Мотивация - это деятельность, которая активизирует коллектив предприятия и каждого работающего и побуждает их эффективно трудиться для выполнения целей. Только тот руководитель добивается успеха, который признает людей главным источником развития организации.
Совершенствование мотивационной политики в организациях должно быть направлено на:
1. соответствие вознаграждения труда его реальному уровню;
2. зависимость между средствами, направляемыми на оплату, и конкретными результатами хозяйственной деятельности организации;
3. совершенствование социального партнерства по вознаграждению труда.
Основная задача создания систем мотивации заключается в том, чтобы выработать и закрепить необходимое производственное поведение сотрудников. Можно выделить два направления решения этой задачи.
- Воздействие на существующие потребности сотрудников и их удовлетворение.
- Создание тех потребностей, которые могут быть удовлетворены в рамках существующей системы.
Создание оптимальной системы мотивации предполагает применение обоих направлений с учетом конкретной ситуации, сложившейся на предприятии.
№ Понятие и сущность менеджмента. Цели и задачи управления нефтегазодобывающим предприятием. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночный условиях намеченных целей, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей используя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.
Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку.
Основными задачами менеджмента являются:
1) организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
2) использование работников, обладающих высокой квалификацией;
3) стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
4) определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
5) разработка стратегии развития организации и реализация;
6) определение целей развития организации;
7) выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
8) осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Особенности менеджмента.
Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:
1. ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запрос конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
2. постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;
3. хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
4. постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
5. выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
6. необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
№ Функции менеджмента. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.
Функция – это роль, которая выполняется субъектом или объектом в определенной сфере деятельности.
Функции менеджмента:
- планирование;
- организовывание;
- мотивация;
- контроль.
Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей.
Функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм.
Мотивация – процесс побуждения себя и других людей в пользу трудовой деятельности.
Контроль – процесс нахождения отклонений от предусмотренных величин и действий людей.
Функции менеджмента, входящие в состав цикла, находятся в постоянной взаимосвязи и взаимозависимости. Так, например, функция контроля тесно связана с функцией планирования, поскольку на базе информации, полученной при контроле, и ее анализа у менеджера появляется возможность внесения необходимых изменений в ранее намеченные планы производства. Аналогичным образом увязаны функции организации производства и мотивации персонала.
№ Внутренняя и внешняя среда организации.
Внешняя среда — это источник очень важных воздействий на организацию. Значительная часть проблем, возникающих на пути организации к достижению стоящих перед ней целей, возникает из внешней среды. От того, насколько адаптивно поведение организации, то есть от того, насколько организация может приспособиться к внешним факторам, зависит ее выживание
К среде прямого воздействия (микросреда), то есть к факторам, которые непосредственно влияют на деятельность организации, относятся:
- поставщики;
- потребители;
- конкуренты;
- контактные аудитории – финансовые организации (коммерческие банки); общественные организации (профсоюзы); государственные органы (налоговая служба); средства массовой информации (газеты, радио и т.п.); местные контактные аудитории (органы местного самоуправления); внутренние контактные аудитории (акционеры).
К среде косвенного воздействия (макросреда) относятся факторы, воздействующие на микросреду в целом. К ним относятся факторы:
- экономические (доходы и расходы населения);
- демографические (численность и миграция населения);
- политические (законодательное регулирование со стороны государства);
- научно-технические (научно- технический прогресс);
- природные (наличие или отсутствие некоторых видов сырья и природных богатств);
- культурные (традиции и обычаи общества).
Внутренняя среда организации - ситуационные факторы внутри организации. К основным переменным внутри организации относятся цели, структура, задачи, технология и люди.
Цели - конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки.
Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации.