УСТРОЙСТВО КОРПУСА ПАРУСНОГО СУДНА




Конструкция корабля

Исторически сложилось, что используемые в наше время термины, относящиеся к конструкции корабля, пришли к нам, в основном, из иностранных школ кораблестроения. Отечественное кораблестроение зародилось, как и многое другое, при Петре I.
Так как античные и средневековые кораблестроительные термины не дошли до нас в достаточном объеме, то конструкцию корабля будем изучать на примере парусников 17-18 веков. И для изучения предлагаются только основные части корабля, чтобы можно было получить общее представление о его конструкции.

 

УСТРОЙСТВО КОРПУСА ПАРУСНОГО СУДНА

 

Парусник состоит из корпуса судна и его оснастки – мачт, такелажа и парусов.
Корпус – основа парусника; вся остальная оснастка устанавливается на нем. Корпуса парусников длительное время изготавливали из дерева, лишь со второй половины 19-го века для строительства парусных судов стали применять сталь и другие современные материалы.

Передняя часть корпуса (нос корабля или судна) чаще всего заострена, чтобы сопротивление воды как можно меньше тормозило ход судна. Передний брус, представляющий собой носовой «нож», взрезающий волну, называется ФОРШТЕВЕНЬ. По всему днищу парусного судна проходит КИЛЬ – продольная балка, являющаяся главной частью набора корпуса. Фактически это «хребет», «позвоночник» корабля. К нему крепятся «рёбра» судна – ШПАНГОУТЫ, несущие на себе наружную обшивку корпуса (обшивку корпуса старинного парусника составляют доски, скрепленные гвоздями).

 


Набор корпуса судна – киль, штевни, шпангоуты и бимсы

Верхние части шпангоутов соединяются между собой поперечными балками – БИМСАМИ, на которые настилается ПАЛУБА. Сколько у корабля палуб, столько и бимсов у каждого шпангоута. В задней части судна на киль опирается АХТЕРШТЕВЕНЬ. К ахтерштевню подвешивается ПЕРО РУЛЯ, поворот которого заставляет судно менять курс. Задняя часть корпуса (корма) бывает плоской или закругленной.

В носу судна установлен БУШПРИТ – наклонная мачта (о назначении бушприта – позже). Сверху весь корпус судна покрыт дощатым палубным настилом, который служит полом для моряков, работающих наверху, и крышей – для моряков, находящихся внутри судна. Палубный настил в определенной мере способствует повышению продольной прочности корпуса, и к тому же обеспечивает удобство обитания команды; поэтому обычно парусные суда имеют не менее двух палуб – верхнюю и нижнюю, внутреннюю (на больших парусниках иногда даже две внутренних).
Верхняя палуба носовой части судна называется БАК. Бак старинного парусника обычно ограждает по сторонам решетчатый ГАЛЬЮН, который в старину использовался, как общественный туалет команды (встречная волна исполняла роль «уборщицы»); позже гальюн стал просто традиционным украшением судна (на современных парусниках носовой гальюн встречается редко). Надстройка над баком, защищающая дальнейшую палубу судна от встречных волн, называется ПОЛУБАК. В районе полубака обычно установлена передняя мачта – ФОК-МАЧТА. Средняя часть палубы называется ШКАФУТ; здесь же устанавливается ГРОТ-МАЧТА. Участок палубы между грот-мачтой и задней БИЗАНЬ-МАЧТОЙ называется ШКАНЦЫ. И полубак, и шкафут, и шканцы имеют широкие решетчатые люки для пропуска воздуха и света на нижнюю палубу. Кормовой участок палубы – ЮТ; надстройка над ним – ПОЛУЮТ. Внутри этой надстройки традиционно располагались каюты начальствующего состава.

 

 

ОСНАСТКА ПАРУСНИКОВ

 

Оснастка бывает фиксированной (стоячей) и мобильной (бегучей). Фиксированная оснастка включает мачты и ванты. Оснастка мобильная - это реи и крепления парусов по вертикали и по горизонтали.

 

МАЧТЫПАРУСНИКОВ

 

Мачты парусников служат для подъема парусов; они несут рангоутные реи, к которым и крепятся паруса. В древности суда имели только одну мачту с одним парусом; с развитием судостроительного искусства и увеличением размеров судов число мачт начало увеличиваться. Обычным, наиболее часто используемым стало количество в две – три мачты; однако с конца 19-го века стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. С тех пор, как количество мачт начало увеличиваться, каждая мачта стала нести не по одному, а по два – три, а то и по четыре паруса. Деление парусов на более мелкие и расположение их ярусами явилось результатом умного расчета: несмотря на общее увеличение площади парусности, работу со ставшими менее громоздкими парусами могла осуществлять сравнительно малочисленная команда.

Мачты бывают вертикальные и наклонные. Наклонная мачта в носу судна называется БУШПРИТ; в общий расчет мачт она не идет (не считается первой мачтой). Бушприт служит для растяжки стоячего такелажа, удерживающего вертикальные мачты, а также для вынесения вперед центра парусности, что улучшает маневренность судна. Некоторые крупные парусники 15-17 веков несли на бушприте вертикально закрепленную маленькую «мачту» - блинда-стеньгу. На ней обычно поднимался вымпел, но особо крупные корабли могли поднимать на блинда-стеньге небольшой прямой парус.

Английское крупное военное судно начала 16 века
несет 4-ю, бонавентур-мачту на корме, а так же блинда-стеньгу на бушприте

Передняя вертикальная мачта, считающаяся первой, называется ФОК-МАЧТА. Она устанавливается сразу за баком; на старинных судах, на которых обычно бывали высокие полубаки, фок-мачта выходила прямо из полубака. Средняя мачта – ГРОТ-МАЧТА; она самая высокая, устанавливается в середине судна, на шкафуте. На двухмачтовых судах грот-мачта является второй и последней. Задняя, кормовая мачта трехмачтовых судов называется БИЗАНЬ-МАЧТОЙ; она самая маленькая. На поздних многомачтовых парусниках (с четырьмя – семью мачтами) бизань-мачтой считается последняя. Все мачты перед ней именуются номерными «гротами» (1-я грот-мачта, 2-я грот-мачта, и т.д.). Хотя для старинных парусников двух- трехмачтовая система считается классикой, в 15-16 веках, когда эта система еще не полностью завоевала господствующее положение, некоторые особо крупные суда имели еще и четвертую мачту, стоявшую позади бизань-мачты, фактически на самом срезе кормы. Эта четвертая мачта, исчезнувшая к началу 17-го века, называлась БОНАВЕНТУР-МАЧТОЙ.

Мачты выполняются как из цельного ствола, так и из отдельных элементов. До 10-го века мачты были однодревками, и несли по одному большому парусу (лишь иногда на больших судах одна мачта могла иметь два паруса). Трехмачтовые суда стали распространяться с середины 15-го века; тогда же их мачты начали изготавливать из двух частей, а с начала 16-го века – уже из трех (эта конструкция не изменилась и до настоящего времени).
НИЖНЯЯ ЧАСТЬ МАЧТЫназывается собственно мачтой с прибавлением наименования ее местоположения (фок-мачта, грот-мачта, бизань мачта). Над ними закрепляются СРЕДНИЕ ЧАСТИ – СТЕНЬГИ: фор-стеньга и грот-стеньга; на бизань-мачте она называется крюйс-стеньга. Площадки в месте соединения мачт и стеньг, сделанные для удобства работы матросов с парусами, именуются марсами (фор-марс, грот-марс и крюйс-марс). Эти марсы так же используются как наблюдательные пункты впередсмотрящих матросов, а в бою на них размещаются стрелки, осыпающие пулями сверху экипажи вражеских судов. ВЫШЕ СТЕНЬГ ставятся БРАМ-СТЕНЬГИ: фор-брам-стеньга, грот-брам-стеньга, крюйс-брам-стеньга.

Для удержания мачт на их местах используется так называемый СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ: жестко закрепленные тросы, фиксирующие мачты с боков и сзади: фордуны, бакштаги и ванты. ФОРДУНЫи БАКШТАГИ удерживают стеньги и брам-стеньги; ВАНТЫ, представляющие собой тросовые лестницы, служат растяжками для всех элементов мачт и одновременно способствуют подъему матросов на мачты для работ с парусами.

Для подвески парусов к мачтам служат горизонтальные балки - РЕИ.

К рее по всей ее длине привязана верхняя кромка прямоугольного паруса. Через свободные нижние углы паруса пропускаются шкоты – тросы, при помощи которых надутые ветром паруса крепится к палубе: чтобы они оставались надутыми, а не поднялись и не начали полоскаться на ветру. Реи подвешиваются так, чтобы сохранять их подвижность: чтобы они могли подниматься и опускаться, и в обязательном порядке иметь свободу горизонтального вращения. Свободные концы рей фиксированы тросами, закрепленными на мачте так, чтобы рея всегда сохраняла горизонтальность.

Реи несут названия с добавлением указания, к какой именно части мачты крепится данная рея: НИЖНИЕ – просто РЕИ (фока-рея, грота-рея, бизань-рея или более длинная рю-рея); ВЫШЕ, над марсами стеньг, крепятся МАРСА-РЕИ (фока-марса-рея, грота-марса-рея, крюйс-марса-рея); к ВЕРХНИМ БРАМ-СТЕНЬГАМ прикрепляют БРАМ-РЕИ (фока-брам-рея, грота-брам-рея и, если она есть на бизань-мачте, крюйс-брам-рея).

Для управления рангоутом и парусами служит БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ – подвижные тросы, с помощью которых совершаются подъем и спуск рей, а также их поворот по направлению ветра. К бегучему такелажу относятся фалы, брасы, шкоты, топенанты, булини, галсы, гитовы и т.п. Количество этих тросов на паруснике огромно, и выполняемая ими работа многообразна, поэтому в кратком обзоре устройства парусника описание всех видов бегучего такелажа весьма затруднительно.

 

ВИДЫПАРУСОВ

 

Паруса – это полотнища из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающие давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна. Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна. В парусном флоте в ходу два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

 


Прямые паруса

ПРЯМЫМИ ПАРУСАМИ вооружаются в основном большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Прямые паруса представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности.

КОСЫЕ ПАРУСА, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.

Косые паруса подразделяются на несколько видов. Наиболее распространенными являются латинские, гафельные и бермудские паруса.

Так как прямые паруса дают хорошую скорость, а косые – маневренность, издавна на многих парусных судах используется смешанное парусное вооружение. В таких случаях оснащение прямыми парусами нескольких мачт дает судну достаточную скорость, а косые паруса на остальных мачтах повышают его маневренность. Но и тяжелым кораблям, оснащенным для скорости только прямыми парусами, иногда бывает необходимо хоть небольшое увеличение маневренности. Поэтому даже на судах с только прямым вооружением с 18-го века используется дополнительное косое вооружение – кливера. КЛИВЕРА имеют треугольную форму, и ставятся между фок-мачтой (передней мачтой) и наклонным бушпритом; их малая площадь не позволяет идти против ветра, но несколько облегчает поворотливость судна. А на особо крупных и тяжелых кораблях для усиления действия кливеров используют еще и СТАКСЕЛИ – такие же небольшие треугольные паруса, но натягиваемые между мачтами.

 


Вспомогательные косые паруса большого корабля:
впереди – кливера, между мачтами – стаксели



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: