Тема: Пословицы и поговорки
Цель урока: с оздать условия для продолжения формирования позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; на основе темы «Пословицы и поговорки»
Организация работы класса:
1. Подготовительный этап.
2. Этап целеполагания.
3. Проведение мероприятия.
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия
Средства обучения: презентация, карточки с заданиями, словарь;
Этап урока | Задача урока | Методический прием | Используемые УУД | ||
Деятельность учителя | Действия ученика | Форма работы/выполнения действий | |||
I | Подготовка к мероприятию (учащиеся 5 класса делятся на3-4 команды поровну, выбирают название команды и капитана) | Подготовка к мероприятию Разделение на команды, выбор капитана. | нет | ||
II | Предъявление культурного образца целеполагания: | ||||
2.1 | Пословицы недаром молвятся, Без них никак прожить нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают. Порой чему-то поучают И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится- Ведь с ней и горе и беда. И наша речь красна пословицей: Давайте вспомним их, друзья. - Ребята, сегодня у нас с вами увлекательное соревнование, посвященное пословицам и поговоркам. Давайте вспомним, что такое пословица? Поговорка? Чем они отличаются? | Представление команд (название и девиз) Диалог с учителем. | Фронтальная индивидуальная | Регулятивные | |
Давайте мы с вами немного разомнемся. Сейчас каждой команде будет дана часть пословицы, а вы должны будете ее продолжить. (пословицы можно поместить на слайды). 1 команда: Семь раз отмерь, …(а один раз отрежь.); Как аукнется….(так и откликнется) 2 команда: Повторенье-…(мать ученья); Труд человека кормит,… (а лень портит) 3 команда: Сделал дело…(гуляй смело); Лучше горькая правда,… (чем сладкая ложь) 4 команда: Ученье- свет…(а не ученье- тьма); Делу время,… (потехе час) (за 1 правильно названную пословицу дается 1 балл. Это будут первичные баллы. Они записываются на доске) | Команды поочередно выполняют задание. | Групповая Фронтальная | Логические | ||
2конкурс. «Пословицы о дружбе» Исполняется песня «Настоящий друг» на сл. Пляцковского» муз. Савельева. Вы, конечно же, догадались о каких пословицах мы будем говорить на нашем следующем конкурсе? Итак, пословицы о дружбе. Назовите известные вам пословицы о дружбе. Пословицы не должны повторяться. Сколько пословиц назвала каждая команда, столько баллов и получила. | Команды называют пословицы. | Групповая Фронтальная | Логические | ||
3 конкурс. «Восстановите пословицу» Каждой группе выдается карточка с пословицами. -Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места. Изменив их привычный смысл. 1. Ус хорошо, а два лучше. (ус- ум) 2. Работа не полк в лес не убежит. (полк- волк) 3. Старый круг лучше новых двух. (круг-друг) 4. Пруд кормит и одевает. (пруд- труд) 5. Больше дела, меньше снов. (снов- слов) 6. Не за своё тело не берись. (тело- дело) 7. У грача лечись, а у умного учись.(грача- врача) 8. Без труса не вытащишь и рыбку из пруда. (без труса- без труда) После выполнения, каждая команда поочередно зачитывает по одному ответу, за правильно названные половицы командам даются баллы. | После выполнения, каждая команда поочередно зачитывает по одному ответу. | Групповая Фронтальная | Логические | ||
4конкурс. «Вспомни пословицу по рисункам» На слайды выводятся картинки к пословицам. 1. Волк (Волков бояться- в лес не ходить) 2. Заяц (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.) 3. Конь (Дарёному коню в зубы не смотрят) 4. Курица (Яйца курицу не учат.) 5. Цыплята (Цыплят по осени считают.) 6. Сани (Готовь сани летом, а телегу – зимой) 7. Колодец (Не плюй в колодец- пригодится воды напиться) 8. Ёж (Колючий, как еж). Команды поочередно называют пословицы. Если пословица не была названа, то балл не начисляется, и пословица отдается следующей команде. | Команды поочередно называют пословицы. | Групповая Фронтальная | Логические | ||
5 конкурс. «Определи значение».
Командам раздается по одной поговорки. Дается задание объяснить значение поговорки. После того, как одна команда объясняет значение, все вместе проверяют в словаре (или можно на слайд вывести значение поговорки из словаря) и делают вывод о том, правильно ли команда определила значение или нет. И так по очереди.
| Команды работают в группах. | Групповая Фронтальная | |||
Учитель подсчитывает баллы на доске и объявляет результаты. Командам выдаются грамоты с разными номинациями. | Фронтальная | Коммуникативные | |||
III | Рефлексия Диалог учителя с детьми | Высказываются понравилось ли им мероприятие И по ходу беседы делают общий вывод Вывод: В пословицах и поговорках заключается людская мудрость, опыт и наблюдательность на протяжении многих лет и столетий. Пословицы и поговорки украшают речь говорящего.Пословицы и поговорки позволяют иногда красноречиво и коротко передать объемный смысл. Например, вместо длительного объяснения как сложно приходится человеку на чужбине лучше употребить пословицу: "На чужой сторонушке рад родной воронушке"; сразу становится понятна степень отчужденности от другого народа. | фронтальная |
|