Культурный компонент статуса.




Формальная квалификация, как следует из данных опроса, может служить основанием профессиональной идентичности не для всех специалистов по социальной работе: соответствующее образование стало причиной трудоустройства на эту работу лишь для 39%, причем диплом специалиста, бакалавра или магистра именно по социальной работе в настоящее время есть уже у 26%.


 

Большинство (75%) ощущают связь с группой таких же профессионалов, как и они сами. Но каким образом формируются эти связи, на каком основании строится социальный капитал профессии? О Профсоюзе работников государственных учреждений и общественного обслуживания слышали 48%, менее трети – о других профессиональных объединениях и 23% указали Международную Федерацию социальных работников. Однако членство в упомянутых организациях довольно низкое: в профсоюзе состоят 14%, а двух отечественных ассоциациях – менее 3%. Меньшинство (до 16%) полагают, что эти ассоциации в своей деятельности защищают интересы специалистов по социальной работе. Чаще эта роль отводится организациям, в которых работают (42%) и профсоюзу (35%). Меньше голосов отдано органам исполнительной власти (региональный орган социальной защиты и федеральное министерство труда и социальной защиты указали 28% и 24% респондентов соответственно).

Высокая роль учреждений-работодателей в создании чувства общности и защищенности указывает на феномен организационного профессионализма, описанный Дж. Эветтс [Evetts, 2011: 406–422]. Стиль руководства может быть более или менее благоприятным для развития инициативы и демократичных способов взаимодействия. Большинство специалистов реализуют новые подходы к решению профессиональных задач. Это приветствуется их руководителями – с этим согласны 60 и 59% соответственно. Разногласия по профессиональным вопросам допускаются лишь в половине случаев (50%); с критикой своих коллег могут выступать большинство опрошенных (82%). Таблица 2 Распределение по регионам ответов на вопрос: “Согласны ли Вы с тем, что государство создает благоприятные условия для развития социальной работы как профессии?” (в % к числу опрошенных) Москва Поволжье Юг Урал Север Центр Сибирь В среднем да 43 21 32 16 22 24 23 28 нет 31 61 60 61 69 46 57 51 затрудняюсь ответить 26 18 8 23 9 30 20 21 66

По мнению респондентов, отношение к профессии наилучшим образом складывается среди самих работников (74%) и руководителей социальных служб, в управлении социальной защиты (72%), среди клиентов (70%) и в ближайшем окружении (67%). Когда же речь заходит об отношении общества к профессии, ситуация усложняется. Полностью или частично удовлетворены уважением общества к себе как к специалисту 71%, 43% – к профессии, и 89% уверены – необходимо его улучшить. Как повысить социальный капитал профессии?

В первую очередь, полагают специалисты, это можно сделать, повышая зарплату (91%) и положительно освещая их деятельность в СМИ (89%). Улучшение условий труда, как и возможности повышения квалификации (86 и 87%) также оказались среди наиболее востребованных мер повышения общественной репутации профессии.

Как понимается предназначение профессии? В определениях международного профессионального сообщества социальная работа ориентирована как на индивидуальные изменения, так и на социальные реформы. Речь идет об интеграции двух уровней интервенции в подходе “человек в социальном окружении”, обоснованном еще в классическом труде М. Ричмонд [Richmond, 1917].


 

Если в работе возобладает индивидуальный уровень, то возникает риск свести социальные проблемы к частностям, а самого клиента воспринимать не только главной целью вмешательства, но источником проблемы. По данным нашего опроса, специалисты по социальной работе в различных регионах России главные цели своей деятельности видят в раскрытии внутренних ресурсов клиентов, отстаивании прав и свобод, принципов равенства и справедливости, в формировании отрицательного отношения к насилию и дискриминации. Эти позиции одобряют более 70% респондентов. Такие задачи, как формирование и поддержка объединений и связей между людьми, консолидация с клиентами для социальных изменений получили 66 и 35%. Выполнять все эти задачи удается не часто (см. табл. 3).

Процесс профессионализации социальной работы осуществляется практически монопольно в государственном секторе услуг, что объясняет политический консерватизм и идентификацию с властью, “исключая какие бы то ни было помыслы и действия в направлении структурных социальных изменений” [Weiss-Gal, 2008: 73]. Лояльность решениям властей косвенно отражается в том, как наши респонденты оценивали некоторые важные события 2012–2013 гг. В частности, 56% специалистов поддерживают запрет усыновления российских сирот гражданами США (для срав- нения, в общероссийском опросе Левада-центра в январе 2013 г. 51% целиком или скорее положительно отнесся к принятию “Закона Димы Яковлева” [Россияне о cиро- Таблица 3 Оценка значимости социальной работы и успешности её выполнения (в % к числу опрошенных) Зачем социальная работа нужна в обществе: согласен и полностью согласен Как часто вам удается выполнять эти задачи: часто и очень часто Помогать людям раскрыть их внутренние ресурсы 85 57 Отстаивать права и свободы каждого человека 84 50 Отстаивать социальную справедливость, социальное равенство 80 47 Формировать в обществе отрицательное отношение к насилию и дискриминации 77 41 Формировать и поддерживать объединения и связи между людьми 66 35 Объединяться с клиентами, чтобы совместно влиять на социальную политику 35 17 67 тах…, 2013]. Специалисты по сравнению с населением в целом демонстрируют более высокую толерантность к сексуальным меньшинствам. Тех, кто осуждает представителей таких групп, среди наших респондентов 38% (в основном за счет респондентов старше 45 лет); среди же населения 65% относятся “настороженно, с раздражением, отвращением или страхом” [Страх…, 2013].

Некоторые итоги.

Модель профессионализма в социальной работе в современной России сформирована в бюджетном секторе – так называемой “социальной сфере”, и профессия регулируется не самими специалистами (посредством ассоциации), а руководством учреждения и вышестоящими инстанциями. Эти же структуры являются ресурсом коллективной идентичности. Удобные условия труда, дружеские отношения в коллективе и моральная миссия отчасти компенсируют невысокое матриальное вознаграждение, но аргументы “моральной оплаты” скрывают маргинальное положение этой важной профессиональной группы. Главным основанием дифференциации выступает регион проживания: в столице больше доля дипломированных специалистов, выше удовлетворенность зарплатой, возможностями профессионального роста.


 

Чаще всего, по мнению опрошенных, им удается помогать раскрыть внутренние ресурсы людей, а реже – объединиться с клиентами, чтобы совместно влиять на социальную политику. Наиболее развиты навыки фандрайзинга, рекламы социальных услуг и поиска необходимой информации, работы с отдельными клиентами и их семьями. А каждый второй умело решает такие сложные задачи, как координация услуг разных учреждений, работа с группами клиентов и защита их интересов в различных инстанциях и может выступать публично. Аналитические компетенции хорошо сформированы более чем у трети респондентов, способных, по их мнению, оценивать проблемы клиентов в более широком контексте и предвосхищать трудности решения конкретных задач. Но в целом социальные реформы редко обсуждаются и не анализируются.

В сфере социальной защиты действует ряд государственных и негосударственных фондов, распределяющих средства на конкурсной основе, но пока лишь немногие специалисты по социальной работе сумели сформировать у себя соответствующие компетенции. В глазах опрошенных подготовка по специальности уступает по важности практическому опыту и особым личностным качествам. На повестке дня вопрос о том, насколько профессиональная этика интериоризована представителями этого рода занятий. Специалисты говорят о возможностях критической оценки коллег, проявлении инициативы и самостоятельности, но сфера их влияния ограничена, и они не мыслят себя субъектами структурных перемен. Это указывает на небольшой объем их полномочий и низкие шансы влиять на общественный интерес к их работе, а следовательно, не очень высокий социальный престиж профессии. Обретение такой власти зависит от двух условий: организованности и сплоченности профессионалов по выдвижению предложений в сфере их компетенции, с одной стороны, и признания такого права со стороны лиц, принимающих решения (местные, центральные власти), готовности прислушаться к мнению, высказанному от лица профессиональной группы, с другой.

В организации социальных услуг во многих странах мира большую роль играет третий сектор, ведется межсекторное партнерство, государственные учреждения привлекают волонтеров, сотрудничают с общественными организациями различных форм. Это еще одна точка роста в развитии социальной сферы в России; пока лишь каждый третий из специалистов может успешно вовлекать волонтеров и общественность в социальную работу. Хотя функция по формированию предложений в развитие социальной политики включена в профессиональный стандарт, на практике она мало востребована. И все же каждому пятому удавалось формулировать и направлять руководству идеи в развитие социальной защиты, а также объединяться с общественностью для реализации социальных изменений. Этот редкий и важный опыт необходимо изучать и делать известным [см. напр.: Социальные 3* 68 работники..., 2012], в том числе, поощрять через механизмы конкурсов и творческие мастерские.

Изменению модели профессионализма в сфере социальной работы может способствовать рост представительства некоммерческих организаций среди поставщиков социальных услуг и рост финансирования третьего сектора через конкурсные механизмы, что способно привести к развитию социального предпринимательства и рынка социальных услуг.


 

Сотрудничество и конкуренция с НКО в условиях большей самостоятельности социальной защиты в регионах может создать условия позитивного сценария профессионализации, и тогда желаемый образ специалиста, сформулированный в новых профессиональных стандартах, имеет шанс воплотиться на практике. Однако, учитывая удаление с поля игроков, имеющих “порочащие связи” с Западом, и фиктивный характер приращения гражданского общества за счет “социально ориентированных НКО”, созданных чиновниками госструктур и получающих многомиллионные государственные гранты [Горбачев, 2014], шансы развития альтернативных моделей профессионализма не столь велики.

Новые бюджетные ограничения предопределяют структурные вызовы и препятствия социальной работе: уменьшение числа учреждений и сокращение штатов повлечет рост нагрузки, снижение охвата и качества услуг, уменьшение и без того малых возможностей переподготовки и стагнацию в сфере профессионализации. Впрочем, процессы такого “уплотнения” могут привести и к росту востребованности инноваций, разнообразия технологий и услуг, а следовательно и потребности в ква- лифицированных специалистах, для которых придется создать более привлекательные условия труда. Возможно, благодаря принятию профессиональных стандартов актуализируется потенциал различных программ переподготовки и иных проектов на базе сотрудничества социальных служб с вузами, государственными и частными фондами. В развитие нужных знаний и умений могут внести вклад программы повышения квалификации, краткосрочные курсы и семинары, в том числе, в рамках отечественных и международных проектов, если будут учитывать востребованность и актуальность формируемых знаний и навыков и стремиться отвечать современным вызовам, а не воспроизводить уже отработанные схемы профессиональной деятельности специалистов в рамках давно известных, постоянно реализуемых компетенций.

Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Социальная работа в современной России: анализ статуса профессиональной группы // Социологические исследования. 2014. № 10. С. 60-69

2.)2015 г.Н.И. БОБЫЛЕВА, Е.Н. ШОВИНАСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННЫХ

РОССИЙСКИХ АНЕКДОТАХБОБЫЛЕВА

Социальная работа – профессиональная деятельность по социальной защите интересов, прав и свобод граждан, которая возникла в структуре трудовой сферы более двух десятилетий назад. Социальная работа обладает набором конституирующих и структурирующих признаков: содержание деятельности, стандартизированный перечень функциональных обязанностей, уровень требуемой подготовки, получение до- хода, а также наличие социально-профессиональной среды (наличие профессиональных сообществ, лексики и этики, традиций и ритуалов). Особенностью деятельности 108 Социологические исследования № 7, 2015 является ее “человеческая” ориентация, непосредственно-практический “помогающий” характер. Это определяет отношение различных социальных групп и институтов: клиентов, государства, общественных организаций, бизнеса и пр., что проявляется в различных формах официального (например, уровень оплаты труда, образования) и неофициального (престижность профессии, профессиональные взаимоотношения) характера.


 

Профессиональный юмор – своеобразная трактовка реальности, рефлексирующая социально-культурологические особенности формирования и специфики профессии, ее восприятие обществом. Это отражение субъективно комических качеств, особенностей и противоречий профессиональной деятельности. Мы исходим из следующих позиций: во-первых, в пространстве социально-значимой деятельности профессиональный юмор занимает особое место, выполняя специфические функции типизации и обобщения, трансляции профессионального опыта и контроля, психологической защиты, преодоления невротического состояния и релаксации, идентификации и самоидентификации, регуляции социальных отношений и пр. (см.: [Латышев, 2003; Анекдот.., 2002 и др.]). Во-вторых, наличие анекдотов, посвященных социальной работе, рассматривается авторами как качественный показатель ее успешного профессионального становления и развития, неофициальным признанием со стороны бόльшей части общества ее права на самостоятельное существование, отграничение от других профессий, утверждение востребованности и значимости. В-третьих, профессиональный юмор позволяет рефлексировать изменения, происходящие с социальной работой, выявлять позитивные и негативные тенденции в развитии данного социального института и принимать действенные меры по устранению и предотвра- щению последних.

Анекдоты – это продукт коллективной рефлексии, своеобразная реакция на активно меняющийся социум и взаимоотношения в нем. Отражая мельчайшие изменения и противоречия, свойственные обществу, анекдот придает им гротескные формы и сбрасывает маску таинственности, мнимой значительности и важности.

Соглашаясь с подходом М. Кагана, что в профессиональном анекдоте отражается в большей степени этическая составляющая, в которой “предметом художественного анализа являются человеческие отношения во всем многообразии их конкретных форм, стержень же их, как в самой жизни в ее повседневном течении – нравственные принципы взаимоотношений людей”, анекдот становится “своеобразным художественно-ироническим зеркалом этого бытия” [Каган, 2002].

Анекдот обладает семантической многослойностью: одни из его значений лежат на поверхности, просты и понятны; другие – скрыты, требуют понимания изображаемого феномена. Как социальное и языковое явление анекдот может описываться с различных сторон: исторической, социологической, политологической, социолингвистической, психолингвистической и т.п. [Карасев, 1996; Анекдот..., 2002; Дмитриев, 1996; Дмитриев, 1998; Иванюшкин, 2006; Курганов, 1997; Шмелева, Шмелев, 2002; Ко- пылкова, 2006; Зубанова, 2012 и др.]. Исследователями отмечались такие его качества, как анонимность, устойчивость воспроизведения, необходимость соответствия контексту коммуникации, подвижность и пластичность, краткость, стереотипность содержания, проявляющаяся в пародировании представляемого феномена, экспрессивность, театральность и др. Анекдот является своеобразным “кривым зеркалом”, поз- воляющим разрушить пафосность социальных феноменов, осуществить критическое переосмысление и продолжить конструктивное развитие.


 

Анекдот представляет собой продукт социального знания, отражающий закономерные и специфические черты той или иной профессии, передает устойчивое коллективное стереотипное знание о профессии: устойчивое, т.к. оно свойственно ей на протяжении длительного периода; коллективное – поскольку выработано не отдельным человеком, а сообществом людей, выполняющих различные социальные роли Бобылева Н.И., Шовина Е.Н. Социальная работа в современных российских... 109 в процессе осуществления социальной работы (клиент, администратор, социальный работник и др.); стереотипное, т.к. свойственно профессии в целом, отражающее доминантное представление, вне зависимости от локальных и региональных особенностей ее осуществления. Стереотипы одновременно выступают способами защиты профессиональных ценностей, правил и норм поведения, оправдания неудач, оказывают помощь в адаптации к профессии и пр. Наличие в анекдоте четкой семантической оп- позиции “свои – чужие”, “мы – они” позволяет очертить поле действия специалиста, способствует профессиональной самоидентификации. Анекдот, таким образом, – речевой жанр, подходящий для выявления особенностей профессиональной социальной работы и ее основного субъекта, представленного в общественном сознании1.

Цель статьи – выявить и охарактеризовать особенности образа профессиональной социальной работы, отраженные в современных российских анекдотах как форме общественного сознания. Достижение этой цели позволит не только осмыслить процессы профессионализации социальной работы, но и внести вклад в разработку проблем социологии профессий и профессиональных групп. Практическая ценность исследования заключается в возможности применения полученных результатов в процессе обучения студентов социальной работе с целью включения в проблемы профессиональной деятельности.

Выборочную совокупность составили русскоязычные анекдоты, рассказанные преподавателями, студентами и социальными работниками, а также представленные в Интернете. По мере возможности авторы избегали анекдотов, имеющих признаки авторского произведения. Было собрано, записано и проанализировано около 200 юмористических сюжетов в различных формах, среди которых был отобран 51 анекдот, относящийся к категории “современный российский анекдот о социальной работе”. Отбор анекдотов осуществлялся на основании таких критериев, как прямое указание на социальную работу (употребление соответствующих слов: социальная работа, социальный работник, социальная проблема, клиент социальной службы); ориентация на учреждения, занимающиеся решением проблем социальной защиты и социального обеспечения уязвимых групп и всего населения страны; упоминание или обращение к национальным социальным проектам и государственным программам. Выбор последнего критерия был обусловлен тем, что практическая реализация государственных социальных программ и проектов осуществляется в деятельности социальных учреждений силами социальных работников.

Ролевая структура текста включает основных героев и отношения, возникающие между ними в ситуации описываемой проблемы и ее решения. Действующими лицами выступает социальный работник (в 42 случаях из 51), начальник социального работника (в 7 случаях), клиент (18 случаев).


 

В фокусе внимания анекдота находится социальный работник, а не клиент, который рассматривается в большинстве случаев как объект приложения усилий социального работника, является носителем пассивного, а не активного начала.

Основные сюжеты, представленные в анекдотах, затрагивают ситуации и события, связанные с общением социального работника с клиентом (26), со своими коллегами и руководством (18), отражающие поведенческие, социальные, личностные и профессиональные особенности социального работника (34). Видимо, в силу специфики анекдотического текста, практически не нашли отражения проблемы форм, методов и технологий оказания социальной помощи. Типичный сюжет отражает ин- дивидуальное взаимодействие (“приходит клиент к социальному работнику”) в форме 1 Необходимо отметить, что особенности отражения в анекдоте особенностей профессиональных видов деятельности нашли своих исследователей среди российских ученых (см., на- пример, [Елькин, 2008; Арефина и др., 2010; Суслович, 2011; Залялова, 2008; Демичев, 2008; Гениятова, 2011]). Специфике юмора в профессиональной социальной работе посвящено диссертационное исследование Ю.И. Ульяновой [Ульянова, 2012]. 110 Социологические исследования № 7, 2015 консультации, с чем сталкивается рядовой гражданин и ассоциируется повседневная работа специалиста.

Типичный сюжет отражает индивидуальное взаимодействие (“приходит клиент к социальному работнику”): – Меня эти клиенты просто покоя лишили. Ты-то как спала? – Как младенец. – Да ну?! – Всю ночь плакала. * * * В Америке социальным работникам, если платят, то платят хорошо. А в России социальным работникам, если платят – хорошо.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: