерантного поведения субъектов образовательного процесса как фактор снижения конфликтогенности в сфере образования;
21. Основные направления деятельности образовательного учреждения по формированию толерантности учащихся;
22. Конфликтующие реальности в связи с особенностями сознания, совести человека как индивида и личности;
23. Конфликтующие реальности в связи с особенностями познания, ходом развития человека как субъекта;
24. Возможные исходы из конфликтных ситуаций в связи с развитием человека как субъекта деятельности.