МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ университет»
Институт транспорта
Отделение СПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.03 УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
форма обучения | Очная, заочная |
курс | 3 (4) |
семестр | 5 (7) |
Методические указания по прохождению производственной практики ПМ.03 управление деятельностью структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений, для специальности: 08.02.01 строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
дисциплин экономики, управления и права
от «_ _ » ____________ 2017г. протокол №_ _ _
Председатель ЦК ______________Герасимова О.В.
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УМР
_____________ А.В. Шаруха
Методические указания разработали:
преподаватель высшей категории (квалификация по диплому – менеджер)
___________ О.В.Герасимова
Содержание
Общие положения | |
Цели и задачи практики | |
Оформление отчета о прохождении практики | |
Программа практики | |
Список литературы | |
Приложения |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Практика студентов является обязательной частью их подготовки по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений и проводится в соответствии с государственным образовательным стандартом специальности, учебным планом и Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы СПО.
|
Практика проходит в организациях различных форм собственности, осуществляющих строительную деятельность.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Основной целью производственной практики по ПМ 03. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ, ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ является закрепление и расширение теоретических знаний, полученных в процессе обучения, получение и закрепление практических навыков планирования текущей и перспективной деятельности предприятия.
Задачами производственной практики являются:
- ознакомление с предприятием и правилами внутреннего распорядка;
- изучение структуры организации, состава и взаимосвязи основных ее подразделений;
- приобретение навыков планирования в организации;
- оформление первичных документов по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
- оформление нормативно-технической документации;
- работа с документами контроля соблюдения норм охраны труда.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
Весь комплекс сведений, полученный на предприятии при прохождении производственной практики, студент записывает в дневник. Форма дневника прилагается в приложении. По окончании практики дневник представляется руководителю практики от предприятия для подписи и прикрепляется к отчету.
|
В ходе практики студент составляет итоговый письменный отчет. Отчет включает:
1. Титульный лист (см. Приложение 1).
2. Оглавление
3. Содержательную часть
4. Индивидуальные задания практики
5. Выводы
6. Список используемой литературы
7. Приложения
8. Документы о прохождении практики.
Содержательная часть оформляется согласно темам, предложенным в программе практики. Текст разбивается на темы и отражает их содержание. Индивидуальная часть задания практики располагается после оформления содержательной части. Текст должен располагаться на одной стороне листа бумаги формата А4, иметь книжную ориентацию для основного текста, и альбомную, если это необходимо, – для размещения схем, рисунков, таблиц и т.п. Для страниц с книжной ориентацией рекомендуется устанавливать следующие размеры полей:
• верхнее – 2 см,
• нижнее – 2,5 см,
• левое – 2,5 см,
• правое – 1,5 см.
Для страниц с альбомной ориентацией рекомендуется устанавливать следующие размеры полей:
• верхнее – 2,5 см,
• нижнее – 1,5 см,
• левое – 2,5 см,
• правое – 2 см.
Для ввода (и форматирования) текста используют:
• Шрифт – Times New Roman,
• Размер – 14 п,
• Межстрочный интервал – полуторный,
• Способ выравнивания – по ширине для основного текста (для заголовков, списков и других элементов текста можно выбирать другие способы выравнивания, например, заголовки можно размещать по центру),
• начертание – обычное,
• отступ первой строки (абзацный отступ) – 1,25 см.
Для выделения заголовков, ключевых понятий допускается использование других способов начертания (курсив, полужирное). В тексте следует использовать автоматическую расстановку переносов. Кавычки в тексте оформляются единообразно (либо «», либо “ ”). Все листы отчета следует пронумеровать. Номер страницы проставляется в середине верхнего поля листа. Нумерация должна быть сквозной: от титульного листа, включая иллюстрации, таблицы, графики.
|
Выводы - это раздел отчёта, в котором обучающийся высказывает своё мнение о предприятии, об организации и эффективности практики в целом, социальной значимости своей будущей специальности. На основе изученного практического материала во время практики студенту следует выявить как положительные, так и отрицательные стороны деятельности организации базы-практики, а также предложить мероприятия по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию работы организации. Формулировать их нужно кратко и чётко.
Элементы списка литературы располагаются в следующем алфавитном порядке:
1. Законодательные акты, директивные и нормативные материалы (законы РФ, указы президента, постановления правительства, важнейшие инструктивные документы общегосударственного уровня).
2. Статистические источники в хронологическом порядке (официальные сборники, сообщения, обзоры и др.).
3. Работы отечественных и зарубежных авторов (книги, монографии, брошюры и т.п.).
4. Периодические издания (газеты, журналы).
5. Электронные ресурсы.
В приложение рекомендуется включать материал, которые по разным причинам не включен в текст отчета. Это могут быть документы организации, изученные студентом и используемые при подготовке отчета (положения о подразделениях организации; примеры должностных инструкций); рисунки; таблицы; фотографии. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. В правом верхнем углу пишется заголовок ПРИЛОЖЕНИЕ (с обязательным указанием номера, если приведено более одного приложения). Например, Приложение 1, Приложение 2.
Документы о прохождении практики (договор, характеристика, аттестационный лист, дневник прохождения практики) с подписью руководителя практики от организации и печатями также прикрепляются к отчету.
Отчет брошюруется в папку и по окончании практики сдается руководителю практики от института. Сроки и порядок защиты отчета определяется руководителем практики от института. По результатам прохождения практики и защиты отчета выставляется дифференцированный зачет.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Тема | Содержание |
1. Ознакомление с предприятием и особенностями его работы | Краткая история предприятия. Общее описание предприятия. Схема организационной структуры. Назначение отдельного подразделения, его структура, задачи, связь с другими отделами. Функции главных специалистов. Правила внутреннего распорядка. Индивидуальное задание № 1. Вариант 1. Дайте характеристику внутренней среды предприятия. Вариант 2. Каковы факторы прямого воздействия внешней среды. |
2. Организация работы предприятия | Назначение, состав и функциональные обязанности работников бригады (отдела). Работа планово-экономического отдела. Работа отдела труда и заработной платы. Разработка распоряжения на выполнение производственного задания. Определение производственных заданий работникам подразделения. Индивидуальное задание № 2. Составить должностную инструкцию работника подразделения (по вариантам). Вариант 1. Мастер участка. Вариант 2. Производитель работ. |
3. Применяемое оборудование и техника | Перечень, назначение, технические характеристики, правила использования (особенности) при выполнении работ. Индивидуальное задание № 3. Оценить эффективность работы оборудования и техники по экстенсивным показателям использования. Провести анализ простоев в работе оборудования и техники. |
4. Документы текущего и перспективного планирования | Цели оперативного планирования и виды оперативных планов. Планы, разрабатываемые строительно-монтажной организацией. Контроль выполнения планов. Индивидуальное задание № 4. Вариант 1. Составление плана перспективного планирования. Вариант 2. Составление документа текущего планирования. |
5. Основные технологические процессы производства строительных работ на предприятии. | Строительная площадка и строительное производство. Комплекс работ, выполняемый в период строительства. Орудия труда и предметы труда. Технологический процесс и его классификация. Содержание, структура и классификация строительных процессов. Разработка графика производства. |
6. Анализ технологического процесса с точки зрения обеспечения качества выполнения и надежности. | Учет и устранение замечаний со стороны заказчика. Контроль качества выполняемых работ согласно СНиП. Указывается: схема пооперационного контроля с указанием: объекта контроля, субъекта контроля, методов контроля и используемых средств оценки качества. Индивидуальное задание № 5. Вариант 1. Анализ системы менеджмента качества на предприятии. Вариант 2. Разработка мероприятий по улучшению качества выполняемых работ. |
7. Образцы технологической документации, применяемой по контролю, технологии выполнения работ | Работа технического надзора на объекте (осуществление контроля, заполнение необходимых документов, фотографии обнаруженных дефектов). Сопровождение строительного процесса технологической документацией. Внутренняя и внешняя документация. Ознакомление с документацией по видам выполняемых работ на предприятии. Пример составления акта на скрытые работы. Индивидуальное задание № 6. Вариант 1. Обязанности представителя инспекции технического надзора заказчика. Вариант 2. Права представителя технического надзора заказчика. |
8. Материально-техническое обеспечение строительства | Материально-техническое обеспечение строительства. Стадии процесса приобретения материалов. Заявка на приобретение материалов. Составление заявки на получение товарно-материальных ценностей для обеспечения работы структурного подразделения. Оформление поступления материалов на склад. |
9. Организация оплаты труда и стимулирование на предприятии | Кадры предприятия. Определение потребности в персонале. Определение норм времени на заданные производственные операции. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих. Методика расчета заработной платы. Оформление комплекта документов для начисления заработной платы работникам структурного подразделения (бригады, отдела). Изучение условий труда в структурном подразделении, правил и порядка аттестации рабочих мест. Изучение методов мотивации работников, принятых в структурном подразделении. Индивидуальное задание № 7. Вариант 1. Особенности организации труда рабочих и специалистов в условиях строительства. Вариант 2. Основные виды норм труда и методы его нормирования на предприятии. |
10. Организация охраны труда и техники безопасности | Изучение и использование основных нормативных документов по охране труда и охране окружающей среды. Проведение контроля за соблюдением техники безопасности и охраны труда, ведение документов при нарушении правил техники безопасности. Дать анализ опасностей и вредных условий труда, которые могут возникнуть при строительстве и обосновать мероприятия, направленные на их предупреждение. Виды инструктажей, проводимых у работников строительных площадок. Разработка образца документа по факту прецедента, который связан с нарушением требований охраны труда и техники безопасности на рабочем месте. Индивидуальное задание № 8. Вариант 1. Мероприятия по электробезопасности на строительной площадке. Вариант 2. Мероприятия по пожаробезопасности на стройплощадке. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники
1. Алексеев, В.А. Охрана труда в строительстве и промышленности строительных материалов. Организация охраны труда/ В.А. Алексеев, А.Г. Зверев - М.: Стройиздат, 2015. -344 с.
2. Волков, О.И. Экономика предприятия/ О.И. Волков - М.: ИНФРА – М., 2014.
3. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом – 2-е изд./ А.П. Егоршин – М.: ИНФРА – М, 2016.
4. Кибанова, А.Я. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я. Кибанова - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА – М, 2012.
5. Молодцов, М.В. Трудовое право России: Учебник для вузов. / М.В. Молодцов, С.Ю. Головина – М.: Изд-во НОРМА, 2016 г.
6. Нефедов, В.В. Психолого-педагогические аспекты управления коллективами и судами на водном транспорте: Учебное пособие/ В.В. Нефедов. - Нижний Новгород, ВГАВТ, 2013.
7. Русин, В.Н. Охрана труда в строительстве. Инженерные решения: Справочник/ В.Н. Русин - Киев: Будивельник, 2012. -328 с.
8. Серов, В.М. Организация и управление в строительстве/ В.М. Серов, Н.А. Нестерова, А.В. Серов - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 432 с.
Дополнительная литература
1. Афонина, А.В. Охрана труда в строительстве. Законодательные и нормативные акты с комментариями. / А.В. Афонина - М.: Издательство «Омега-Л», 2015. -303 с.
2. Виханский, О.С. Менеджмент. / О.С. Виханский, А.И. Наумов М., 2016.
3. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия/ В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014.
4. Иванов, В.М. Планирование производственной деятельности/ В.М. Иванов - Нижний Новгород, ВГАВТ, 2015.
5. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом. – 2-е изд. Доп. и перераб. / А.Я. Кибанов – М.: ИНФРА - М, 2016.
6. Мескон, М., Основы менеджмента: Пер. с англ./М. Меско, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: Дело, 2014.
7. Панкратов, В.Н. Искусство управлять людьми/ В.Н. Панкратов – М.: Изд-во Института психотерапии, 2015.
8. Романова, А.Н. Маркетинг, Учебник под ред. Романова А.Н. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015.
Приложение 1