Каковы же механизмы воздействия общающихся друг с другом людей?




1. Заражение — бессознательное воспроизведение эмоционального состояния в условиях массового взаимодействия с другими людьми — индукторами — на основе сопереживания с ними;

носит, как правило, невербальный характер.

2. Внушение — одностороннее произвольное, целенаправленное заражение другого человека мотивацией тех или иных действий, содержанием представлений или эмоциональных состояний, Посредством, как правило, речевого воздействия на основе некритического восприятия действий внушающего лица («заражающая манипуляция»).

3. Убеждение— осознанное, аргументированное, логически и фактически обоснованное воздействие на систему взглядов и представлении, а также на мотивационно-ценностную сферу другого человека.

Механизм убеждающего воздействия включает в себя информирование и агрументирование. Приемы информирования: выдвижение тезиса, определение понятий, формулирование гипотез-предположений, объяснение, указание-демонстрация, характеристика отличительных признаков, сравнение и проведение различении. Приемы аргументации: ссылки на авторитет, приведение фактов, демонстрация средств наглядности, аналогия, эксцесс, инцидент.

4. Подражание — усвоение формы поведения другого человека на основе как сознательной, так и неосознаваемой идентификации с ним («поступать как другой»).

Диалог является естественной средой развития личности, одной из основополагающих форм проявления человеческой индивидуальности, следовательно, диалог как форма общения может быть не только средством достижения тех или иных целей (воспитательных, образовательных и т.д.), решения задач (научных, творческих и пр.), но и самостоятельной ценностью человеческой жизни. Отсутствие или дефицит общения в форме диалога способствуют различным искажениям личностного развития, росту проблем на внутри- и межличностном уровне, росту девиантного поведения.

 

Основными характеристиками диалога являются:

• равенство сущностных позиций обшающихся (отношения «субъект — субъект»);

• доверительная взаимная открытость обеих сторон;

• отсутствие оценки, «измерения» каких-бы то ни было индивидуальных особенностей каждого;

• восприятие друг друга как неповторимых и ценных личностей.

Основа коммуникативной компетентности — социальный интеллект, т.е. устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов и аффективного реагирования способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Формированию социального интеллекта способствует прежде всего развитие наблюдательной сензитивности — способности наблюдать другого человека и одновременно запоминать, как он выглядит, что говорит; теоретической сензитивности — способности выбирать и применять теории для более точного предсказания и объяснения чувств, мыслей и действий других людей; номотетическои сензитивности — способности понимать типичного представителя той или иной группы; идеографической сснзитивности — способности понимать своеобразие каждого человека.

 

Один из показателей компетентности общения — умение слушать.

Известно, что многие из нас не умеют слушать (и слышать) то, что говорят нам другие. Даже когда мы не перебиваем собеседника, многое из того, что он говорит, «пролетает» мимо наших ушей — в основном потому, что в этот момент мы думаем о чем-то другом. Это приводит подчас к весьма негативным последствиям: разрушаются приятельские отношения и даже семьи. Если же неумение слушать характерно для социального работника, то у клиента создается превратное мнение о нем.

Умение внимать словам других имеет первостепенное значение в человеческом общежитии. Социологи подсчитали: из всего времени, необходимого нам для общения с коллегами и близкими нам людьми, 9\% уходит на писанину, 16 — на чтение, 30 — на разговор, 45\% — на то, чтобы выслушать других (точнее, на то, что мы должны были бы выслушать).

 

Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенное необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса.

Поскольку общение – это взаимодействие людей и в нем развивается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общение людей по отношению друг к другу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которое рассматривается как система человек-человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Анализ межличностных отношений как отношений, складывающихся не где-то вне общественных отношений, а внутри них, позволяет расставить акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Оба ряда отношений человека и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение есть реализация всей системы отношений человека.

В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношениям к людям, к обществу, то есть включены в общение.[1]

Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности.

Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру. В межличностном общении могут быть выделены три стороны:

1.коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запасом знаний.

Атрибуция - это приписывание объекту восприятию определенных характеристик, черт, особенностей поведения и причин поведения (приписывание причин - каузальная атрибуция). Приписываем мы ему все это исходя, прежде всего, из его внешнего облика, а узнавая его лучше, мы уже соответственным образом меняем о нем представление.

Классический пример атрибуции – влюбленность. Бывает важно понять, что в созданном мной образе - результат атрибуции, а что - анализа реального взаимодействия.

Есть некоторые закономерности в процессе атрибуции. Например, мы увязываем иногда причины и факты (опоздал, потому что не любит - эгоцентрическая тенденеция приписывания причин поведения).

Есть даже такое понятие, как фундаментальные ошибки атрибуции: это некоторые закономерности, которые мы всегда воспроизводим. Например, игнорирование несостоявшегося варианта: Хожу без зонтика, и дождя не бывает». Еще вариант фундаментальной ошибки - увязывание признаков: Все толстые - добрые. Такие корреляции есть на уровне социальных стереотипов, а есть такие, которые складываются на основе личного опыта.

Характер атрибуций зависит от того, выступает ли субъект сам участником какого-либо события или его наблюдателем (личностная атрибуция – причина приписывается лично совершаемому поступок; обстоятельная – причина приписывается обстоятельствам). Наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, участник – обстоятельную.

Локус контроля личности - это характеристика человека с точки зрения того, чему он приписывает причины происходящих в его жизни событий:

другие люди, обстоятельства, судьба - внешний, или экстернальный,локус контроля; столкнулись самолеты? - моя вина... - внутренний, интернальный, локус контроля.

 

Он может быть разным в разных сферах жизни: в сфере отношений (межличностные, дружеские, семейные, межполовые), профессиональная сфера, здоровье, успех и неуспех. Построение атрибуции тоже тесно связано с локусом контроля.

 

 

Один из показателей компетентности общения — умение слушать.

Известно, что многие из нас не умеют слушать (и слышать) то, что говорят нам другие. Даже когда мы не перебиваем собеседника, многое из того, что он говорит, «пролетает» мимо наших ушей — в основном потому, что в этот момент мы думаем о чем-то другом. Это приводит подчас к весьма негативным последствиям: разрушаются приятельские отношения и даже семьи. Если же неумение слушать характерно для социального работника, то у клиента создается превратное мнение о нем.

Умение внимать словам других имеет первостепенное значение в человеческом общежитии. Социологи подсчитали: из всего времени, необходимого нам для общения с коллегами и близкими нам людьми, 9\% уходит на писанину, 16 — на чтение, 30 — на разговор, 45\% — на то, чтобы выслушать других (точнее, на то, что мы должны были бы выслушать).

Основа коммуникативной компетентности — социальный интеллект, т.е. устойчивая, основанная на специфике мыслительных процессов и аффективного реагирования способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Формированию социального интеллекта способствует прежде всего развитие наблюдательной сензитивности — способности наблюдать другого человека и одновременно запоминать, как он выглядит, что говорит; теоретической сензитивности — способности выбирать и применять теории для более точного предсказания и объяснения чувств, мыслей и действий других людей; номотетическои сензитивности — способности понимать типичного представителя той или иной группы; идеографической сснзитивности — способности понимать своеобразие каждого человека.

 

Одной из главнейших особенностей деятельности социального работника является клиентурная деятельность. Она выражается в том, что профессиональный социальный работник постоянно ведет общение с клиентами; посетителями, просителями, ходатаями и даже с жалобщиками. Его поле деятельности — профессиональное общение. Поэтому, наряду с чисто профессиональными знаниями и навыками, умение вести деловое общение является одним из важнейших признаков профессиональной пригодности социального работника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: