Постановка проблемы, определение темы урока, постановка цели урока.
-Отгадай загадки?
По мере разгадывания вывешиваются картинки животных.
Кто в степи так громко мчится?
Звонко цокают копытца.
Скачет весело, игриво.
Вьется хвостик, вьется грива. (Лошадь)
- А куда мы её прикрепите? (Ближе к дому.)
-Итак, если ты считаешь что животное дикое, то селим его в природу, а домашнее - к жилищу человека. Будь внимательным!
Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком. (Корова)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравей)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днём всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (Кошка)
Хитрая плутовка,
рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее... (Лиса)
Не зверь, и не птица,
Всего боится.
Наловит мух –
И в воду – плюх! (Лягушка)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (пчела)
- Максимельян, как ты думаешь, куда поместить пчелу?
- Наши мнения разошлись. Давайте я пока ее повешу между домом и лесом. Постараемся решить эту задачу в течение нашего урока.
Дикие и домашние животные.
- Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке? Чему нам нужно научиться? (научиться различать диких и домашних животных, узнать о пользе домашних животных для человека).
К аких животных мы называем дикими? (Дикими мы называем животных, которые сами добывают себе пищу, сами защищаются от врагов, сами устраивают себе жилище, сами выводят потомство).
|
Вывод: В природе множество животных, которые живут самостоятельно. Сами добывают себе пищу, защищают себя от врагов, сами устраивают себе жилище, выводят потомство и сами ухаживают за ними. Таких животных называют дикими.
- Какие животные домашние?
(Эти животные живут рядом с человеком. Человек их кормит, строит им жилища, помогает им выращивать потомство, выводит новые породы.)
- Верно. Посмотрите - это люди и животные живут рядом с ними
Вывод: Животные, которых люди разводят, используют в своём хозяйстве, называют… домашними.
- А теперь давайте с вами вернемся к нашей пчеле. Куда нам ее поселить?
(если человек заботится о пчелах, строит им жилище (ульи) – то мы отнесем к домашним, а если они живут сами по себе, и никто о них не заботится тогда отнесем к диким. (Куда поместим пчелу? Да, она бывает домашней и дикой)
IV Как появились домашние животные – рассказ учителя.
- Все домашние животные произошли от диких.
-Давайте перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам.
-Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах.
- К их жилищу часто подходили волки. Люди стали подкармливать их. Волки становились добрее, а их детёныши привязались к человеку и остались жить рядом с ним. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу.
- Какую пользу для человека приносит собака? (охрана)
|
- Потом Человек обуздал дикую лошадь, поселил в своём жилище. Лошадь долгие годы была для человека неоценимым помощником по хозяйству, надёжным транспортом.
-Какое же значение имеет для человека лошадь? (служит в качестве транспорта и перевозчика грузов)
-А знаешь ли ты, что предком наших коров был - дикий тур. От него и пошли первые домашние коровы.
- Что дают нам коровы?
- О том, что корову можно доить и получать молоко, люди узнали намного позже. Корова и сейчас оправдывает своё старинное название – кормилица.
- А что можно сделать из молока? (Масло, сливки, творог, сметана, сыр, кефир, простокваша.)
- Так какую пользу приносит нам корова? (даёт молоко)
- Т.е. что она дает человеку? пищу.
- Прошло много времени с той поры, когда наш древний предок подобрал беспомощных ягнят, отставших от матери - дикой овцы.
- Выкормил их, сделал домашними.
- А вы знаете, что у овец особенно ценится (овечья шерсть).
- Что человек научился делать из овечьей шерсти? (Из неё делают валенки, ткут ковры, вяжут кофты, шапочки, изготавливают ткани.)
- Из овечьих шкур шьют тёплые шубы, тулупы, шапки и воротники. А из кожи изготавливают обувь.
- Вы видите, ребята, как много пользы приносит нам робкая овечка.
- И какая же польза от овцы? (дает на одежду)
- Таким же образом Человек приручил козу, свинью и даже зайца, который превратился в кролика.
- Сказывают, что трудней всего было приручить кошку.
- О том как дикие животные стали домашними написана очень интересная книга «Кошка, которая гуляет сама по себе». А написал эту книгу английский писатель Редьярд Киплинг.
|
Так какую же пользу приносят нам домашние животные?
(Пищу, одежду, транспорт, охрана)
- А как вы думаете, могут ли домашние животные стать дикими?
- Да, бывает, что люди выбрасывают животных на улицу.
- Хорошо ли они поступают?
- В прекрасной книге «Маленький принц» французского писателя Антуана Сент-Экзюпери Лисёнок сказал Маленькому принцу: «…не забывай, ты всегда в ответе за тех, кого приручил.» Помни эти слова!
- А какую роль сыграл человек в том, чтобы дикие животные стали домашними? (главную роль)
Подведение итогов
-Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги.
-Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!"
- Давай поиграем в игру «Отгадай детёныша»
- Я буду вам называть животного, а ты будешь называть его детёныша:
Свинья – поросёнок;
Корова – телёнок;
Утка – утёнок;
Лошадь – жеребёнок;
Овца – ягнёнок;
Кошка – котёнок;
Курица – цыплёнок;
Собака – щенок;
Тигр – тигрёнок.