ФОРМЫ И ПРИЧИНЫ НЕОСОЗНАВАЕМОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ




Е.А. ЛИВАЧ

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет)

 

ФОРМЫИ ПРИЧИНЫНЕОСОЗНАВАЕМОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ

Используется психоаналитический термин «сопротивление» для объяснения поведения учащихся, препятствующего образовательному процессу. Приведены группы причин сопротивления. Предлагается альтернативный взгляд на процесс обучения как на психически травматичный, энергозатратный, требующий отношения доверия учащегося к обучающему.

 

Inefficient behavior of students is explainedvia psychoanalytical concept of resistance. Groups of causes of resistance are adduced. Alternative point of viewon the educationisproposed: it is a mental traumatic, energy-intensive process, which possible only if a teacher ableto inspire confidence in students.

 

Понятие социального прогресса в наше время неразрывно связано с понятием экономики знаний как высшего этапа развития инновационной экономики. Образование как процесс приобщения к знаниям или усвоения знаний, следовательно, играет важнейшую роль в развитии современной экономики. Знание же можно определить как «Результат познавательной деятельности, систему приобретенных с ее помощью понятий о действительности»[2], или, для уточнения, «нечто нематериальное, являющееся условием эффективности поведения, деятельности и даже жизни… Знание может быть живым, если оно применяется для достижения определенных целей и мертвым, когда оно хранится без применения» [4].

Статья является еще одной попыткой объяснить хорошо знакомый всем участникам образовательного процесса феномен сопротивления усвоению и применению знаний. Эта попытка включает использование психологических и психоаналитических концепций.

Под сопротивлением мы будем понимать любое поведение учащихся, которое препятствует усвоению и применению знаний, независимо от того, насколько они осознают цель данного поведения. З. Фрейд много писал о сопротивлении, которое пациент оказывает при проведении психоаналитического лечения[7]. Это парадоксальный феномен, так как пациент обращается добровольно и имеет цель избавиться от страданий. Сопротивление многообразно и значительно – от забывания времени встречи с аналитиком до обвинения аналитика в злом умысле и садистических наклонностях. Процессы сопротивления носят бессознательный или частично осознаваемый характер.

Мы можем провести параллельмежду процессом психоаналитического лечения и образовательным процессом на том основании, что целью обоих этих процессов является получение знаний, точнее - истины о себе (в первом случае) или о мире (во втором). Знание дает возможность управлять некоторой частью реальности. Применительно к профессиональному образованию это означает возможность решать профессиональные задачи на уровне достижений научно-технического и социального прогресса, что обеспечивает индивиду соответствующий уровень обладания социальными благами – деньгами, властью и престижем. Таким образом, сопротивление получению образования выглядит столь же иррациональным, сколь очевидным феноменом.

К формам сопротивления можно отнести:

· Физическое отсутствие (непосещение занятий);

· Ментальное отсутствие (посторонние действия во время занятий)

· Нарушение работы высших психических процессов на период учебных занятий: рассеяние внимания («не могу сосредоточиться»), забывание учебного материала («учил, но не могу вспомнить»), неспособность к мыслительным операциям («не могу понять, сообразить»), отказ процесса воображения «не могу придумать, представить»);

· Вхождение в эмоциональные состояния, препятствующие процессу познания: скука, тревога, разочарование. Опрос 140 человек (66 студентов и 74 выпускника петербургских вузов), проведенный автором в ноябре 2014 года, показал, что наиболее распространенными ответами на вопрос «Какая основная эмоция связана у вас с обучением в вузе» были следующие: «Интерес» - 28%, «Разочарование» – 19,3%, «Тревога» - 14,3%, «Скука» - 10,7%, «Радость, восторг» - 6,5%, «Покорность» - 5,7%. Таким образом, в сумме активно-положительные эмоциональные состояния при процессе обучения характерны для 34,5% опрошенных, а пассивно-отрицательные – для 50%.

Рассматривая процесс усвоения знаний как 1) требующий высоких энергетических затрат и 2) вызывающий переживание фрустрации в связи с вынужденным отказом от прежних представлений о мире и прежних способов мышления в силу самой специфики научного познания, мы можем выделить следующие причины сопротивления усвоению и применению знаний (более 50% выпускников вузов не работают по специальности[1; 6]):

Физиологические: стремление к экономии энергии в силу ее недостаточности по причине голода, недостатка сна, болезненного состояния, психического истощения, дискомфортных внешних условий – шум, неподходящий температурный режим и т.п.

· Индивидуально-психологические:

ü низкая толерантность к фрустрации ввиду незрелости психики,

ü недостаток мотивации к обучению в связи с недостаточным осознанием социальной ценности образования,

ü отсутствие возможности удовлетворения в условиях образовательного процесса основных потребностей личности[5]: в принадлежности к группе (возможные причины – разобщенность учебной группы, несформированная профессиональная идентичность), признании и достижении (возможные причины – недостаточное поощрение и признание учебных усилий, игнорирующее отношение преподавателя), самореализации (возможные причины – недостаток активных методов в обучении; тотальное несоответствие учебной специальности способностям и ценностям учащегося);

· Межличностные: сопротивление, вызванное восприятием преподавателя как человека, у которого не хочется учиться, в силу особенностей его поведения. В рамках упомянутого выше опроса 140 студентов и выпускников учащихся петербургских вузов на вопрос «Какие недостатки (укажите два, пожалуйста) Вам кажутся самыми непростительными для преподавателя?» самыми распространенными были следующие ответы: «Высокомерное \ агрессивное отношение к студентам» - 75,7%, «Непонятная, сложная манера изъясняться» - 53%, «Отсутствие энтузиазма, энергии» - 49%. Так как приобщение к знанию есть выход за пределы известной картины мира, логично предположить, что преподаватель как человек, являющийся проводником по незнакомой территории, должен вызывать доверие, а значит, обладать рядом специфических качеств. «В деловых отношениях высокозначимыми критериями доверия являются: «организованность» (65%), «уверенность» (60%), «образованность» (60%), «удачливость» (55%), «неагрессивность» (55%)»[3].

Как представляется автору, эффективность процесса образования можно повысить, если изменить общепринятый взгляд на этот процесс. В настоящее время образование понимается как 1) обыденная, 2) хорошо мотивированная, 3) подконтрольная сознанию деятельность (что выражается в расхожей риторике «Вы должны сами понимать… вы же осознаете, что это нужно только вам…» и т.д.) Однако если мы будем рассматривать образовательный процесс как 1) психически травматичный (в связи с выходом за пределы знакомой картины мира), 2) энергетически затратный (связанный со сложными формами высшей психической деятельностью по пересмотру имеющихся представлений и связыванию разрозненных понятий), 3) возможный лишь при специфическом отношении учащихся к обучающему (а именно – отношении доверия, которое формируется в результате определенного типа поведения обучающего), это позволит осознать необходимость мер по преодолению неосознаваемого сопротивления учащихся. Принятие данных мер повысит общий уровень образованности (и, косвенным образом – социальной успешности) выпускников вузов, и таким образом, ускорит движение российской экономики по направлению к экономике знаний.

 

Литература:

 

1. Большинство выпускников вузов не работают по специальности - Аргументы и факты от 11.12.2012 г https://www.aif.ru/society/education/289752;

2. Знание // Общий толковый словарь русского языка https://tolkslovar.ru/z6198.html

3. Ильин Е.П. Психология доверия. – СПб, «Питер», 2013. – 288 с. Цит по: «Кому больше доверяют: психология доверия». https://psyfactor.org/lib/doveriye.htm

4. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение, 1991. – 287 с. – С. 4

5. Петти Дж. Современное обучение. – М., «ЛомоносовЪ», 2010. – 624 с. – С. 74-76.

6. Пономарев А. Выпускники российских вузов не идут работать по специальности // А. Пономарев // Областная газета от 08.10.2014 https://www.oblgazeta.ru/newage/20311/

7. Фрейд З. Ведение в психоанализ. Харьков: Книжный Клуб «Клуб семейного досуга». – 2012. – 480 с. // Девятнадцатая лекция: сопротивление и вытеснение.

 

(Опубликовано в сборнике материалов IX Санкт-Петербургского конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке»: Сборник трудов / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». СПб, 2015. 347 с. – с. 188-191; электронный доступ: https://www.herzen.spb.ru/uploads/tanpav/files/IX%20%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81.%20%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2.pdf)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: