Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: 6-7.
Описание игры: дети, представляя себя «динозаврика-ми», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.
Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.
Тюлени (Н. Кряжева)
Цель: развитие воображения, сообразительности, умения преодолевать препятствия.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 6-7 лет.
Количество играющих: 5-6.
Необходимые приспособления: воздушный шарик, шарфики, корзина.
Описание игры: дети ложатся на пол, им связывают ноги под коленями шарфиком — они теперь «тюлени». Взрослый бросает воздушный шарик, который «тюлени» пытаются поймать или отобрать у других и забросить в корзину, стоящую на полу. Победителем становится самый меткий и самый «вежливый» «тюлень».
Комментарий: ограничение подвижности стимулирует детей к поиску новых способов передвижения, способов достижения желаемой цели — мячика.
Взрослому важно помнить, что тактика поведения детей в такой ситуации различна: одни пасуют, прекращают игру, их необходимо приободрить, а другие хитрят, нарушают правила — таких детей нужно сдерживать.
Крокодил (Н. Кряжева)
Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: 8—10человек.
Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».
Комментарий: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений.
Осьминог (Н. Кряжева)
Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: 8-10.
Необходимые приспособления: теннисные мячики.
Описание игры: четыре ребенка ложатся на полу по кругу в центре, соединяясь друг с другом ногами. Это «осьминог», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» — мячики. Остальные дети — «рыбки». «Рыбки» «плавают» между щупальцами «осьминога» и собирают «икринки». «Осьминог» активно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икринок». Если «осьминог» сможет поймать какую-то «рыбку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры.
Комментарий: игра требует от детей высокой концентрации — как от «рыбок», так и от «осьминога». Поэтому часто наблюдается преобладание негативных эмоций. Взрослый должен вовремя это заметить и переключить детей. Иногда даже целесообразно остановить игру.
Спонтанное рисование
Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: 6—8 лет.
Количество играющих: 1—3, не более.
Необходимые приспособления: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации.
Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20— 45 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией...
Комментарий: спонтанное рисование помогает выйти из депрессии, снимает психологическое напряжение, актуализирует чувство меры — ребенок останавливается, когда понимает, что экспериментировать больше не стоит. Чувства отражаются на бумаге.
Задача взрослого — дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется.
Интересное наблюдение: редко кто из детей сразу по-нимает суть задания, им неясно, что рисовать и как это сделать. Это горький ответ взрослым на их постоянные запреты и ограничения...
Сотворение чуда
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатий-ных способностей.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» —-карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», _ или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.