Сфера и категории абсолютной истины




Баладева Видьябхушана

ГОВИНДА-БХАШЙА

Комментарии к Веданта-сутрам

Кришны-двайпаяны Вьясы

 

Перевод: Е.М. Кушакратха дас Брахмачари

Расширенный комментарий и цитаты из Вед: Гаурахари Дасанудас Бабаджи

 

 

Мехико 2008

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Его Божественной Милости

А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

 

 

Слава Гуру и Гауранге!

 

Ом Намо Бхагавате Васудевая.

 

Позвольте мне предложить мои почтительные поклоны Верховной Личности Бога, Васудеве.

 

Прежде всего, позвольте мне выразить мои почтительные поклоны моему духовному учителю Ом Вишнупаде Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Прабхупаде, а затем мои почтительные поклоны Верховной Личности Бога, Господу Чайтанье Махапрабху, который пришёл на эту Землю со Шри Адвайтой Прабху, Нитьянандой Прабху, Гададхарой Прабху, Адвайтой Прабху, Шривасом Прабху, а также вечными помощниками – шестью госвами Вриндавана, Шрилой Рупой Госвами, Санатаной Госвами, Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Гопалой Бхаттой Госвами, Шри Дживой Госвами, Рагаунатхой дасом Госвами, а также Его личным секретарем, Шри Сварупой Дамодарой дасом и его вечным спутником – Говиндой.

Так давайте поговорим о Брахма-сутрах или Веданта-сутрах.

Есть много комментариев к Веданта-сутрам. В Индии, в частности, система такова, что любой, кто является главой религиозного учреждения, должен хорошо разбираться в Веданта-сутрах, и ожидается, что он напишет комментарии к Веданта-сутрам, без которых человек не считается ачарьей. «Ачарья» означает тот, кто знает цель ведического знания. Он лично практикует их, а также обучает своих учеников системе ведического знания.

Существует много ачарьев среди четырёх вайшнава-сампрадай, таких как рамануджа-сампрадайя, мадхвачарья-сампрадайя, вишнусвами-сампрадайя и нимбарка-сампрадайя. Наша школа называется гаудия-сампрадаей, то есть, мы вайшнавы, находящиеся в ученической преемственности Господа Чайтаньи Махапрабху. Гаудия-сампрадайя на самом деле принадлежит мадхва-сампрадае, а мадхва-сампрадайя была основана господом Брахмой, и с самого начала называется брахма-сампрадаей.

Помимо этих четырех вайшнава-ачарья-сампрадай, существуют также не вайшнавские сампрадаи, например имперсоналистическая школа, возглавляемая Шанкарачарьей. Шанкарачарья написал комментарий к Веданта-сутрам, известный как Шарирака-бхаашья. Эта шарирака-бхашья, созданная Шанкарачарьей очень популярна из-за того, что нынешние индийцы подвержены влиянию материалистической деятельности. Но все же другие различные бхашьи, или комментарии, сделанные вайшнавскими ачарьями, также доступны – в частности работы гаудия-сампрадаи, Рупы Госвами.

В начале не было никаких комментариев к Веданта-сутрам, потому что в «Шримад-Бхагаватам» сказано, что настоящий комментарий к «Веданта-сутрам» – это сам «Шримад-Бхагаватам», представленный автором, Шри Вьясадевой. В нашем английском комментарии к первой песне «Шримад-Бхагаватам», в первой главе,был объяснён тот факт, что «Шримад-Бхагаватам» – это правильный тип комментариев к Веданта-сутрам. Таким образом, гаудия-вайшнава-сампрадайя не очень старалась представить свой комментарий к Веданта-сутрам.

Около 200 лет назад в Гольпа, районе Джайпура был сделан вывод, что ачарьи и последователи других сампрадай оспаривают авторитет гаудия-вайшнава-сампрадай, на том основании, что у нас нет комментариев к Веданта-сутрам. В то время Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур жил во Вриндаване, но он был слишком стар, и когда Гаудия Вайшнавы подошли к нему, чтобы он дал комментарии к Веданта-сутрам, он попросил своего ученика, Шри Баладеву Видьябхушану сделать это. Поскольку вайшнавы обычно очень смиренны и кротки, Шри Баладева Видьябхушана считал себя неспособным написать авторитетный комментарий к Веданта-сутрам, поэтому он подошел к Божеству Говинды в храме Джайпура. Он предстал перед Господом Говиндой, чтобы получить его разрешение и полномочия начать писать комментарий к Веданта-сутрам, и Говинда заверил его, что он может это сделать. С этим вдохновением он написал комментарий к Веданта-сутрам, известный как Говинда-бхашья. Эта Говинда-бхашья очень авторитетна и принята всеми вайшнава-сампрадаями. Этот комментарий, который может быть известен как Бхактиведанта-бхашья, следует по следам Говинда-бхашьи.

Необходимость представления комментария Бхактиведанта-бхашьи к Веданта-сутрам также должна быть объяснена здесь. Мой духовный учитель Ом Вишнупада Парамхамса Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа приказал мне представить гаудиа-вайшнавскую философию на английском языке, насколько это возможно, и в этой попытке ради людей, знающих английский, с 1965 года я отправился в западные страны, с моим тремя книгами первой песни «Шримад-Бхагаватам». Затем я представил свой комментарий к «Шримад-Бхагавад-гите», известный под названием «Бхагавад-гита как она есть», и аналогичным образом представил Учение Господа Чайтаньи. Кроме того, по просьбе многих моих западных учеников, достойных уважения, Шримана Хансадутты Даса Адхикари и Джанарданы Даса Адхикари, которые отвечают за Монреальский центр, и я пытаюсь представить английский комментарий к Веданта-сутрам надлежащим образом.

В настоящее время во всем мире есть множество безбожных людей. Обычно люди очень привязаны к философии пустоты, представленной Господом Буддой, или к безличной философии, представленной Шанкарачарьей. Другими словами, чтобы быть более простым и понятным, авторы книг становятся очень атеистическими. Сказать, что Бога нет, как заявляют атеисты, довольно смело и просто, но сказать, что есть высшая причина, которая является нематериальной, или есть Бог, но Он не имеет формы, более опасно, чем простое заявление о том, что Бога нет.

Наше общество, известное как Международное Общество Сознания Кришны, уже начало движение за Санкиртаны, распространяя славу Святого Имени по всей планете, и очень отрадно, что молодое поколение западной части мира, в Америке, Канаде и Европе, проявляет интерес к этой великой традиции. У нас уже есть филиалы почти во всех крупных городах США и Канады, и мы открыли центры также в Лондоне и Гамбурге. Мы надеемся, что наше движение Сознания Кришны будет постепенно увеличиваться, как завещал Господь Чайтанья, который сказал, что Его миссия (движение Сознания Кришны) будет распространяться по всему миру, в каждой деревне в каждой стране. Принимая во внимание текущую деятельность этого движения, мы надеемся, что предсказание Господа Чайтаньи скоро исполнится, и люди мира будут очень счастливы, имея Сознание Кришны.

Как упоминалось выше, обычно комментарий, известный как Шарирака-бхашья, воспринимается многими людьми как единственный смысл Веданты, и они понимают Веданту в соответствии с толкованием Шанкарачарьи, согласно Шарирака-бхашье. Помимо Шарирака-бхашьи Шанкарачарьи, существует множество других атеистических школ, проповедующих Веданту на основе безбожия.

Один из выдающихся последователей Шанкарачарьи, а именно Садананда Йогиндра, составил свою книгу, известную как Веданта-сара, в которой пытается доказать, что для понимания как Упанишад, так и Веданта-сутр, Шарирака-бхашья Шанкарачарьи служит единственным средством. Это предъявление монополии со стороны школы майявады безосновательно, так как «Веданта-сутры» имеют множество трактовок, и не все комментарии относятся к имперсональным.

Выдающиеся ачарьи разных вайшнава-сампрадай комментируют Веданта-сутры, но не следуют принципам школы Шанкары. Монисты имперсональных школ больше внимания уделяют недвойственности. Обычно они провозглашают себя Богом, и утверждают, что Бог не существует отдельно от дживы.

Монистическая школа не признает философские системы, представленные вайшнавскими ачарьями, такие как шуддхаадвайта, вишиштаадвайта и двайтаадвайта, а также непостижимую философию Господа Чайтаньи, известную как ачинтья-бхедаабхеда-таттва. Согласно им, монистический комментарий к Веданта-сутре является окончательным, Господь Кришна имеет материальное тело, и последователи философии Сознания Кришны не являются трансценденталистами.

Веданта означает последнее слово в поиске знания. Каждый стремится к каким-то знаниям. Есть университеты, институты и многие образовательные учреждения, занимающиеся изучением знаний, но Веданта означает последнее слово в стремлении к знаниям. Это последнее слово в погоне за знанием объясняется в «Бхагавад-гите» Господом Кришной. Цель ведического знания – понять Кришну. Точные слова в 15-й главе Бхагавад-гиты – это сарвасйа чахам хриди саннивиштхах. «Господь находится в сердце каждого. Он дает разум и заблуждение. Он – первоисточник знания. Он – цель знания. Он – составитель Веданта-сутр, и Он знает, что такое Веданта...»

Эти слова, сказанные самим Кришной, очень важны для понимания Веданта-сутр. В другом месте Он также сослался на Веданта-сутры, сказав: «По ходу Брахма-сутр можно действительно понять, в чем заключается философия Бхагавад-гиты». Бхагавад-гита и Веданта-сутры очень тесно связаны. Правильно понимать Веданта-сутры, значит правильно понимать Бхагават-Гиту.

Слово «сутра» означает «обобщенный код». В «Сканда- и «Ваю-пуранах слово «сутра» объясняется как «когда тезис красиво и ёмко представлен в нескольких словах». Здесь упоминаются названия разных комментариев к Веданта-сутрам от разных ачарьев.

Шарирака-бхашья Шанкарачарьи также известна как Веданта-сиддханта. Краткое изложение философии недуализма, изложенное Шанкарачарьей, выглядит следующим образом:

Согласно этой философии существует только Абсолютная Истина. Для этой философии живое существо – суть Брахман (дух, реальность), а космическое проявление – ложь (иллюзия). Пример истинной реальности и ложной дан ими в аналогии, когда верёвка ошибочно воспринимается как змея. В темноте, в иллюзии, веревку можно принять за змею. Когда человек приходит в себя, он понимает, что веревка не была змеей. Тогда «змея» определяется как ложь. Точно так же, согласно философии Шанкары, этого космического проявления на самом деле нет. Майя означает «то, чего нет». «Ма» означает «не», а «я» означает «это». Другими словами, феноменальное представление о материальном мире ошибочно. За этими явлениями существует ноумен – абсолютная духовная реальность.

Согласно философии Шанкары, Абсолютная Истина безлична. Как такового нет разнообразия. В материальном мире существуют различные виды разнообразия, так же как и разнообразие видов жизни. Виды собак не похожи на виды людей. Эти специфические различия между собакой и человеком присутствуют в материальном мире, но духовной сфере такой дифференциации нет. Образ мышления у людей разный. И органы тела отличаются друг от друга, но эта дифференциация, согласно философии майавады Шанкарачарьи, также ложна. Шанкарачарья не признает наличие качеств у Абсолюта, о которых говорит вайшнавская концепция. Взять, к примеру, идею о том, что Бог милостив. Это качество Бога или Абсолютной Истины. Но, поскольку философия Шанкары безлична, они не признают Абсолютную Истину, определяемую милосердием, красотой или богатством. Они не принимают различий. Согласно монистам, если Абсолютная Истина имеет качества, то она ограничена этими качествами. Их вывод таков: если Брахман, или Абсолютная Истина, неограничен, для неё не должно быть никаких определений и качеств.

Воплощение Абсолютной Истины, или Божества, принимается ими как проявление материальной обусловленности. Иными словами, согласно философии Шанкары, когда Бог или Абсолютная Истина воплощаются, Он принимает материальное тело. Поэтому он имеет качества и форму. В этой конкретной форме только Абсолютная Истина является создателем, поддерживателем и уничтожителем космического проявления, хотя в своем комментарии к Бхагавад-гите в начале Шанкарачарья признал, что Нараяна находится за пределами этого космического проявления. Все, что проявляется в материальном мире, происходит из непроявленной махат-таттвы, но, тем не менее, Нараяна трансцендентен к махат-таттве. Другими словами, Шанкара признал, что махат-таттва также создана Верховной Личностью Бога, Нараяной. В его философии так много противоречий, но это другой вопрос. Мы не будем углубляться в противоречия философии майявады, но, насколько это возможно, мы представляем краткое изложение этой философии.

Согласно Шанкарачарье, в высшей духовной концепции Абсолютная Истина не имеет никакого осквернения материальным существованием, и поэтому Он не имеет никакого отношения к созданию, поддержанию или уничтожению (материального мира). Он всегда лишен каких бы то ни было качеств, не имеет разнообразия, материальных условий и не несёт какой-либо ответственности за деятельность живых существ. Таким образом, космическое проявление также ложно. Точно так же Личность Бога, которая воспринимается в иллюзорном мире, также ложна. Абсолютная Истина воспринимается лишь как вечная, исполненная знания и блаженства. Проявление Нараяны в его форме не вечно, а временно. Для какой-то цели Он появляется таким. Согласно философии недвойственности, конечная цель безлична.

Согласно философии Шанкарачарьи, различие между Богом и живыми существами является иллюзией, хотя на самом деле, это не так. Живые существа не являются подчиненной энергией Всевышнего, утверждает Шанкара. Просто будучи охваченными концепцией майи, живые существа кажутся отличными от Абсолютной Истины. Это различие между обычными живыми существами и Высшим существом, проявляется лишь в материальном мире в обычных делах. Духовно нет такой разницы. Действия живого существа в духе наслаждения в материальном мире, его бесконечно малые качества, или его ничтожность, или его неисчислимость, являются лишь характерными чертами иллюзии.

В связи с этим философы-майявади приводят аналогию, что при отражении красного цветка хрустальное стекло выглядит красным, хотя это не имеет ничего общего с покраснением стекла, которое остаётся бесцветным. Аналогичным образом, живое существо, погружённое в иллюзию, становится активным, или становится наслаждающимся, или становится бесконечно малым, или, другими словами, становится индивидуальным. Все это как искусственное отражение цвета. На самом деле живое существо – это чистый Брахман. Эта теория отражения называется пратибимбавада. Согласно этой философии, трансцендентной разницы между Абсолютной Истиной, живыми существами и материальной природой не существует.

Отсутствие разницы между Абсолютной Истиной, живыми существами и космическим проявлением иллюстрируется философом-майявади на следующем примере воздуха и горшка. Воздух в горшке и вся окружающая атмосфера одинаковы. Но воздух внутри сосуда кажется отдельным из-за того, что он ограничен крышкой горшка. Когда горшок разбит или иллюзия майи рассеивается, нет такой разницы, между одним горшком и другим, и мы не можем сказать, что «этот воздух отличается от того воздуха». Согласно Шанкарачарье, всё космическое проявление также является майей. Когда все материальные элементы исчезнут, останется только самосознающий Брахман. Следовательно, Брахман – это истина, а всё космическое проявление – ложь.

Шанкарачарья не принимает теорию трансформации, принятую вайшнавскими ачарьями. Теория трансформации объясняется таким образом. Подобно тому, как молоко превращается в йогурт при определенных условиях, но йогурт не может снова превращаться в молоко, и его нельзя использовать в качестве молока – так же, как живые существа не могут стать Высшей Абсолютной Истиной, хотя произошли от Неё.

Проповедь Шанкарачарьи велась по высшему приказу Господа, чтобы рассеять темную буддийскую философию и утвердить ведическую философию, Абсолютную Истину. По словам Шри Чайтаньи Махапрабху, философия майавады Шанкары – это еще одна версия буддийской философии. Философия пустоты, провозглашённая Буддой, почти тождественна безличной философии Шанкары. В соответствии с философией Шанкары, безличное невмешательство является конечной стадией совершенного знания.

Шри Рамануджачарья оказал величайшее сопротивление философии Шанкары. Философия Рамануджи известна как вишиштадвайтавада. Это учение о вишиштадвайтаваде не было изобретено Шри Рамануджачарьей – до него были другие представители этой доктрины, известные как Натхамуни и Ямуначарья.

Основной принцип доктрины Вишиштадвайтавады заключается в том, что в творении Бога происходит разделение сознательного и бессознательного, так же как при изучении нашего собственного я мы обнаруживаем, что наше тело материально или не сознательно, а ум, разум и ложное эго – это связующие звенья между «я» и телом. Я самосознающий. Точно так же Верховный Господь разумен, и это материальное космическое проявление является Его телом. В совокупности Абсолютная Истина образует комбинацию сознания и вещества. Это называется вишиштадвайтавада.

Согласно Шри Рамануджачарье, существует всего три истины: а именно, разум, вещество, и Верховный Господь. Их обычно называют таттва-трая. Многочисленные живые существа в совокупности своей называются разумной энергией Верховного Господа, тогда как космическое проявление, состоящее из вещества, называется материальной энергией Господа. Сам Господь выше их. У него все благоприятные трансцендентные качества. Он всеведущ и всемогущ. Он самосияющий. Он изначальный Творец. Он известен как Верховная Личность Бога, Васудева. Материальный мир и живые существа являются неодушевлённой и одушевлённой частями Господа.

Шри Рамануджачарья детально изложил свою философию в 12 разделах следующим образом:

1. Высшая Абсолютная Истина является единой в комбинации грубой, тонкой, разумной и неодушевлённой совокупностей.

2. Он выступал против доктрины дуализма, а также доктрины монизма.

3. Он провозгласил, что Абсолютная Истина, Брахман, обладает трансцендентными качествами и трансцендентными энергиями, и поэтому Он не безличен.

4. Он яростно протестовал против учения о безличной, безкачественной Абсолютной Истине.

5. Он сознательно установил учение о том, что живые существа бесконечно малы, а Верховный Господь бесконечно велик, и поэтому бесконечно малые живые существа конституционно предназначены для служения Верховной Личности Бога.

6. Он установил, что живые существа, которые бесконечно малы, могут стать жертвами невежества, но когда они избавляются от невежества. Обретая истинное знание, то снова становятся освобожденными.

7. Он доказал, что только трансцендентное любовное служение Верховному Господу является средством освобождения от материального запутывания.

8. По его мнению, преданное служение – это высшая задача для самореализации.

9. Он решительно заявил, что даже в состоянии освобождения нельзя быть равным Верховному Господу.

10. Он выдвинул сильные аргументы против безличной доктрины монизма.

11. Он доказал, что этот материальный мир отвратителен, а духовный мир – настоящая жизнь для вечного блаженства.

12. Он установил, что живые существа и космическое проявление являются разными частями тела Верховного Господа.

Также Рамануджачарья объяснил, что Верховная Личность Бога нисходит в пяти различных аспектах, а именно: арчана (Божество в храме), а также воплощения, такие как Матсья-аватара, Курма-аватара, Вараха-аватара и воплощение Нрисимхи, которые называются вайбхава. Затем у него есть экспансии, называемые вьюхами, такие как экспансии Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи. Его безличная экспансия – это сияние Его тела, Брахман. Он также присутствует в сердце каждого как Антарьями, или Сверхдуша. Все эти различные полные части Верховного Господа находятся вне материального осквернения, вечны, лишены всякой скорби, всегда превосходят живые существа и полны шести божественных достояний.

Согласно Рамануджачарье, существует пять видов поклонения, которые называются абхигамана, упадана, иджья, садхьяя и йога. Когда преданные идут в храм, очищают храм или путь к храму и украшают храм различными способами, такие действия называются абхигамана. Коллекция ингредиентов, таких как цветы и другие предметы для поклонения, называется упадана. Поклонение Господу в храме называется иджья. Воспевание разных мантр и вознесение разных видов молитв называется садхьяя. Медитация или воспоминание о действиях Господа в полном погружении называется йогой. Практикуя все виды поклонения, можно достичь планет Вайкунтхалока в духовном мире. Согласно Шри Рамануджачарье, достижение Вайкунтхи является высшей ступенью совершенства.

Величие Рамануджачарьи заключается в том, что он сам, а затем и его ученическая преемственность все больше и больше возражали против имперсонализма Шанкарачарьи. До сих пор в южной Индии эти две школы конфликтуют, и обычно партия, принадлежащая к Рамануджачарья-сампрадае, побеждает.

Регулирующие принципы Панчаратры действовали до появления Шанкарачарьи, но из-за влияния философии Будды, следование таким принципам было приостановлено. Шанкарачарья вместо того, чтобы непосредственно восстанавливать метод панчаратры, принял прибежище в философии майавады, чтобы победить философию Будды. Шри Рамануджачарья восстановил панчаратру, или поклонение Божествам.

После Шри Рамануджачарьи пришёл Шри Мадхвачарья, учение которого – шуддха-двайтавада. Он очень твердо установил дуальное учение о том, что Бог (Абсолютная Истина) и живые существа являются совершенно разными сущностями, на основании свидетельства Брахма-сутр (Веданта-сутр), а также Бхагават-Гиты, Пуран и Нарада-панчаратры.

Он доказывал двойственность на каждой стадии различения, а именно, что Верховный Господь и живое существо – это две разные сущности. Точно так же космическое проявление и Верховный Господь являются двумя различными сущностями. Одно живое существо отличается от другого живого существа. Другими словами, каждое живое существо индивидуально. Существует различие между осознающими и не осознающими сущностями, а также есть различие между одним видом неодушевлённой материи и другим видом неодушевлённой материи. Мадхвачарья установил, что два не один, а два.

Одна истина полностью независима, а другая истина зависит. Господь Вишну – это высшая независимая Личность Бога, обладающая трансцендентными качествами без какого-либо материального загрязнения. Поэтому Он полностью независим. Кроме Господа Вишну, все остальное, будь то космическое проявление или живые существа, не являются независимыми, а зависят от Верховного Господа.

Живые существа качественно представляют Верховного Господа. Учение о том, что человек создан после Бога, принято Мадхвачарьей. Черты человека являются точным отражением черт Верховного Господа. Он также признает, что Верховный Господь расширяется на несколько частей, а также выделяет из себя отдельные части, называемые джива-таттвой. Все джива-таттвы (живые существа) являются вечными спутниками Верховного Господа и оказывают Ему трансцендентное любовное служение. Знание живых существ всегда неполноценное или неполное.

Верховный Господь и живые существа всегда находятся в положении Верховного и подчиненного. Живые существа всегда подчинены. У них нет независимой власти. Это подтверждает «Бхагавад-гита», 5-я глава, 15-й стих, где Господь говорит, что знание и память живым существам даются Верховным Господом как Сверхдушой (антарьями). В противном случае живые существа не могут самостоятельно запоминать, думать или действовать.

В отличие от индивидуального живого существа, Верховная Личность Бога, Вишну, полон знания и совершенен в блаженстве. Ему всегда поклоняются отдельные живые существа, и Он является изначальным верховным доминирующим, в то время как живые существа происходят из доминирующего. Он является изначальным создателем космического проявления, которое также вечно, хотя и временно проявлено. Поэтому и живые существа, и космическое проявление находятся в подчинении Верховного Господа.

Верховный Господь всегда находится по ту сторону космического проявления, как это подтверждается в Бхагавад-гите, где говорится, что все покоится на Верховном Господе, но тем не менее Он всегда отличается от всего. Согласно Мадхвачарье, даже во время космического распада живые существа и материальная энергия остаются отделёнными от Верховного Господа. Они никогда не смешиваются, как об этом говорят имперсоналисты.

Мадхвачарья был в очень сильной оппозиции доктрине Шанкарачарьи. Практически все последователи мадхвачарйа-сампрадайи борются против учения философии майавады, выдвигаемого Шанкарачарьей. Он победил учение Шанкарачарьи и основал учение о дуальности.

Помимо вышеупомянутых двух доктрин вишиштаадвайтавады и шуддха-двайтавады, существуют другие доктрины, отстаиваемые вишнусвами-сампрадайей и нимбаркой-сампрадайей. Позднее вишнусвами-сампрадайя превратилась в валлабха-сампрадаю. Их учение называется шуддхаадвайтавада, а учение нимбарка-сампрадаи – двайтаадвайтавада.

Корректировка всех доктрин: вишиштаадвайтавада, шуддха-двайтавада, шуддхаадвайтавада и двайтаадвайтавада была очень хорошо сделана Господом Чайтаньей Махапрабху в его учении ачинтья-бхедаабхеда-таттва (философия непостижимого разнообразия в единстве, различий в тождестве). В этой доктрине Господь Чайтанья очень детально обсудил все виды старых и новых доктрин по вопросу понимания трансцендентного предмета, и для того, чтобы свести к минимуму различные взгляды разных философов, Он добавил очень хорошую концепцию, которая называется ачинтьей (непостижимость, загадочность).

Это слово очень применимо к философским доктринам обусловленной души. Обусловленная душа на самом деле не может установить природу Абсолютной Истины просто путем спекуляций, но только благодаря авторитету ведического знания. Слово ачинтья применяется во всех духовных доктринах.

Шри Чайтанья Махапрабху не очень углублялся в эти доктрины, чтобы дать нам понять Абсолютную Истину. Его основным делом было распространение среди широких масс людей принципов «Шримад-Бхагаватам», являющегося естественным комментарием к «Веданта-сутрам».

Согласно «Шримад-Бхагаватам», все философские концепции и религиозные принципы, объединенные вместе, достигают кульминации в любви к Богу. Человек не может быть удовлетворен просто религиозными чувствами или философскими размышлениями, но, согласно «Шримад-Бхагаватам», когда человек поднимается на платформу любовного служения Верховной Личности Бога без каких-либо корыстных мотивов и материальной выгоды, на этой стадии трансцендентного познания воспринимаются высшие духовные принципы, и только на этом этапе человек может быть полностью удовлетворен.

Чайтанья Махапрабху больше заботился о том, чтобы донести до людей этот жизненный путь, не беспокоясь о философских рассуждениях. Господь Шри Чайтанья Махапрабху нигде и никогда не излагал тезисов этого учения в отдельной книге, но позже, его последователи, особенно среди шести Госвами, Шрила Джива Госвами представил шесть тезисов, которые вместе называются Шат-сандхарбха. Из шести сандхарбх та, которая называется таттва-сандхарбха, представляет собой практическое изложение этого учения и объясняет Веданта-сутры строго в соответствии с принципами ачинтья-бхедаабхеда-таттвы. Позже Шри Баладева Видьябхушана, принявший эту доктрину, объяснил Веданта-сутру согласно философии ачинтья-бхедабхеда-таттвы, приводя цитаты из «Шримад Бхагаватам».

 

 

Оглавление

 

 

Предисловие аглийского пеерводчика

Введение в Веданта-сутры

Структура Веданта-сутр

Сфера и категории абсолютной истины

Квалификация изучающего

Трансцендентальное знание

Абсолютный порядок

Брахман, происхождение всего

Процесс самореализации

Квантовая физика и ведическая метафизика

Перевод Веданты

Что такое Веданта?

Разные интерпретации

Объяснение Веданты на языке науки

Терминология и определения

Проблема существования

Теория всего

Имманентность Абсолютной Реальности

Роль сознания

Изменение сознания

Выводы

 

ПЕРЕВОД ТЕКСТА И КОММЕНТАРИИ

 

Шри Веданта-сутры

Адхйая 1: Предметом всех ведических писаний является Брахман

Пада 1: Слова, которые взяты сами по себе, не обязательно относятся к Брахману, но в ведическом контексте, несомненно, относятся к Брахману

 

Адхикарана 1: Исследование Абсолюта

Сутра 1.1.1

Адхикарана 2: Происхождение всего

Сутра 1.1.2

Адхикарана 3: Верховный Брахман может быть понят по Откровению Ведических Писаний

Сутра 1.1.3

Адхикарана 4: Личность Брахмана, подтвержденная ведическими писаниями

Сутра 1.1.4

Адхикарана 5: Брахман познаваем по описаниям Вед

Сутра 1.1.5

Сутра 1.1.6

Сутра 1.1.7

Сутра 1.1.8

Сутра 1.1.9

Сутра 1.1.10

Сутра 1.1.11

Адхикарана 6: Верховный Брахман полон блаженства

Сутра 1.1.12

Сутра 1.1.13

Сутра 1.1.14

Сутра 1.1.15

Сутра 1.1.16

Сутра 1.1.17

Сутра 1.1.18

Сутра 1.1.19

Адхикарана 7: Природа Верховной Личности

Сутра 1.1.20

Сутра 1.1.21

Адхикарана 8: Акаша относится к Брахману

Сутра 1.1.22

Адхикарана 9: Прана относится к Брахману

Сутра 1.1.23

Адхикарана 10: Джйотиш относится к Брахману

Сутра 1.1.24

Сутра 1.1.25

Сутра 1.1.26

Сутра 1.1.27

Адхикарана 11: Прана относится к Брахману

Сутра 1.1.28

Сутра 1.1.29

Сутра 1.1.30

Сутра 1.1.31

 

Адхйая 1: Предметом всех ведических писаний является Брахман

Пада 2: Некоторые другие слова, хотя и менее четко связанные с Брахманом, также описывают Его

 

Адхикарана 1: Слово «Маномая» относится к Брахману

Сутра 1.2.1

Сутра 1.2.2

Сутра 1.2.3

Сутра 1.2.4

Сутра 1.2.5

Сутра 1.2.6

Сутра 1.2.7

Сутра 1.2.8

Адхикарана 2: Пожиратель – это Брахман

Сутра 1.2.9

Сутра 1.2.10

Адхикарана 3: Сожитель в пещере – Брахман

Сутра 1.2.11

Сутра 1.2.12

Адхикарана 4: Человек в глазу – Верховная Личность Бога

Сутра 1.2.13

Сутра 1.2.14

Сутра 1.2.15

Сутра 1.2.16

Сутра 1.2.17

Адхикарана 5: Внутренний повелитель – Верховная Личность Бога

Сутра 1.2.18

Сутра 1.2.19

Сутра 1.2.20

Адхикарана 6: «Акшара» – Верховная Личность Бога

Сутра 1.2.21

Сутра 1.2.22

Сутра 1.2.23

Сутра 1.2.24

Адхикарана 7: «Вайшванара» – Верховная Личность Бога

Сутра 1.2.25

Сутра 1.2.26

Сутра 1.2.27

Сутра 1.2.28

Сутра 1.2.29

Сутра 1.2.30

Сутра 1.2.31

Сутра 1.2.32

Сутра 1.2.33

 

Адхйая 1: Предметом всех ведических писаний является Брахман

Пада 3: Священные тексты, которые якобы описывают дживу или какую-то другую тему, на самом деле описывают Верховную Личность Бога

 

Адхикарана 1: Верховная Личность Бога – Небесное Прибежище

Сутра 1.3.1

Сутра 1.3.2

Сутра 1.3.3

Сутра 1.3.4

Сутра 1.3.5

Сутра 1.3.6

Сутра 1.3.7

Адхикарана 2: Полнота – это Верховная Личность Бога

Сутра 1.3.8

Сутра 1.3.9

Адхикарана 3: «Акшара» относится к Верховной Личности Бога

Сутра 1.3.10

Сутра 1.3.11

Сутра 1.3.12

Адхикарана 4: Пуруша на Сатьялоке – это Верховная Личность Бога

Сутра 1.3.13

Адхикарана 5: «Дахара» – Верховная Личность Бога

Сутра 1.3.14

Сутра 1.3.15

Сутра 1.3.16

Сутра 1.3.17

Сутра 1.3.18

Сутра 1.3.19

Сутра 1.3.20

Сутра 1.3.21

Сутра 1.3.22

Сутра 1.3.23

Адхикарана 6: Человек размером с большой палец – это Верховная Личность Бога

Сутра 1.3.24

Сутра 1.3.25

Адхикарана 7: Дэвы могут медитировать на Верховную Личность Бога

Сутра 1.3.26

Сутра 1.3.27

Сутра 1.3.28

Сутра 1.3.29

Сутра 1.3.30

Сутра 1.3.31

Сутра 1.3.32

Сутра 1.3.33

Адхикарана 8: Шудры не пригодны для ведической медитации

Сутра 1.3.34

Сутра 1.3.35

Сутра 1.3.36

Сутра 1.3.37

Сутра 1.3.38

Адхикарана 9: «Удар молнии» – это Верховная Личность Бога

Сутра 1.3.39

Сутра 1.3.40

Адхикарана 10: Акаша – Верховная Личность Бога

Сутра 1.3.41

Сутра 1.3.42

Сутра 1.3.43

 

Веданта-сутры, Адхйая 1, Пада 4

Некоторые ведические тексты, которые, как кажется, описывают джив или какую-то другую тему, на самом деле описывают Верховного Брахмана

 

Адхикарана 1: Авйакта в Катха-упанишад 1.3.11 относится к тонкому телу, а не к прадхане

Сутра 1.4.1

Сутра 1.4.2

Сутра 1.4.3

Сутра 1.4.4

Сутра 1.4.5

Сутра 1.4.6

Сутра 1.4.7

Адхикарана 2: Аджа в Шветашватара Упанишад 4.5 не означает Прадхану

Сутра 1.4.8

Сутра 1.4.9

Сутра 1.4.10

Адхикарана 3: Панча-панча-джанах в «Брихад-араньяка упанишад» 4.4.17. Не относится к 25 элементам Санкхьи

Сутра 1.4.11

Сутра 1.4.12

Сутра 1.4.13

Адхикарана 4: Брахман – единственная первопричина

Сутра 1.4.14

Сутра 1.4.15

Адхикарана 5: Пуруша Каушитаки Упанишад – это Брахман

Сутра 1.4.16

Сутра 1.4.17

Сутра 1.4.18

Адхикарана 6: Атма в Брихад-араньяка упанишад 4.5 – это Брахман, а не Джива

Сутра 1.4.19

Сутра 1.4.20

Сутра 1.4.21

Сутра 1.4.22

Адхикарана 7: Брахман является первичной и вторичной причиной

Сутра 1.4.23

Сутра 1.4.24

Сутра 1.4.25

Сутра 1.4.26

Сутра 1.4.27

Адхикарана 8: Все имена – это имена Господа Вишу

Сутра 1.4.28

 

Выводы

 

Веданта-сутры

Адхйая 2: Нет конфликта между Ведантой и другими ведическими писаниями

Пада 1: Опровержение противоположных взглядов

 

Адхикарана 1: Веданта отвергает учение санкхьи

Сутра 2.1.1

Сутра 2.1.2

Адхикарана 2: Опровержение Йога-сутр

Сутра 2.1.3

Адхикарана 3: Веды вечны и непогрешимы

Сутра 2.1.4

Адхикарана 4: Термины, такие как Огонь, Земля и т. д. обозначают управляющих божеств

Сутра 2.1.5

Адхикарана 5: Брахман – это духовная причина материальной вселенной

Сутра 2.1.6

Адхикарана 6: Небытие не является первопричиной

Сутра 2.1.7

Сутра 2.1.8

Сутра 2.1.9

Сутра 2.1.10

Сутра 2.1.11

Адхикарана 7: Канада и Гаутама опровергнуты

Сутра 2.1.12

Сутра 2.1.13

Адхикарана 8: Мир неотличен от Брахмана

Сутра 2.1.14

Сутра 2.1.15

Сутра 2.1.16

Сутра 2.1.17

Сутра 2.1.18

Сутра 2.1.19

Сутра 2.1.20

Адхикарана 9: Брахман – причина действия

Сутра 2.1.21

Сутра 2.1.22

Сутра 2.1.23

Сутра 2.1.24

Сутра 2.1.25

Сутра 2.1.26

Сутра 2.1.27

Сутра 2.1.28

Сутра 2.1.29

Сутра 2.1.30

Сутра 2.1.31

Сутра 2.1.32

Сутра 2.1.33

Адхикарана 10: Господь не ущербный и не жестокий

Сутра 2.1.34

Сутра 2.1.35

Адхикарана 11: Милость Господа – это не предвзятость

Сутра 2.1.36

Сутра 2.1.37

 

Шри Веданта-сутры

Адхйая 2, Пада 2

 

Адхикарана 1: Прадхана не может быть причиной творения

Сутра 2.2.1

Сутра 2.2.2

Сутра 2.2.3

Сутра 2.2.4

Сутра 2.2.5

Сутра 2.2.6

Сутра 2.2.7

Сутра 2.2.8

Сутра 2.2.9

Сутра 2.2.10

Адхикарана 2: Опровержение философии атомизма

Сутра 2.2.11

Сутра 2.2.12

Сутра 2.2.13

Сутра 2.2.14

Сутра 2.2.15

Сутра 2.2.16

Сутра 2.2.17

Адхикарана 3: Объяснение буддизма

Сутра 2.2.18

Сутра 2.2.19

Сутра 2.2.20

Сутра 2.2.21

Сутра 2.2.22

Сутра 2.2.23

Сутра 2.2.24

Сутра 2.2.25

Сутра 2.2.26

Сутра 2.2.27

Адхикарана 4: Теория Йогачары, осмысление

Сутра 2.2.28

Сутра 2.2.29

Сутра 2.2.30

Сутра 2.2.31

Адхикарана 5: Теория Мадхьямики опровергнута

Сутра 2.2.32

Адхикарана 6: Рассмотрение теории джайнизма

Сутра 2.2.33

Сутра 2.2.34

Сутра 2.2.35

Сутра 2.2.36

Адхикарана 7: Обзор философской системы Пашупата

Сутра 2.2.37

Сутра 2.2.38

Сутра 2.2.39

Сутра 2.2.40

Сутра 2.2.41

Адхика



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: