Метод ремонта - совокупность технологических и организационных правил выполнения операций ремонта.
По признаку сохранения ремонтируемых частей ремонт машин и агрегатов может производиться обезличенным и не обезличенным методами.
При обезличенном методе ремонта не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру машины, агрегата, а при не обезличенном - сохраняется.
По организации выполнения ремонт машин может осуществляться следующими методами:
- агрегатным, представляющим обезличенный ремонт, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. При этом снятые неисправные агрегаты отправляются для ремонта в специализированные ремонтные части или предприятия, после которого они поступают в оборотный фонд;
- индивидуальным, представляющим не обезличенный ремонт, при котором все поврежденные или изношенные агрегаты и другие сборочные единицы снимаются, ремонтируются и устанавливаются на ту же машину;
- смешанным, когда отдельные агрегаты и сборочные единицы ремонтируются, а другие заменяются новыми или заранее отремонтированными.
Агрегатный метод ремонта является основным методом ремонта машин в ВС. Этот метод ремонта дает следующие преимущества:
- значительное сокращение сроков простоя машины в ремонте;
- повышение производительности ремонтных средств за счет более простой организации производства;
- возможность использования этого метода при ремонте машин в полевых условиях и обеспечения маневра агрегатами при ведении войсками боевых действий;
- возможность обеспечения более высокого качества ремонта агрегатов на специализированных ремонтных предприятиях и частях;
- возможность использования при ремонте машин малоквалифицированных специалистов ремонтников и водителей ремонтируемых машин.
Основным недостатком этого метода является необходимость создания запаса (оборотного фонда) агрегатов для бесперебойной работы ремонтных подразделений и частей.
При не обезличенном методе ремонта неисправные агрегаты и детали снимаются с машины, ремонтируются и ставятся на ту же машину. При этом продолжительность ремонта машин больше, чем при агрегатном методе. Поэтому не обезличенный метод, ремонта применим только для машин, имеющих исключительно значение или имеющихся в весьма малых количествах.
В зависимости от специализации сил и средств, привлекаемых по месту и времени для устранения повреждений, ремонт ВВТ может быть комплексным или специализированным.
Под комплексным понимается ремонт, осуществляемый совместными усилиями ремонтных подразделений рвб нескольких служб, согласованными по месту и времени в целях восстановления исправности или работоспособности ВВТ в возможно короткие сроки с минимальными затратами сил и средств.
Ремонт ВВТ в частях и соединении проводится, как правило, комплексно. При этом осуществляется проведение ремонтных работ как на автомобильных базовых шасси, так и на установленных на них вооружении и технике. В том случае, если в части или соединении отсутствуют силы и средства, необходимые для комплексного ремонта, вооружение и военная техника передается ремонтным частям объединения или из этих частей высылаются ремонтные бригады.
В зависимости от типа производства (массовое, серийное, единичное) ремонт машин может быть организован: поточным методом, методом специализированных постов (бригадно-узловым) или универсальных постов (тупиковым методом).
Поточный метод характеризуется расположением средств технологического оснащения в последовательности выполнения операций технологического процесса и специализацией рабочих мест. Машина, агрегаты, механизмы, детали (например, блок цилиндров, коленчатый вал двигателя) передаются от одного специализированного места к другому сразу после выполнения очередной технологической операции. Поточный метод обеспечивает высокую производительность труда, эффективное использование высокопроизводительного, специализированного оборудования, создает условия для достижения высоких показателей качества ремонта. Он применяется на всех авторемонтных предприятиях и ремонтно-восстановительных частях, осуществляющих КР машин и агрегатов.
Метод специализированных постов характеризуется тем, что ремонтные работы, например разборка и сборка агрегатов и узлов, а также работы по восстановлению деталей и ремонту сборочных единиц осуществляются бригадами (исполнителями), специализированными на машины определенных марок, по сборочным единицам определенного типа (двигатель, коробка, задний мост).
Метод специализированных постов применяется в ремонтных подразделениях, осуществляющих СР машин на готовых агрегатах.
Метод универсальных постов характеризуется тем, что все работы, по ремонту машины выполняются на одном рабочем посту, одной бригадой. При этом производительность труда, коэффициент использования оборудования невысокие. Квалификация работающих должна быть высокой, так как членам бригады приходится выполнять разные виды работ.
В общем случае ремонт может быть плановым, постановка машины на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, и неплановым, постановка машины на который осуществляется без предварительного назначения. СР и КР планируется по наработке. Постановка машины на ТР не планируется, проводится лишь расчет числа ТР для истребования необходимых запасных деталей и материалов и ориентировочного планирования загрузки ремонтных подразделений.
По организации исполнения различают:
- ремонт эксплуатирующей организацией – ТР и СР машин, выполняемый ремонтными подразделениями части, соединения, а там, где их нет - на гарнизонных станциях ТО или в ремонтных подразделениях других в/ч;
- ремонт специализированной организацией – СР и КР, выполняемый ремонтно-восстановительными частями или ремонтными предприятиями, специализирующимися на выполнении ремонта определенного вида (КР, СР) машин и агрегатов (или только машин, или агрегатов) определенных типов (марок);
- ремонт предприятием - изготовителем.