Коммуникативный тренинг
Притча о наполненном кувшине
У одного мудреца были ученики. Однажды он принес на занятие большой кувшин и поставил его в центре поляны, на которой они занимались. Он также высыпал из мешка большие камни и предложил ученикам заполнить кувшин. Ученики складывали большие камни в кувшин до тех пор, пока в него ничего не могло войти.
– Учитель! Мы сделали, как ты сказал!
– Вы уверены, что кувшин заполнен, и в него больше ничего не войдет?
– Да, – уверенно ответили ему ученики.
В ответ на это мудрец высыпал из другого кувшина мелкую гальку, и предложил своим ученикам еще раз попробовать заполнить кувшин. Мелкие камушки легко проходили в пространства между крупными камнями, и так ученики еще раз заполнили кувшин.
– Учитель! Мы заполнили кувшин, как ты сказал!
– Вы уверены, что кувшин заполнен, и в него больше ничего не войдет?
– Да, – ответили ученики уже не так уверенно.
В ответ на это мудрец развязал третий мешок, в котором оказался песок, и предложил своим ученикам еще раз попробовать заполнить кувшин. Они стали сыпать песок в кувшин до тех пор, пока он не заполнил все оставшееся между мелкой галькой место.
– Учитель! Мы заполнили кувшин, как ты сказал!
– Вы уверены, что кувшин заполнен, и в него больше ничего не войдет?
Ученики промолчали. Тогда мудрец вышел и вернулся с кувшином воды. Он стал лить воду в кувшин до тех пор, пока она не просочилась через песок и не начала выливаться через край большого кувшина. Мудрец снова обратился к своим ученикам:
– Думаете ли вы, что кувшин заполнен, и в него ничего больше не войдет?
Ученики в ответ кивнули – теперь то уже ничего нельзя добавить.
|
В ответ мудрец развязал последний мешок, достал из него соль и начал сыпать её в воду. Соль начала растворяться и мудрец в очередной раз заполнил кувшин.
Восприятие своего опыта
Сравните две фигуры:
«Количество опыта», то есть вертикальный отрезок, одинаков в обеих фигурах. Но в первом случае он помогает развиваться дальше, а во втором – мешает.
Опыт может играть негативную роль, потому что наличие опыта – особенно, позитивного – создает стереотипы поведения. Удачная в одной ситуации стратегия может не оказаться таковой в другой ситуации.
Опыт с голубем – стереотипы поведения
Голубя поместили в предназначенное для опыта помещение. В полу этого помещения находилась кнопка, при нажатии которой из отверстия в потолке сыпалась еда. При движении по полу голубь несколько раз случайно нажимал на эту кнопку. Он «понял», что должна быть какая-то взаимосвязь. В какой-то момент голубь наступил на кнопку, когда все его оперение было «распушено». Он зафиксировал эту связь «место на полу – оперение – еда».
В дальнейшем голубь всегда «распушал» свое оперение, направляясь к кнопке.
Message:
Один раз зафиксированная связь между вещами и событиями может быть неточной, хотя тот или иной результат все же достигается. Стереотипы в поведении ведут к тому, что для достижения результата используется не самая эффективная стратегия.
Эффективный коммуникатор
Группа делится на команды в 5 – 7 человек. Задание для каждой группы: с помощью мозгового штурма описать эффективного коммуникатора (10 – 15 минут). Затем команды представляют свою работу.
|
Обсуждение:
§ Действительно ли все перечисленные качества нужны эффективному коммуникатору?
§ Можно ли назвать эффективным коммуникатора, который не проявляет какие-то из названных качеств?
§ По каким критериям оценить эффективность коммуникатора?
§ навыки эффективного коммуникатора
Что такое эффективность? – добиться цели с наименьшей затратой ресурсов
Навыки коммуникатора
§ Цель (наличие мотивации)
§ Наблюдательность (навыки активного слушания)
§ Гибкость поведения
Упражнение с мячом
Цель: демонстрация гибкости поведения как критерия результативности
Описание:
1 Участники стоят в кругу. Им дается задание – передать мяч по кругу в любом порядке с тем, чтобы мяч побывал в руках у каждого, и только один раз. Делается несколько раз до результата.
2 Когда мяч вернулся к первому участнику, дается второе задание – передать мяч в обратном порядке (передаешь тому, от кого получил его в первом задании).
Если упражнение делается с малознакомыми участниками, можно при перекидывании мяча называть свое имя. Когда мяч перекидывается обратном порядке – имя того, кому кидаешь мяч.
3 Передать мяч по кругу в том же порядке, что и задании 1, только быстрее. Ведущий засекает время.
4 Передать мяч в том же порядке за установленное ведущим время (оно берется из расчета улучшения результата задания 3). Для «улучшения» результата ведущий может предложить несколько кругов.
Обсуждение: Какова была стратегия? Что помогло улучшить результат, а что мешало.
Message:
Только поменяв стратегию (встать в круге в другом порядке, сделать круг меньше, всем одновременно держаться за мяч и т. д.) команда добилась желаемого результата. Стратегия менялась в зависимости от задания.
|
Упражнение «Князь»
Цель: продемонстрировать участникам, что единственная «правильная» стратегия – это гибкость поведения
Каждый участник получает по 16 карточек – лист А4, сложенный несколько раз пополам, рвется по сгибам на 16 частей.
(При этом можно сделать упор на эффективность – кому сколько разрывов понадобится, чтобы получить 16 частей. Для этого надо дать несогнутый лист и озвучить вводную: порвите лист на 16 одинаковых частей минимальным количеством разрывов.)
Вводная:
В вашем княжестве умер старый князь. Старейшины должны выбрать преемника. По традициям княжества преемником должен стать ближайший родственник. Для старейшин – это не самая лучшая кандидатура, но традиции требуют, что ему первому было предложено возглавить княжество. При этом старейшины заинтересованы в том, чтобы он отказался. Князь, в свою очередь, очень хочет получить этот пост, но этикет требует от него не соглашаться сразу же. Цель же каждого игрока на всю игру – заработать как можно больше карточек.
Описание:
Стулья по количеству ставятся двумя рядами, так чтобы участники из разных команд сидели друг напротив друга. Участники работают в парах. В каждом новом раунде меняются пары и роли команд. Роли: князья и старейшины.
Разговор в паре всегда начинает старейшина. Каждое высказывание каждого игрока сопровождается выкладыванием одной карточки. Любой из игроков может закончить разговор в любой момент и забрать все выложенное карточки (свои и партнёра). При этом нужно понимать: чем дольше длиться разговор, тем больше карточек можно получить в этом раунде.
Начало раунда объявляет ведущий. Раунд заканчивается, когда закончила разговор последняя пара. Если у кого-то закончились карточки, ведущий может дать ему дополнительные («взаймы»).
Обсуждение:
Перед началом обсуждения участники подсчитывают заработанные карточки и садятся в зависимости числа карточек – от большего к меньшему. Те, кто «брал взаймы», вычитают их из своего количества карточек – при этом у них может получиться минусовой результат.
1 Возврат к цели: целью игры было заработать как можно больше карточек.
2 Вопрос участникам с наименьшим числом карточек: что помешало достигнуть цели?
§ Подмена цели
§ Отсутствие стратегии
§ Нехватка наблюдательности
3 Вопрос участникам с наибольшим количеством карточек: что помогло в достижении цели?
§ Наблюдательность – готов ли партнер взять карточки или продолжить разговор
§ Стратегия («обман»)
§ Гибкость стратегии (в зависимости от партнера)
4 Как можно «отследить» реакцию партнера?
§ «бегающий» взгляд
§ вовлечение партнера в эмоции (твой вопрос требует ответа)
§ сбор информации о своем партнере до того, как вы начали играть
Message:
Нет «правильной» стратегии – она зависит от ситуации. Если стратегия выбрана удачно один раз, она может помешать в другой – стереотипы поведения. Чтобы менять стратегию – нужно быть наблюдательным.
Калибровка эмоций
Эмоциональные реакции у разных людей разные, и трудно говорить о каких-то общих признаках. Но произвести калибровку одного человека, сравнивая физиологические проявления его эмоций в разных состояниях.
«Откалибровать» человека – отследить, как проявляется его эмоциональное состояние в том, что он не может контролировать. При этом стоит обращать внимание на: глаза. Руки, мышцы лица, цвет лица, дыхание, позу.
Упражнение на калибровку:
В тройках по очереди двое участников «калибруют» третьего. Этому участнику дается задание представить себе по очереди человека, который ему нравится, и человека, который ему неприятен. После того, как двое участников получили представление о выражении эмоций, «калибруемый» представляет себе одного из этих людей, не предупреждая своих партнёров. Их задача: определить, какого именно человека представляет себе третий участник. Делается несколько раз до получения стабильного результата.
Некоторые признаки:
Когда человек думает о приятном: § глаза (зрачки) становятся шире § смотрит вверх § расправляет плечи | Когда человек думает о неприятном: § зрачки становятся уже § сжимаются мышцы около рта § «сутулая» поза |
Притча «Знаем / не знаем»
Однажды один мудрец приехал в город. Послушать его собралось все население. Вечером мудрец вышел на площадь и спросил у обступивших его людей:
– Знаете ли вы, о чем я собираюсь вам говорить?
– Не знаем! – ответили горожане.
– Тогда зачем я буду говорить что-то людям, которые не знают, что они хотят от меня услышать, – сказал мудрец и ушел.
На следующий день мудрец снова вышел на площадь. Но на этот раз горожане сговорились заранее, и когда мудрец задал тот же самый вопрос, последовал дружный ответ:
– Знаем!
– Тогда зачем я буду что-то говорить людям, которые и без меня это знают, – ответил мудрец и снова ушел.
На третий день горожане договорились, что одна часть скажет «знаем», а другая – «не знаем». Тогда мудрецу ничего не останется, как говорить. Когда мудрец вышел и задал свой вопрос, так и произошло: часть слушателей сказала:
– Знаем!
А другая в тот же самое время выкрикнула:
– Не знаем!
На что мудрец ответил:
– Так пусть же те, кто знают, расскажут тем, кто не знает! – и ушел.
Шерлок Холмс
Цель: развитие наблюдательности
Делается в тройках. Участники по очереди меняются ролями: Холмс, режиссер и актёр. Холмс отходит в сторону. В это время режиссер меняет несколько вещей во внешности актёра. Холмс должен найти изменения.
Message
Очень часто люди замечают несколько мелочей, но пропускают достаточно «большие» признаки.
Зеркало
Цель: развитие наблюдательности
Упражнение делается в парах. По очереди участники бывают в роли зеркала и человека. Зеркало и человек стоят друг к другу лицом. «Зеркало» должно смотреть строго в глаза человеку. Человек делает любые движения, зеркало должно повторить их в зеркальном отражении.