Методические особенности работы над различными типами изложений в начальной школе




Необходимые требования к текстам для изложений.

· единство и замкнутость содержания.

Текст для пересказа нередко представляет из себя такой отрывок из произведения, в котором есть компоненты событий текста прежде всего по признаку единства содержания, и рассматривается он уже не как часть литературного произведения, а как самостоятельное повествование, описание или рассуждение, как миниатюрное художественное произведение. Следовательно, требования к тексту для пересказа должны быть строже, чем к компоненту. Прежде всего должны быть строже требования к единству содержания. Не следует пользоваться текстом, если тема слабо намечена или недостаточно развита. Единству содержания и замкнутости должна соответствовать структура текста.

Структура текста для изложения:

· предельное начало текста, обычно независимое первое предложение с обычным порядком слов или - реже - соединение законченных предложений;

· отчётливая связь с начальным предложением следующих за ним предложений, а также связи смежных предложений;

· структурное выражение законченности всего текста при завершении фабулы.

Условное деление изложений на виды:

· по отношению к объёму исходного текста различают подробные и сжатые изложения. Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста. Задача сжатого изложения – передать это содержание кратко, обобщённо

· по осложнённости языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и др. заданиями. Среди этих заданий можно выделить 2 типа:

1. изменить форму лица, времени, наклонения, например, передать содержание исходного текста в форме не прошедшего времени, а настоящего;

2. употребить в изложении определённые слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте. Такие языковые средства отличаются в тексте, выделяются, выписываются и т.д.

· по восприятию исходного текста различаются изложения

1. прочитанного, т.е. воспринятого зрительно текста;

2. услышанного, т.е. воспринятого на слух текста;

3. -текста, воспринятого на слух и зрительно.

Виды изложений учитывают развитие разных особенностей учащихся к восприятию текста.

· по степени знакомства с исходным текстом различают изложения незнакомого и знакомого ранее текста;

· по отношению к содержанию исходного текста различаются изложения полные, выборочные, с дополнительным заданием.

Возможны 2 группы заданий к таким изложениям:

· дописать начало (вступление), конец (заключение), изложить текст от имени другого лица и т.п., ввести в него элементы описания (внешности героев, времени, места действия), диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу. (в этом случае вносятся изменения в исходный текст);

· ответить на вопросы, высказать своё мнение по поводу изложенного в тексте и т.д. (в этом случае в исходный текст не вносится никаких изменений – автор создаёт свой текст, обычно, после изложения исходного)

Методические особенности работы над различными типами изложений в начальной школе

1. Методика работы над подробным изложением

Понятие об изложении вводится во 2 классе.

Для 1-го этапа работы удобнее всего использовать подробное изложение по зрительно воспринимаемому тексту.

На 2-м этапе все знания об изложении закрепляются, систематизируются.

Учитель уточняет: Как вы думаете, что значит написать изложение? Изложить – это значит пересказать содержание текста точно, полно и последовательно, так, чтобы собеседник понял, о чём и о ком идёт речь. Как нужно пересказывать текст? (дети читают и комментируют памятку - см. ниже).

Учитель, читая текст, обращает внимание на смысловую целостность текста: о чём говорит заглавие? выделяет опорные слова, выясняет смысл непонятных слов, их написание. Языковая подготовка к изложению должна включать, помимо выяснения непонятных слов, работу над лексикой (изобразительно-выразительными средствами, употребленными автором для более глубокого раскрытия мысли или образа) может сочетаться с работой над планом и композицией текста. Чтобы правильно составить план, дети уже при ознакомительном чтении должны определить, какой тип речи доминирует в данном тексте.

Работа над композицией обуславливает:

· повторение сведений о рассказе как о литературном жанре;

· теоретический анализ композиционных особенностей рассказа. Из каких частей состоит рассказ? Что связывает в единое целое различные части рассказа? Как схематично можно изобразить построение любого рассказа? Итак, что вы знаете о рассказе? Назовите какой-нибудь рассказ. Докажите, что это рассказ. Важно, чтобы дети вспомнили, что в основе рассказа лежит случай, эпизод, происшествие. В рассказе главное – развёртывающееся в определённой последовательности действие, которому подчиняется описание героев, места и времени действия. В рассказе 4 части: завязка (начало действия), развитие действия, кульминация, развязка.

Учитель уточняет:

· отражено ли в данной схеме содержание рассказа, который вы прослушали?

(Нет, в данной схеме указаны только части, а их названия отсутствуют).

· чтобы отразить в схеме рассказа его содержание, мы должны составить план?

(коллективная работа над планом рассказа). Составление плана опирается на 2 основных умения: выделять смысловые части и сжимать их до кратких формулировок.

Повторное чтение текста с установкой на детальное чтение текста (выделить основные смысловые части текста).

Работа по памятке: “Как подготовится к изложению”:

1. Прочитай (прослушай) текст. Определи его тему и основную мысль.

2. Найди в тексте опорные слова.

3. Раздели текст на части, озаглавь их.

4. Найди буквы, которые надо проверить, объясни, почему так пишутся слова.

5. Прочитай текст ещё раз. Обрати внимание на употребление слов и словосочетаний.

Работа над каждым пунктом памятки в отдельности. Работа над постепенным сжатием смысловых частей до формулировок плана.

Ещё раз перечитайте 1 часть и выразите её содержание в виде одного предложения. Наиболее удачный вариант записывается на доске. (Аналогично сжимается 2,3,4 части). В процессе работы над построением и языком текста учащиеся повторяют сведения о типах речи и под руководством учителя приходят к выводу, что в связном тексте все предложения связаны между собой. Для их связи используются специальные слова. Составляя план, дети решают две задачи: выделяют основные части и озаглавливают их; запоминают последовательность событий. Подготовка к устному пересказу текста, сам пересказ и написание изложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: