Цель: развитие речи, памяти,-умения работать в группе.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: 6—10 детей.
Описание игры: дети становятся в два ряда напротив друг друга. Ребенок, стоящий крайним, называет первый слог слова, а стоящий напротив него должен произнести следующий слог (слоги) и таким образом закончить слово. Затем он, в свою очередь, предлагает слог стоящему напротив второму члену противоположной шеренги и т. д., пока все дети не сыграют.
Помощь; мо-локо; мы-ло; сан-ки; ка-ток; цве-ток; белка; бар-кас; лод-ка; вес-на; за-гар и т. д.
Комментарий: игру можно усложнить, если предложить детям придумывать слова на последний слог предыдущего или придумывать слова, состоящие только из двух (трех, четырех и т. д.) слогов. Но такие правила лучше вводить позже, когда дети хорошо освоят изначальные правила.
Дом из зерна
Цель: развитие творческого воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 3-9 лет.
Количество играющих: один или более.
Необходимые приспособления: различные зерна и семена.
Описание игры: ребенок должен из семян выложить:
— дом, солнце, цветы;
_ украсить полянку перед домом разными геометрическими фигурами, буквами, цифрами и т. д.;
— выложить из зерна дорожку домой.
Комментарий: если в игре участвуют несколько детей,
процесс выкладывания может превратиться в увлекательное сочинение сказки на фоне создания общей картины.
Бывает — не бывает
Цель: развитие воображения, расширение кругозора.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: два или более.
Необходимые приспособления: мяч.
Описание игры: один игрок придумывает какую-нибудь ситуацию и называя ее, бросает мяч другому. Бели ситуация правдоподобна, мяч нужно поймать, а если нет — то мяч ловить нельзя. Например, первый говорит: «В саду расцвела роза». Ситуация вполне может быть правдой, поэтому мяч поймать надо. А если фраза звучит так: «Компьютер разлил борщ», — то мяч не ловят.
Можно предложить следующие высказывания:
Киска потерялась.
Собачка улетела на небо.
Воздушный шарик клеит аппликацию.
Мама испекла пирожки.
Медведи любят малину.
Птичка свила гнездо под водой.
Телефон позвонил в дверь.
Мальчик укололся о фиалку.
Картина прибила гвоздь.
На гвозде висит картина.
Волки живут на деревьях.
Летом идет снег.
От снега возникает пожар.
Пластилин придуман для поделок.
Девочка слушает магнитофон.
На елке распустились цветы.
Дети пишут в тетрадях.
Фотографии бывают цветными.
Деньги зарабатывают взрослые.-
Шапочку и варежки носят летом.
Ветер хлопает окном.
Скрепки — это украшение для женщин.
Дети тяжело работают в детском саду.
Деревья растут в саду.
В море живут улитки и рыбы.
После утра наступает вечер.
Зима всегда приходит после осени.
Солнце — круглое.
По утрам надо чистить уши щеткой.
Кашу варят на смоле.
Пылесос глотает игрушки. г
Петух гоняется за курицей.
Стены бывают высокими.
На стульях сидят.
Ночью на небе светит солнце.
В телевизор складывают вымытую посуду.
Веревку сушат на белье.
Из тучки падают на землю цветочки.
Чашка упала на потолок.
У зайки выросли плавники.
Комментарий: игра направлена в большей степени на развитие у детей адекватных представлений о явлениях окружающего мира, уточнение уже сложившихся. С помощью этой игры взрослый может понять, в каких именно сферах дети имеют проблемы, т. е. в процессе игры можно провести небольшую срезовую диагностику.
Я положил в мешок
Цель: развитие памяти, внимания, операции классификации.
Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: два или более.
Описание игры: взрослый начинает игру словами. «Я
положил в мешок яблоки», — следующий играющий добавляет еще одно слово: «Я положил в мешок яблоки и ананасы», — третий говорит: «Я положил в мешок яблоки, ананасы и апельсины», — и т. д.
Комментарий: игру можно усложнить, предложив детям называть предметы в алфавитном порядке.
Для этой игры непринципиальным является то, кто станет победителем. Важно, чтобы у ребенка процесс игры вызывал положительные эмоции.
Задание можно конкретизировать, если предложить детям складывать предметы одной группы (школьные принадлежности, овощи и т. д.).