Кл окружающий мир на 19 мая
Тема урока: «Впереди лето»
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
.
- Наш урок мы начнем с загадки, чтобы понять, о чем мы будем говорить на уроке.
Отгадайте время года:
Жаркая стоит погода,
Рано солнышко встает,
Днем и греет, и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо,
Землянику поспевай,
Не ленись, да собирай.
В поле рожь шумит, как море,
Соловьи поют на зорях,
травы сочные стоят,
Косари в луга спешат.
-О каком времени года говорится в загадке? (О лете)
-Почему вы так решили?
- Какие приметы лета вы услышали?
- О каком труде летом здесь говорится? (Собирать ягоды)
- А еще? Кто спешит в луга? (Косари)
- Кто такие косари?
- А сено собирают когда, в какое время года?
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О лете)
-Прочитайте тему урока на стр.130 («Впереди лето»)
- Какие цели поставите перед собой?
(-Прочитайте задачу, которую ставит Муравьишка. (Сегодня на уроке мы вспомним о том, какие изменения происходят в природе летом, как можно летом оздоровиться, узнаем о правилах во время летних каникул и другой интересный материал о данном времени года).
- Что такое лето? (Ответы)
- А давайте посмотрим в словаре, как там объясняется, что такое лето?
В словаре, объясняется, так: лето -……..
– Ребята, в чём же причина происходящих в природе изменений? Почему вокруг всё позеленело, стало много цветов, насекомых, птиц?
(Стало теплее. День становится длиннее, солнце светит ярче, посылая свои яркие лучи на землю)
- Из-за далеких синих гор прилетело цветущее юное лето, и тут же принялось за срочные дела:
|
тут небо по голубее раскрасит, там радугу яркую через синюю речку перекинет.
А то возьмет и теплым ливнем пустится бегать по траве.
Смеется лето, стучит зеленой веткой в окно: пора, пора на прогулку в сказочный лес,
в поле, где цветут душистые цветы и травы.
Для того ведь и лето, чтобы наслаждаться его красотой.
-Когда начинается лето? (1 июня)
-По календарю лето начинается 1 июня. Ученые-астрономы считают началом лета 22 июня-день летнего солнцестояния, когда солнце поднимается выше всего на небе. А ученые-фенологи, изучающие закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений, связанных со сменой времен года, считают, что лето начинается, когда отцветут и осыпятся в садах белые и розовые цветы яблонь, а в лесу на низеньких кустарниках с твердыми глянцевыми листочками распустятся цветы брусники.
-Перечислите названия летних месяцев. (Июнь, июль, август).
закрепления с проговариванием в речи
- Какие изменения происходят в природе летом?
1) прочитать текст учебника стр. 130, делая следующие пометки
.
-О каких летних явлениях вы прочитали?
-Откройте тетради на печатной основе, выполните задание под номером 2 на стр.84
Щебетанье птиц, красота и аромат цветов, таяние снега, вкусные и полезные фрукты и овощи, короткие дни, гроза, тёплый дождь, сугробы, радуга, жаркие дни, ягоды и грибы, у школы снеговики, порхание бабочек, длинные дни.
- Лето – самое жаркое время года. Это время засух и проливных дождей, время голубого неба и разноцветных радуг, время зелёных листьев и ярких цветов, время грибов и ягод, время жужжания насекомых и птичьих песнопений, время долгожданных каникул.
|
- Конечно же, вы будете путешествовать летом. Скажите, из всех представителей животного мира, каких больше всего мы можем увидеть вокруг себя? (Бабочек, шмелей и т.д.)
-Как одним словом назвать этих представителей? (Насекомые)
- Как отличить насекомое от остальных животных? (На теле этих животных есть полосы – насечки, у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики.)
- А кто из этих насекомых, можно сказать, самый красивый? (Бабочки)
Конечно же, самые красивые представители насекомого мира – это бабочки.
Это интересно! Прочитайте!
1. Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу.
· Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк.
· Шелководство известно человечеству уже более 4500 лет. Из Китая оно пришло в Индию, а оттуда в Японию, Персию и Среднюю Азию.
Гусеницы тутового шелкопряда живут большими семьями и строят паутинные гнезда в виде коконов. Люди научились разматывать коконы и получать из этих нитей тончайшие натуральные шелка.
2. Улетели бабочки на юг. Правда это или выдумка?
· О том, что птицы улетают зимовать на юг, знают даже малыши. А вот то, что есть бабочки, улетающие на зиму в тёплые края, слышали немногие. И ещё меньше людей видели это.
· В первые осенние дни стаи репейниц улетают на юг. Они зимуют в Турции, Иране, Африке. Назад они возвращаются к нам в июне. Отложив яйца, репейницы погибают. В конце лета появляются молодые бабочки. Осенью они отправляются в далёкий путь.
|
· Улетают зимовать на юг и бабочка адмирал, и желтушка луговая и бражник "мёртвая голова".
· Летят эти бабочки за сотни, а то и за тысячи километров. Причём летят не стаями, а в одиночку. Отважные бабочки!
· Перелёты бабочек - сплошные загадки. Куда они летят? Почему? Как находят дорогу? Какова их скорость в полёте? Учёные ищут ответы на эти вопросы. И они начали изучать перелёты бабочек. А как это сделать: на бабочек ведь колец, как на птиц, не наденешь. Вот и придумали - метят бабочек особой краской. Поймают, мазнут легонько кисточкой и отпускают. У каждой страны - определённый цвет, а у каждой станции по изучению перелётов бабочек (сейчас есть и такие) ещё и особые знаки в виде точек и тире, вроде азбуки Морзе
Д/з
1. По своим наблюдениям придумай рассказ о красоте животных.
2. Подготовь рассказ на тему «Красота животных»