Опасности недооценки ситуации на дороге.




Надежность и мастерство водителя

1. Надежность водителя - его способность в течение определенного промежутка времени работать без отказов, т. е. без дорожно-транспортных происшествий.

Можно выделить четыре основные составляющие надежности водителя:

· медицинская - отсутствие заболеваний, симптомы (проявления) которых могут привести к потере контроля над автомобилем в процессе движения;

 

· психофизиологическая - комплекс личностных качеств водителя (свойства нервной системы, память, время реакции, качества внимания и т. п.), недостатки которых могут вызвать потерю времени в условиях его дефицита, например в опасной ситуации, или привести к ошибкам в принятии решений либо к их исполнению;

 

· профессиональная - наличие опыта, совокупность навыков управления автомобилем, позволяющих реализовать наиболее рациональные приемы обеспечения безопасности в любых условиях движения, в том числе опасные и критические ситуации;

 

· социально-психологическая - совокупность личностных качеств человека (уровень общей культуры, чувство ответственности, дисциплинированность и т. п.), определяющих характер поведения на дороге, представляющей собой своеобразную социальную среду.

Причины, влияющие на снижение надежности водителей, так или иначе связаны с ее составляющими.

· А) неумение водителя безопасно управлять автомобилем чаще всего обусловливается его низкими психофизиологическими качествами, болезнью, чрезмерным утомлением, стрессовым состоянием и т. п.

· Б) Причинами нежелания водителя безопасно управлять автомобилем являются низкий уровень культуры и правосознания, агрессивность, безответственность, склонность к употреблению алкоголя.

 

· В) Незнание водителем правил безопасного управления автомобилем, связано, скорее всего, с тем, что у него имеются пробелы в знаниях Правил дорожного движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения.

 

· Г) причиной неумения безопасно управлять автомобилем является недостаточное профессиональное мастерство водителя, в частности неправильно сформированные навыки или потеря таковых.

 

Водитель должен постоянно контролировать себя. Если он замечает, что регулярно становится виновником опасных ситуаций, ему следует либо пересмотреть свое поведение на дороге, либо отказаться от управления транспортным средством.

Склонность к риску как один из показателей социально-психологической устойчивости в сочетании с мотивами деятельности оказывает решающее влияние на степень риска, принимаемую водителем. Часто бывает, что в дорожном движении может оказаться неадекватным его техническому мастерству и дорожно-транспортной ситуации.

Опасности недооценки ситуации на дороге.

Как определить, насколько опасна ситуация, возникшая на дороге из-за рискованного поведения водителя? Это можно сделать по своим субъективным ощущениям.

Водителям известно «чувство пережитой опасности», связанное с резким повышением количества адреналина в крови. При этом возникают учащенное сердцебиение, прилив крови к конечностям, ощущение жара, а нередко и сложный спектр эмоций. При нормальной реакции организма на стресс это состояние через короткое время сменяется мобилизацией всех возможностей человека для безопасного управления автомобилем.

1. Недооценка опасности наряду со склонностью к риску является одной из устойчивых поведенческих характеристик водителя, приводящих к ДТП.

Оценивая дорожную обстановку, водитель в силу накопленного опыта и имеющихся знаний прогнозирует развитие ДТС. Каждой типичной ДТС соответствует некоторый объективный уровень опасности, измеряемый частотой перерастания ДТС в ДТП. Рассогласование объективной опасности и ее субъективной оценки водителем приводит его к неадекватным действиям.

2. Водитель, недооценивший опасность, всегда неосознанно (в отличие от водителя, склонного к риску) совершает рискованные маневры либо не предпринимает необходимых предупредительных действий в условиях высокой вероятности опасного развития ДТС. Чересчур осторожный водитель делает много лишних торможений, «шарахается от каждого столба», что также создает рискованные ситуации на дороге.

3. Неустойчивость к монотонии. Монотонией называют состояние водителя, возникающее при езде по относительно свободной ровной дороге или на привычном, хорошо известном маршруте, где в течение продолжительного времени водителю приходится выполнять однообразные, многократно повторяющиеся действия. Монотония вызывает сонливость, замедление реакции, снижение остроты восприятия дорожной обстановки: возникает так называемый «дорожный гипноз».

Если преодолеть состояние «дорожного гипноза» не удается, следует сделать кратковременную остановку для выполнения нескольких физических упражнений (разминки), отдыха или приема пищи. Но лучшим «лекарством», конечно, послужит 15 -20-минутный сон. В дальней дороге подобные остановки рекомендуется делать не реже чем через каждые три часа движения, даже если состояние монотонии не наступило.

 

Пренебрежение состоянием «дорожного гипноза» наиболее часто ведет к съезду с дорог, опрокидыванию автомобиля, наезду на препятствие.

Мастерство водителя

 

Мастерство водителя – это набор качеств, определяющих уровень безопасного, экономичного и комфортного управления автомобилем, совокупность профессионального интеллекта водителя и технических навыков управления автомобилем.

При этом под профессиональным интеллектом понимается способность водителя к восприятию информации и принятию решений с целью предупреждения возникновения опасных ситуаций в дорожном движении. Технические навыки определяют мастерство выхода из опасных и критических ситуаций. Исследованиями установлено, что в обеспечении безопасности движения роль профессионального интеллекта наиболее велика.

 

Мастерство водителя определяется качеством следующих элементов:

 

· восприятия и обработка информации;

 

· подготовки и выбора решений по управлению автомобилем;

 

· принятия решений;

 

· технического исполнения решений.

 

Профессионализм водителя в плане обеспечения безопасности движения в первую очередь определяется единством трех качеств:

· технического мастерства управления автомобилем;

· знаний и навыков поведения в дорожном движении;

· дисциплины и ответственности, включая морально-деловые качества и социально-психологическую устойчивость.

При этом ключевыми и результирующими являются именно знания и навыки поведения в дорожном движении.

 

Решающая роль водителя в обеспечении безопасности движения обусловлена тем, что именно человек вносит в систему дорожного движения абсолютное большинство возмущающих субъективных факторов.

Так, определение причины ДТП сводится главным образом к анализу действий человека, которые в большинстве случаев совершаются при нарушении Правил дорожного движения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: