ГК ПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж, г. Новокузнецк




СОЦИУМ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Масалитин Д.О.

Пискунова Т.В. преподаватель

ГК ПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж, г. Новокузнецк

 

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития: учится говорить, обращаться с вещами и людьми.

Личность - это осознание себя, внешнего мира и места в нем.

Цель работы: выявить влияние школы, колледжа на формирования личности.

Задачи работы:

· изучить роль школы, колледжа в формировании личности;

· проанализировать результаты опроса обучающихся;

· обобщить исследовательские данные.

Объект исследования: обучающиеся девятых классов МБОУ СОШ № 29 и группы 1ОПТ-17с НГТК.

Предмет исследования: школа, колледж при формировании личности.

Формирование личности – многогранный процесс, зависящий двух составляющих: биологической и социальной. Основным в процессе формирования личности является социальное влияние - это воспитание, социальные условия жизни,образование, традиции, культураи т. д.

Для удовлетворения своих разнообразных и многочисленных потребностей человек должен вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний.

1.Социализация личности

Социализация - это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Социуму свойственен такой фактор как - социальное воспитание, использование воспитательного потенциала социальных институтов, т.е. организация воздействия на личность в целях адаптации, включения ее в социум, социализации. Но среда может быть как положительной, так и отрицательной и поэтому встает вопрос о наличии у него воспитательного потенциала и его направленности, о качестве и степени эффективности воздействия этого потенциала.

Развитие человека происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Все эти процессы могут происходить спонтанно, стихийно в ходе жизнедеятельности ребенка, а могут регулироваться, хотя бы отчасти, целенаправленным влиянием на развитие ребенка — воспитанием.

Таким образом, в результате воспитания и влияния социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру», т.е. его социализация.

2. Роль социума в формировании личности

Л.А Зеленов в своей книге «социология города» дает несколько определений социума. Социум - это система людей с их потребностями, способностями, деятельностью, отношениями и институтами. Социум - это совокупность людей, которые объединились на определенной степени исторического развития. Также общество объединяет людей по социокультурным, профессиональным признакам, по происхождению, интересам и т.д.

В ходе взаимодействия с социумом и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составной частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для развития и формирования цельной гармоничной личности.

Для подросткового возраста характерно чрезвычайно быстрое изменение тела и психики. Подростки психически не успевают реагировать на все, что с ними происходит, изменения носят слишком бурный характер. Есть еще одна неприятная особенность, которая отличает подростков от представителей любых других возрастов: именно в подростковом возрасте социальная зависимость носит максимально ярко выраженный характер. Подростки ради статуса, признания могут пойти на такие жертвы, на которые ни взрослые люди, ни дети пойти не готовы.

С подростками надо обращаться очень аккуратно. Следует учитывать их повышенную ранимость, эмоциональность, склонность к конфронтации, жажду самостоятельности, ориентацию на социум. Что такое ориентация на подростковый социум? Это прежде всего готовность вступить в конфликт, бросить вызов. Именно поэтому в подростковых группах, как правило, «заправляют» психопаты: жесткие, властные, отчужденные, холодные, эгоистичные личности лидируют, а мягкие, добрые - презираемы и забиваемы. Поэтому, даже если подросток по натуре мягок и добр, он будет эпатировать окружающих асоциальными выходками.

Работа по влиянию социума на формирование личности подростка предполагает развитие потенциальных возможностей школьника, его социальную активность в общеобразовательном учреждении и вне его.

Данная работа осуществлялась на базе МБОУ СОШ № 29. В выборке исследования была параллель 9х классов.

На констатирующем этапе была проведена диагностика, которая включала в себя:

Методика «наша группа». Цель- выявление межличностных взаимоотношений в коллективе учебной группы.

Так, например, методика «наша группа» дала такие результаты:

- 21% подростков - эгоистический лидер;

- 13% подростков- эмоциональный лидер;

- 16% подростков - деловой лидер;

- 26% подростков - друзья;

- 4% подростков - неприятели;

-20% подростков - дезорганизатор дел.

На основе полученных данных можно утверждать,что подростковый период считается трудным, критическим, и этому есть объективные причины:

Первая причина -обусловлена значительными различиями между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и взрослым, различия в их обязанностях и правах.

Вторая причина-исключительно быстрый темп происходящих физических и психических изменений подростка.Подростки особенно склонны к самоанализу, не могут сразу принять себя в новом качеств, стесняются своего нового облика.

Третья причина-сложностей подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания. Ранее эти недостатки отчетливо не проявлялись в силу недостаточной самостоятельности ребенка и неширокой сферы его деятельности и общения.

Четвертая причина- связана с психологическими сдвигами в ходе полового созревания, что выражается, прежде всего, в изменении самовосприятия.

Пятая причина-связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье свой уклад, и ранее дети этих различий не замечали. В подростковом возрасте начинают осознаваться преимущества и недостатки их положения в различных семьях.

Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции. Как уже отмечалось, центральным новообразованием в сфере чувств подростка становится «чувство взрослости». Возникшее у подростка, оно проявляется, как субъективное переживание готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, выражается в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались сего мнением.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие личности подростка происходит при непосредственном влиянии социума на данную личность. Социальное окружение - это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств. Человек нуждается в высокой оценке другого человека собственных положительных качеств и достоинств. Оказывают влияние на личность и рождают чувство собственного достоинства положительные оценки социума.

В ходе взаимодействия с социумом и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составной частью ее духовного богатства.

Заключение

Итак, формирование личности - это сложный, долгий процесс и означает превращение его из биологического индивида в социальное существо - личность. Это превращение происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество (социум), в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности, т.е. усвоение индивидом требований социума.

Таким образом, в процессе формирования личности социум играет одну из основополагающих ролей.

 

Список использованных источников

 

Бокачев И.А. Формирования личности в процессе социализации. / Вестник СевКавГТУ. Серия Гуманитарные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. - №1 (11). - С.42-47.

Ананишнев В.М. Социология влияния / В. М. Ананишнев; Правительство Москвы, Департамент образования г. Москвы, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования г. Москвы МГПУ, 2011.

Зеленов Л.А. Социология города - М:Владос, 2000. - 192 с.

Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во Казанского университета, переизд., 2006.

Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб.пособие. - Москва: Академия, 2001



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: