профессор О. А. Герасимова




«Хождение представителей одиннадцати хоринских бурятских родов к Петру I в Москву в 1702-1703гг и осмысление роли этого события в праздничной культуре Бурятии»

Аннотация: в статье анализируются события в праздничной культуре Бурятии – хождение представителей одиннадцати хоринских бурятских родов к Петру I в Москву в 1703г

Ключевые слова: поход хори-бурят, Петр I,история одиннадцати родов хори-бурят.

О причине похода хори-бурят к Петру I широко известна версия о том, что 11 представителей приехали в Москву жаловаться на непомерные налоги, притеснения со стороны воеводы, взятие заложников, о вытеснении их с родовых земель. Вышли тайно, шли долго и осторожно, но добрались-таки до Москвы и случайно там застали царя Петра. Всего всадников было 52 человека (в составе делегации были бывший приказчик из Нерчинска Павел Шурыгин и лекарь Михайло, которые точно были грамотными). Во-первых, ни один из участников похода никаких воспоминаний не оставил. Почему? Во –вторых, делегация рисковала вообще не застать царя в Москве, но Петр Первый был в столице и принял их в тронном зале. Тем более интересно, ведь в Москве он долго не задерживался, бывало, что отсутствовал по полгода и более. Ведь война со шведами была в самом разгаре, также царь готовится в мае заложить Санкт-Петербург и создать балтийский флот.

Значит, дата приезда бурятской делегации была заранее согласована с самим Петром? И то, что при таком дефиците времени глава государства все же считает необходимым встретиться с какими-то "самодеятельными ходоками" и внимательно их выслушать, наводит на определенные размышления. И само мероприятие, несмотря на чрезвычайную дальность и трудность поездки, завершилось, в общем-то, почти благополучно: из всех ее участников не вернулась домой лишь молодая шаманка - Эреэхэнудаган. А ведь при экстремальных условиях того путешествия жертв могло быть куда больше. Возникает немало вопросов.

Таким образом, предметом моего исследования являются причины поездки хори- бурят в Москву к царю Петру Первому.

Справка: Происхождение хори - бурят

Прибайкалье и Забайкалье, как показывают исследования археологов, были населены людьми, начиная с конца древнекаменного века, около 25-15 тысяч лет назад. В степных краях Забайкалья существовала культура раннескотоводческих племен. Эти племена степного Забайкалья явились основой формирования позднейших бурят и других степных племен. Средневековая эпоха (V - VIIIв.в.) - это особый период истории Бурятии, в течение которого постепенно шло становление бурятской народности. В III - II вв. д. н. э. в Прибайкалье появляются тюркоязычныекурыканы, вытесненные гуннами из Забайкалья. С их приходом из Забайкалья ушли самодийцы (ненцы, энцы, селькупы и др.) и часть тунгусов. После этого здешние раннемонголы (протобуряты), тюрки, остатки тунгусов, стали жить рядом друг с другом. Из этих групп сформировался сильный союз, который существовал до IХ в. В Х веке в Забайкалье на историческую арену выходит раннемонгольское племя кури (хори, хор). Длительный исторический путь, пройденный хоринцами, очень сложен и во многом не ясен. Вопрос о происхождении хори - бурят затрагивался во многих исторических и этнографических трудах. В работе Г. Н. Румянцева "Происхождение хоринских бурят" - говорится, что генеалогический миф хоринцев приурочивает их первоначальную родину к верховьям реки Лена и к острову Ольхон. В начале XIII в. образовалось единое Монгольское государство, которому подчинился бурятский племенной союз. В истории Сибири XIII – ΧҮΙΙΙвв. хори-буряты более известны, как хоринцы одиннадцати родов.

А первый русский (Баргузинский) острог в Забайкалье был основан в 1648 году. В те же годы были сооружены Удинский,Селенгинский, Итанцинский, Кабанский и Ильинский остроги. Обитатели этих острогов в основном прибывали из Иркутского воеводства и имели опыт закабаления "братских" людей. Отношения хозяев острогов к местным жителям были далеко не братскими. И хоринские роды, еще вчера бывшие служителями Байкальских божеств, вдруг превратились в ясачных подданных захудалого Итанцинского острога. Одиннадцать родов хоринских бурят стали подданными России при Алексее Михайловиче. При нем они стали платить подушную подать, другими словами, вносить ясак. В летописи «История одиннадцати родов хори-бурят» Вандана Юмсунова написано: «Когда было учреждено воеводское управление, люди мужского пола наших одиннадцати отцов хоринских, в количестве 160 душ, называвшиеся «колчанами», стали платить по 20 копеек подушной подати и стали действительно подданными». У коренных жителей отбирали "породные" земли, их многократно облагали ясаками, за потраву посевов угоняли скот, брали заложниками женщин и детей, проводилось насильственное крещение. Остроги как бы соревновались между собой в обирании ясачных, их алчность не знала предела, подвергались грабежу даже собственные крестьяне. В те годы часто вспыхивали бунты пашенных крестьян заморских острогов. Бурятские семьи платили подать пушниной, а часть скотом. Страдали от произвола не только местные жители. Так, иркутский воевода Афанасий Савелов чинил "беспредел" не только над "инородцами"— так по документам называли тогда всех российских подданных неславянского племени — но и по отношению к забайкальским казакам. Воровал, задерживал жалование. О чем они не раз писали челобитные. В итоге даже бунтовали и брали в осаду Иркутск.

О поездке хори-бурят в Москву к царю. Решение направить в столицу Российского государства к Белому царю делегацию было принято на представительном суглане (собрании) одиннадцати хоринских родов. Вся делегация состояла из 52 человек. Возглавлять делегацию было порученозайсанугалзутского рода Бадану Туракину и зайсану рода харганаДаскеБодороеву. В состав делегации входили зайсанОчихойСардаев и шуленги: Шарахан, Тозе, Кондохой, Басутай, Баяндай, Тацур, Абундай, Окин, Учир и есаулы Бонтурий, Адай, Атарай, Номой, Ногшиной, Харандай, Кемзей, Танхай, Ноточий, а также родовые ясашные братские люди. Духовной покровительницей высокой делегации стала главная шаманка-удаганхуацайского рода 23-летняя Эреэхэн, в качестве толмача-проводника посланцев сопровождал нерчинский приказчик Алексей Шергин.

Для того чтобы успешно осуществить столь ответственное мероприятие в судьбе своего племени, каждый род оказывал помощь делегации лошадьми, вооружением, провизией, одеждой, пушниной, серебром, золотом. Осенью хоринцы совершили жертвоприношение Хозяевам острова Ольхон - Тринадцати Северным ноёнам, окропили стремена отважных всадников молоком и проводили делегацию в дальний путь. Исторический поход хори-бурят начался в год вороного коня, в 1702 году. В связи с тем, что поездка в Москву была тайной, делегация казачьи остроги объезжала ночью, днем же даже встречным братским людям не давали знать о целях похода. Останавливались путешественники, как было ранее установлено, у соплеменников, проживавших по Лене, Ангаре и Енисею. Хозяева встречали гостей с хадаками, как героев-спасителей родной земли, чествовали самыми почетными блюдами. На прощанье подарили всадникам табун лошадей, помогли провиантом и фуражом.

Путникам выпало немало испытаний: бураны, грозы, молнии и пожары... Самыми большими преградами стали великие сибирские реки, их приходилось преодолевать по льду, вброд, а порою и вплавь. Иногда пробивались через лесной бурелом, прорубая просеки саблями. Не счесть, сколько раз блуждали по бескрайним просторам, их поджидали "бохолдой" - черти, волчьи своры, конокрады-разбойники и каторжане-беглецы. Но они днем почти не слезали с коней, ночью под головы клали седла, под себя стелили потник и засыпали одетыми. Это было пожертвование не ради личных интересов, а тяжкие испытания принимались во благо будущего своих родов. По мере удаления от родины, путники перестали прятаться, стали заезжать в русские деревни, татарские аилы, поселения других народов.

Не кончились страдания и в Москве. В первый день в столице ночевали на улице. С огромным трудом устроились в ночлежку в Китай-городе. Пока добивались приема у именитых сановников, прошло много времени. В столице они встретились с Федором Алексеевичем Головиным. Он помог бурятской делегации и в устройстве их жизни, и в переговорах с царскими сановниками, и, наконец, в организации аудиенции у царя. И тут возникает вопрос, откуда они знали так хорошо графа Ф..А.Головина. И что он делал в Забайкалье в течении 5 лет? Чтобы узнать ответы, надо обратиться к вопросу внешней политики России на востоке.

Так, в 1689, за 13 лет до визита хоринцев в Москву, на реке Нерчи (в Читинской области), после взятия китайцами крепости Албазин, велись тяжелые переговоры с послами Цинской империи о границе между Китаем и Россией. Послы требовали острог Албазин, Нерчинск, Селенгинск и все земли до озера Байкал. А на востоке — Камчатку и Охотское море. С российской стороны переговоры вел граф Федор Головин. Силою слова, дарами, подкупом переводчиков-иезуитов француза и испанца 29 августа удалось достичь установления границы по Амуру. Но угроза войны с Цинской империей для России оставалась. А данных о потенциале китайской стороны не было никаких. И если Россия, втянутая в Северную войну, могла хоть как-то противостоять одновременно Швеции и Турции, то для ведения еще и третьей войны, в Забайкалье, у нее попросту не было сил. А угроза, и очень реальная, была налицо.

Учитывая все это, царь, как и в случае с Турцией, обязан был поставить перед своим министром иностранных дел и шефом внешней разведки вопрос о реальности выступления империи Цин против России. Петр нуждался в информации военно-политического характера. Что представляет собой Цинскаяимперия и какие силы определяют ее политику? И плэтому граф Головин поддерживал тесную связь с многими из предводителей бурятских родов, создал пограничный полк в Забайкалье, в котором достойно несли службу немало забайкальских бурят. Но вернемся к историческому конному походу. Исследователи пишут, что к далекому, неизведанному путешествию в Москву забайкальские бурятские роды готовились почти три года. Не многовато ли? Зачем и на что мог понадобиться столь немалый срок организаторам поездки? Граф Головин, проживший в Забайкалье почти 5 лет, хорошо понимал, что нужные сведения могут быть получены только с помощью бурят, многие из которых по торговым и прочим делам частенько бывали в Китае и Монголии, имели там давние деловые и дружеские связи. Таким образом получается, что в эти "три года" руководители бурятских родов совместно с Нерчинской администрацией, по поручению Головина, были заняты сбором разведывательной информации для царя Петра.

Итак- на приёме у великого Петра Первого. Петр принял бурятских посланцев 25 февраля 1703 г. Петр понимал: перед ним живые свидетели происходящего на другом конце света, люди, которые видели то, что тщательно скрывается от глаз иностранцев. И, видимо, информация, которой поделились посланцы Бурятии, очень царю помогла. Царь Петр I принял с почестями представителей одиннадцати хоринских родов в тронном зале. Бадан Туракин и Эреэхэн-удаган преподнесли царю соболью шубу и золотые слитки. Бадан Туракин рассказал, что в середине XVII века хори-буряты приняли российское подданство, с тех пор платят ясак в цареву казну. Но нет нормальной жизни в привольных бурятских степях. Рассказал он подробно о притеснениях бурят со стороны местной администрации, а также о разбойных набегах южных соседей. Вручил царю петицию-жалобу хоринских родов с просьбой защитить их от насильников. Выслушав бурятскогозайсана и изучив петицию-прошение, царь сделал вывод: «Зря инородцы не поехали бы. Горе погнало в такую даль. Эти братские люди могли податься от притеснений в Китай, кочевники же... Надобно твердо стать на Дальнем Востоке, закрепить за Русью тамошние породные земли... Наказать примерно тех, кто творит злодейства против наших подданных инородцев».

И 22 марта царь подписал Указ, закреплявший право бурят на вечное владение их "породными" землями. В Указе царя, в частности, говорится: «...под Иркутским Присудом им быть невозможно... Велеть им быть под Нерчинском по прежнему в их породных землях и кочевныхвышеписанных местах по правую сторону Селенги реки... чтобы им от налог и обид в конец неразорится и нашей Великого Государя службы не отбыть...» Далее в том же Указе велено «служилых и всяких чинов людей», относящихся к «ИркутскомуПрисуду», вместе с их заимками переселить на другую сторону Селенги. А в завершающей части Указа он счел необходимым напрямую выразить благожелательность и человеческое сочувствие по отношению к бурятским посланцам, отметив, что они «... ехали к Москве такое великое разстояние и в пути всякую нужду себе принимали», - после чего особо предостерег, чтобы их «тем не скорбить» и повелел «...посылать из Нерчинска прикащиков людей добрых, которые бы их от всяких обид оберегали... всякую расправу чинили в правду; а буде те прикащикиучнут... чинить обиды и разорения... наказав жестоко, от приказов останавливать, а на их места выбирать иных добрых людей и приказывать им накрепко, буде они так же учнут чинить, и им жестокое наказание учинено будет вдвое и сосланы будут в ссылку...»

Указ этот был одним из первых государственных актов в отношении народов, вошедших в течение XVI—XVII вв. в состав России и принявших, таким образом, участие в создании Российского государства.

Заключение

1703 год - действительно, замечательная дата, поскольку эту дипломатическую миссию хори-бурят в полной мере можно рассматривать как первую поездку делегации к главе государства. Эта делегация, состоявшая из представителей 11 хоринских племён, выразила интересы не только одной племенной группы, но и всего формирующегося бурятского этноса.
Обнародование указа Петра I способствовало формированию территориально и экономически единой общности бурят, с одной стороны, и более активному включению бурятских племён в социально-экономическую жизнь Российского государства, с другой.
Указ закрепил за хори-бурятами право владения "своими породными землями, родовыми кочевьями". Указом были строго запрещены насильственные действия со стороны служилых людей в отношении племён, а за прежнюю жестокость наказаны представители местной администрации.
В процессе дальнейшего мирного сосуществования и совместного хозяйственного освоения Забайкалья между русскими и бурятами не могли не сложиться культурные и хозяйственные связи. Русские приобретали у бурят скот и усваивали у них различные навыки скотоводческого хозяйствования в местных условиях. Свидетельство тому множественные заимствования в языке. Так у семейских закрепилось много названий для животных и предметов, имеющих бурятское происхождение: бурун (бычок двухлеток) - от бур.буруу, кургашек (новорожденный ягнёнок) - от бур. хурьган, тулун (кожаный мешок) - от бур. тулун, мыцыгун (костный мозг) - от бур. сэмгэн. Буряты тоже перенимали у русских наиболее удобные формы ведения хозяйства. Так в отдельных местностях к концу XVIII века у зажиточных бурят появились деревянные зимовья.

Также становится ясно, что были и другие причины такого опасного и дальнего путешествия и что поездка была спланирована и подготовлена в интересах страны.Прибывшая из Москвы царская комиссия провела расследование злоупотреблений местных чиновников по отношению к бурятам. Некоторое чиновники были сняты со своих должностей.

Поездка делегации одиннадцати хоринских родов стало важным событием в истории Забайкалья

Результатом стало относительное облегчение жизни бурят, возврат родовых земель, юридическая защита от возможных притеснений со стороны чиновников, прекращение набегов монголов и маньчжуров. С того времени внутренняя обстановка в Восточной Сибири, в частности в Забайкалье, относительно нормализовалась.

Память о подвиге хоринских посланников и по сей день жива в памяти бурятского народа, а следовательно в Бурятии празднуют это событие.

Список литературы.

1. Г. Н. Румянцева "Происхождение хоринских бурят

2. Вандан Юмсунов. История одиннадцати родов хори-бурят»

3. Жимбиев Ц. А., Чимитдоржиев Ш. Б. Поездка делегации хори-бурят к Петру Первому в 1702-1703 гг. Улан-Удэ, 2000. 59 с.

4. Малзурова Л. Ц., Малзурова С. Д-Н. Бурятские предания – основа исторических драм Б. Барадина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2010. № 2 (6). С. 96-101.

5. Фонды Центра восточных рукописей и ксилографов Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (сокращенно ЦВРК ИМБТ СО РАН). Инв. № 2892.

6. Чимитдоржиев Ш. Б. Хождение хори-бурят к Сагаан хану (Белому царю). Очерки по истории хори-бурят. Средневековье и новое время. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 2001. 162 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: