Дополнительная
Общеобразовательная общеразвивающая программа
Технической направленности
«Энерджиквантум»
Возрастная группа обучающихся: 11-14 Срок реализации программы: 4 года |
Автор-составитель: Хасанов Булат Раифович, педагог дополнительного образования |
г. Нижнекамск, 2017 год
Методист МАУ ДО «ЦТТиП» НМР РТ _____________Е.Ю. Фурутина «_____»___________20___ г. | Принята на заседании педагогического совета от «_____» _________ 20___г. Протокол №______________ |
программу разработал:
педагог дополнительного образования ____________/_______________________/
подпись Фамилия И.О.
Содержание |
стр
1. | Пояснительная записка …………………………………………….. | |
2. | Структура программы……………………………………………… | |
2.1. | Объем программы…………………………………………………….. | |
2.2. | Учебный план………………………………………………………….. | |
2.3. | Содержание учебного плана………………………………………….. | |
3. | Условия реализации программы…………………………………... | |
3.1. | Материально-техническое оснащение……………………………….. | |
3.2. | Методическое обеспечение реализации программы………………... | |
4. | Список литературы………………………………………………….. | |
4.1. | Список литературы, используемой педагогом……………………… | |
4.2. | Список рекомендуемой литературы для обучающихся……………. | |
Приложение. Правила выбора темы проекта…………………….. | ||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса "Энерджиквантум " состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.
Энергетика это отрасль промышленности, совокупность естественных и искусственных подсистем, служащих для преобразования, распределения и использование энергетических ресурсов всех видов. Задачи энергетики – обеспечения производства энергии путем преобразовании первичной энергии, к примеру, в электрическую. Работа с энергией предполагает не только добычу, но и доставку к конечному потребителю или использование для внутренних нужд. В настоящее время электрическая энергия является основным видом энергии. Более 60 % добываемого в странах СНГ топлива (уголь, нефть, газ) сжигается при производстве электроэнергии. Однако коэффициент полезного действия преобразования энергии полезных ископаемых в электроэнергию является низким – не превышает 25-35 %. Чрезвычайно важным является совершенствование оборудования для передачи, распределения и преобразования электроэнергии в другие виды энергии, изучение возможностей альтернативной энергетики, а так же энергосберегающих технологий с учетом современных достижений науки и техники.
Содержание и структура курса «Энерджиквантум» направлены на формирование устойчивых представлений об электроэнергетики как отрасли энергетики, включающая в себя производство, передачу и сбыт электроэнергии.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 11 до 14 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, после изучения блока, а так же творческому решению проблем.
Цель образовательной программы «Энерджиквантум» заключается в том, чтобы погрузить ребят в увлекательные основы энергетики, научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию, а так же показать современные инновационные технологии на практике.
Основные задачи:
- Знакомство с теоритическими основами электротехники;
- Усвоение основ энергетики;
- Сформировать умения строить электрические схемы;
- Получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов;
- Проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели;
- Развитие умения ориентироваться в пространстве;
- Через создание собственных проектов дать понимание принципы работы электротехники;
- Расширение области знаний о профессиях;
- Умение учеников работать в группах.
- Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности в работе.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Энерджиквантум» являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
- требования к результатам освоения программы
Результат (освоенные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
_____________________________________________________________________________________________________
Результат | Комментарий |
Прививание у учащихся отвественного отношения к электротехнике, ознакомление с культурой техники безопасности. В качестве межличностного взаимодействия выработать уважительное отношение к товарищам. В качестве мотивации ознакомить с перспективными технологиями, востребованные на современном рынке. | Интегральные свойства обучающегося, определяемые и социально одобряемые на основании ситуационных, групповых критериев (норм) и обусловленные спецификой его сознания, самосознания, смысложизненных идеалов и ценностных отношений, интересов, мотивации, жизненного опыта. Проявляются в устойчивых способах его поведения, раскрывают способность личности к целеполаганию и решению задач, позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также в готовности к жизнедеятельности во многих контекстах социального взаимодействия |
К базовым можно отнести сбор электронных конструкторовс помощью объяснений основных элементов электроники (резисторы, транзисторы, конденсаторыи тд.); грамотное их использование при самостоятельных работах. К универсальным можно отнести навыки по расчету математических формул для дальнейшего проектирования и выбора того или иного варианта схемы, с дальнейшим обоснованием. К ключевым навыкам можно отнести творческое, научно-техническое мышление. | Метапредметные компетенции, основанные на универсальных способах учебной деятельности или универсальных учебных действиях (далее - УУД), относящиеся к общему (метапредметному) содержанию как основного, так и дополнительного образования, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, и составляющие основу умения учиться. Также это метапредметные компетентности, основанные на овладении универсальными способами (методами) творческой деятельности, называемые творческими компетенциями |
Межпредметные компетенции показать плодотворную работу между разными квантами, для осуществления общей цели. Предметные компетенции: использование стендов, находящихся в лаборатории; использование амперметров, ваттметров; обучение пользованию паяльника как одного из основных инструментов юного электротехника. | Опираются на специфические атрибуты направленности (области знания) дополнительной программы и изучаемого в ее рамках предмета. Предметные результаты обусловлены спецификой изучаемого предмета, уровнем его освоения, а также реальными индивидуальными возрастными особенностями обучающихся, их способностями, степенью мотивированности, сроком обучения по данной программе и др. Отражают сформированность способности и практической подготовленности обучающегося в отношении к реальным объектам действительности |
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Объем программы
Год обучения | Уровень | Кол-во часов |
1 год | Вводный уровень | |
Базовый уровень | ||
2 год | Базовый уровень | |
3 год | Базовый уровень | |
4 год | Продвинутый |
2.2. Учебный план первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Учебный план первого года обучения | |||||
1. | Введение. Правила ТБ на занятиях | - | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||
Основы электротехники | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
3. | Закон Ома | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | |||
4. | Работа с «Электронным конструктором микроник». | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | |||
Принципы работы ТЭЦ,ГЭС, АЭС, ПЭС. | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
Альтернативные источники энергии | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
Работа с «Электронным конструктором матрешка». | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
Энергосберегающие технологии: искусственные источники света | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
Итого |
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Учебный план второго года обучения | |||||
1. | Введение. Правила ТБ на занятиях | - | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||
Повторение пройденного прошлогоднего материала | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
3. | Искусственные источники света: лампы накаливания | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | |||
4. | Искусственные источники света: газоразрядные лампы | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | |||
Искусственные источники света: галогеновые лампы | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
Искусственные источники света: сетодиоды | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
Работа с «Электронным конструктором матрешка». | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
Итого |
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Учебный план третьего года обучения | |||||
1. | Введение. Правила ТБ на занятиях | - | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||
Повторение пройденного прошлогоднего материала | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
3. | Последовательное, параллельное и смешанное соединение | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | |||
4. | Техника безопасности при работе с паяльника | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | |||
Основы использования паяльника в процессе работы | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
Проектирование простой схемы гирлянды | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
Виды современных электродвигателей | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
Итого |
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Учебный план четвертого года обучения | |||||
1. | Введение. Правила ТБ на занятиях | - | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||
Повторение пройденного прошлогоднего материала | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
3. | Техника безопасности при работе с паяльника | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | |||
4. | Как действуют магниты. Знакомьтесь: электромагнит | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | |||
Знакомство с электромотором | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
Проведение лабораторных заданий на стенде Зарница | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | ||||
Творческая работа: создание собственного проекта | - | Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль | |||
Итого |
2.3. Содержание учебного плана первого года обучения
№ п/п | Название раздела | Часы | Тема | Краткое содержание |
Введение. Правила ТБ на занятиях | Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете для учащихся. | · К работе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения. · Работа учащихся разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта). · Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя. · Каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования. | ||
Основы электротехники | Понятие электричества и его составляющих | · Как электричество заставляет лампочку гореть. Что такое электрон. · Напряжение заставляет электроны двигаться. · Сопротивление уменьшает силу тока. · Зажигаем лампочку. В чем электрическая цепь подобна системе труб. Знакомство с выключателем. | ||
Закон Ома | Понятие о законе Ома | · Знакомство с законом Ома. Экскурс в историю этого открытия. Как связаны ток, сопротивление, напряжение. Формулы нахождения этих величин. Закон Ома - закон, который устанавливает связь силы тока в проводнике с напряжением на концах проводника и его сопротивлением. | ||
Работа с «Электронным конструктором микроник». | Светодиоды подключаемые последовательно и параллельно, их принципиальное отличие. Сбор схем с резисторами, переключателями и фоторезисторами. | Сборка электрических схем в «Электронном конструкторе микроник». | ||
Работа с «Электронным конструктором микроник». | Применение микросхем для создания «умных» технологий. | Сборка электрических схем в «Электронном конструкторе микроник». | ||
Принципы работы ТЭЦ,ГЭС, АЭС, ПЭС. . | Принципы работы альтернативных источников энергии | · Виды электростанций, их преимущества и недостатки. Особенности работы, применение и их перспективы в будущем | ||
Альтернативные источники энергии | Знакомство альтернативными источниками выработки электроэнергии | · Виды альтернативных источников энергии · Альтернативная энергия солнечного излучения · Альтернативная энергия ветра · Альтернативная энергия биогаза Тепловые машины для экономии и получения альтернативной энергии | ||
Работа с «Электронным конструктором матрешка». | Знакомство с «Электронным конструктором матрешка» | · Программируемый электронный конструктор. Знакомство с простым программированием. | ||
Энергосберегающие технологии: искусственные источники света | Знакомство с видами ламп, небольшой экскурс в историю появления. | · Что такое источник света, варианты его применения. · Современные виды ламп: люминесцентные, газоразрядные, галогеновые, накаливания, светодиодные. |
Содержание учебного плана второго года обучения
№ п/п | Название раздела | Часы | Тема | Краткое содержание |
Введение. Правила ТБ на занятиях | Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете для учащихся. | · К работе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения. · Работа учащихся разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта). · Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя. · Каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования. | ||
Повторение пройденного прошлогоднего материала | Повторение пройденного материала | · Проведение опросов, небольших контрольных работ по пройденному матерьялу | ||
Искусственные источники света: лампы накаливания | Знакомством с лампами накаливания | · Лампа накаливания –искуственный источник света, свет в котором испускает тело накала. · Знакомство с основными принципами работы, изучение конструкций и разновидностей. | ||
Искусственные источники света: газоразрядные лампы | Знакомством с лампами газоразрядные лампы | · Газоразрядные лампы –искуственный источник света, излучающий энергию в видимом диапазоне. · Знакомство с основными принципами работы, изучение конструкций и разновидностей. Приемущества/недостатки | ||
Искусственные источники света: галогеновые лампы | Знакомством с лампами галогеновыми лампами | · Галогеновая лампа–лампа накала, в баллоне которого добавлен пары галогена. · Знакомство с основными принципами работы, изучение конструкций и разновидностей. Приемущества/недостатки | ||
Искусственные источники света: сетодиоды | Знакомством с лампами сетодиодами | · Светодиодные лампы –искуственный источник света, использующие в качестве источника света светодиоды. Светодиоды – полупроводниковый прибор, создающий оптическое излучение при пропускании через него электрического тока · Знакомство с основными принципами работы, изучение конструкций и разновидностей. Приемущества/недостатки | ||
Работа с «Электронным конструктором матрешка». | Знакомство с «Электронным конструктором матрешка», сборка схем и осуществление простого программирования. | Осуществление сборки и программирование на компьютере схем «Электронного конструктора матрешка» |
Содержание учебного плана третьего года обучения
№ п/п | Название раздела | Часы | Тема | Краткое содержание |
Введение. Правила ТБ на занятиях | Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете для учащихся. | · К работе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения. · Работа учащихся разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта). · Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя. · Каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования. | ||
Повторение пройденного прошлогоднего материала | Повторение пройденного материала | · Проведение опросов, небольших контрольных работ по пройденному матерьялам | ||
Последовательное, параллельное и смешанное соединение | Рассмотрение на практике примеры последовательного, параллельного и смешанного соединение Применение формул для упрощения сложной схемы | · Последовательное соединение-это соединение элементов электрической цепи, при котором все элементы связаны друг с другом так, включающий их участок цепи не имеет ни одного узла. · Параллельное соединение-это соединение элементов электрической цепи, при котором все входящие в цепь элементы объединены двумя узлами и не имеют связей с другими узлами. | ||
Техника безопасности при работе с паяльника | Объяснение правил поведении при работе с паяльником | · Просмотр ролика по технике безопасности. Осуществление беседы с учащимися по поводу просмотренному ролику | ||
Основы использования паяльника в процессе работы | Использование паяльника: пайка и распайка элементов схемы | Объяснение как пользоваться канифолием и припоем. Применение полученных навыков на практике. | ||
Проектирование простой схемы гирлянды | Осуществление на практике с учащимися проекта гирлянды | · Осуществление на практике с учащимися проекта гирлянды | ||
Виды современных электродвигателей | Знакомство с электродвигателями | · Рассмотрение принципа действия, основных классификаций электродвигателей. |
Содержание учебного плана четвертого года обучения
№ п/п | Название раздела | Часы | Тема | Краткое содержание |
Введение. Правила ТБ на занятиях | Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете для учащихся. | · К работе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения. · Работа учащихся разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта). · Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя. · Каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования. | ||
Повторение пройденного прошлогоднего материала | Повторение пройденного материала | · Проведение опросов, небольших контрольных работ по пройденному матерьялу | ||
Техника безопасности при работе с паяльника | Объяснение правил поведении при работе с паяльником | · Просмотр ролика по технике безопасности. Осуществление беседы с учащимися по поводу просмотренному ролику | ||
Как действуют магниты. Знакомьтесь: электромагнит | Ознакомление с природой магнетизма и с ее ролью в электротехнике | · Магнетизм-форма взаимодействия движущихся зарядов, осуществляемая на расстояниипосредством магнитного поля. Магнитное поле – силовое поле, действующее на движущиеся электрические зарядыи на тела, обладающие магнитным моментом, независимо от состояния их движения. | ||
Знакомство с электромотором | Виды электромоторов, конструктивные особенности, применение тех или иных видов электромоторов на предприятиях и в быту Нормативные документы применяемые в нашей стране | · Что такое ротор, что такое статор? Классификация электромоторов, принцип действия и преспективы применение на практике | ||
Проведение лабораторных заданий на стенде Зарница | Осуществление замеров основных параметров на электродвигателе | · Осуществление замеров основных параметров на электродвигателе | ||
Творческая работа: создание собственного проекта | Обсуждение с учащимся его проекта | · Обсуждение с учащимся его проекта |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ