УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Дополнительная




Дополнительная

Общеобразовательная общеразвивающая программа

Технической направленности

«Энерджиквантум»

 

 

Возрастная группа обучающихся: 11-14 Срок реализации программы: 4 года  
 
 
Автор-составитель: Хасанов Булат Раифович, педагог дополнительного образования  

 

 

г. Нижнекамск, 2017 год

 

Методист МАУ ДО «ЦТТиП» НМР РТ _____________Е.Ю. Фурутина «_____»___________20___ г.     Принята на заседании педагогического совета от «_____» _________ 20___г. Протокол №______________  

 

программу разработал:

педагог дополнительного образования ____________/_______________________/

подпись Фамилия И.О.


Содержание  

стр

1. Пояснительная записка ……………………………………………..  
2. Структура программы………………………………………………  
2.1. Объем программы……………………………………………………..  
2.2. Учебный план…………………………………………………………..  
2.3. Содержание учебного плана…………………………………………..  
3. Условия реализации программы…………………………………...  
3.1. Материально-техническое оснащение………………………………..  
3.2. Методическое обеспечение реализации программы………………...  
4. Список литературы…………………………………………………..  
4.1. Список литературы, используемой педагогом………………………  
4.2. Список рекомендуемой литературы для обучающихся…………….  
  Приложение. Правила выбора темы проекта……………………..  
     
     

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана как самостоятельная дисциплина, являющаяся образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, выражая общие идеи формализации, она пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана. Основное назначение курса "Энерджиквантум " состоит в выполнении социального заказа современного общества, направленного на подготовку подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной информатизации всех сторон общественной жизни.

Энергетика это отрасль промышленности, совокупность естественных и искусственных подсистем, служащих для преобразования, распределения и использование энергетических ресурсов всех видов. Задачи энергетики – обеспечения производства энергии путем преобразовании первичной энергии, к примеру, в электрическую. Работа с энергией предполагает не только добычу, но и доставку к конечному потребителю или использование для внутренних нужд. В настоящее время электрическая энергия является основным видом энергии. Более 60 % добываемого в странах СНГ топлива (уголь, нефть, газ) сжигается при производстве электроэнергии. Однако коэффициент полезного действия преобразования энергии полезных ископаемых в электроэнергию является низким – не превышает 25-35 %. Чрезвычайно важным является совершенствование оборудования для передачи, распределения и преобразования электроэнергии в другие виды энергии, изучение возможностей альтернативной энергетики, а так же энергосберегающих технологий с учетом современных достижений науки и техники.

Содержание и структура курса «Энерджиквантум» направлены на формирование устойчивых представлений об электроэнергетики как отрасли энергетики, включающая в себя производство, передачу и сбыт электроэнергии.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 11 до 14 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, после изучения блока, а так же творческому решению проблем.

Цель образовательной программы «Энерджиквантум» заключается в том, чтобы погрузить ребят в увлекательные основы энергетики, научить ребят грамотно выразить свою идею, спроектировать ее техническое решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию, а так же показать современные инновационные технологии на практике.

Основные задачи:

  • Знакомство с теоритическими основами электротехники;
  • Усвоение основ энергетики;
  • Сформировать умения строить электрические схемы;
  • Получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных проектов;
  • Проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели;
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве;
  • Через создание собственных проектов дать понимание принципы работы электротехники;
  • Расширение области знаний о профессиях;
  • Умение учеников работать в группах.
  • Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности в работе.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Энерджиквантум» являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).

- требования к результатам освоения программы

Результат (освоенные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
     

 

_____________________________________________________________________________________________________

 

Результат Комментарий
Прививание у учащихся отвественного отношения к электротехнике, ознакомление с культурой техники безопасности. В качестве межличностного взаимодействия выработать уважительное отношение к товарищам. В качестве мотивации ознакомить с перспективными технологиями, востребованные на современном рынке. Интегральные свойства обучающегося, определяемые и социально одобряемые на основании ситуационных, групповых критериев (норм) и обусловленные спецификой его сознания, самосознания, смысложизненных идеалов и ценностных отношений, интересов, мотивации, жизненного опыта. Проявляются в устойчивых способах его поведения, раскрывают способность личности к целеполаганию и решению задач, позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также в готовности к жизнедеятельности во многих контекстах социального взаимодействия
К базовым можно отнести сбор электронных конструкторовс помощью объяснений основных элементов электроники (резисторы, транзисторы, конденсаторыи тд.); грамотное их использование при самостоятельных работах. К универсальным можно отнести навыки по расчету математических формул для дальнейшего проектирования и выбора того или иного варианта схемы, с дальнейшим обоснованием. К ключевым навыкам можно отнести творческое, научно-техническое мышление. Метапредметные компетенции, основанные на универсальных способах учебной деятельности или универсальных учебных действиях (далее - УУД), относящиеся к общему (метапредметному) содержанию как основного, так и дополнительного образования, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, и составляющие основу умения учиться. Также это метапредметные компетентности, основанные на овладении универсальными способами (методами) творческой деятельности, называемые творческими компетенциями
Межпредметные компетенции показать плодотворную работу между разными квантами, для осуществления общей цели. Предметные компетенции: использование стендов, находящихся в лаборатории; использование амперметров, ваттметров; обучение пользованию паяльника как одного из основных инструментов юного электротехника. Опираются на специфические атрибуты направленности (области знания) дополнительной программы и изучаемого в ее рамках предмета. Предметные результаты обусловлены спецификой изучаемого предмета, уровнем его освоения, а также реальными индивидуальными возрастными особенностями обучающихся, их способностями, степенью мотивированности, сроком обучения по данной программе и др. Отражают сформированность способности и практической подготовленности обучающегося в отношении к реальным объектам действительности

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Объем программы

 

Год обучения Уровень Кол-во часов
1 год Вводный уровень  
Базовый уровень  
2 год Базовый уровень  
3 год Базовый уровень  
4 год Продвинутый  

 

 

2.2. Учебный план первого года обучения

 

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
Учебный план первого года обучения
1. Введение. Правила ТБ на занятиях     - Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Основы электротехники       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
3. Закон Ома       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
4. Работа с «Электронным конструктором микроник».         Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Принципы работы ТЭЦ,ГЭС, АЭС, ПЭС.           Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Альтернативные источники энергии       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Работа с «Электронным конструктором матрешка».       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Энергосберегающие технологии: искусственные источники света       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
Итого        

 

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
Учебный план второго года обучения
1. Введение. Правила ТБ на занятиях     - Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Повторение пройденного прошлогоднего материала       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
3. Искусственные источники света: лампы накаливания       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
4. Искусственные источники света: газоразрядные лампы       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Искусственные источники света: галогеновые лампы         Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Искусственные источники света: сетодиоды       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Работа с «Электронным конструктором матрешка».       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
Итого        

 

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
Учебный план третьего года обучения
1. Введение. Правила ТБ на занятиях     - Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Повторение пройденного прошлогоднего материала       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
3. Последовательное, параллельное и смешанное соединение       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
4. Техника безопасности при работе с паяльника       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Основы использования паяльника в процессе работы       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Проектирование простой схемы гирлянды       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Виды современных электродвигателей       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
Итого        

 

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
Учебный план четвертого года обучения
1. Введение. Правила ТБ на занятиях     - Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Повторение пройденного прошлогоднего материала       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
3. Техника безопасности при работе с паяльника       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
4. Как действуют магниты. Знакомьтесь: электромагнит       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Знакомство с электромотором         Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Проведение лабораторных заданий на стенде Зарница       Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
  Творческая работа: создание собственного проекта   -   Устный, анализ работы учащихся, взаимоконтроль
Итого        

2.3. Содержание учебного плана первого года обучения

 

№ п/п Название раздела Часы Тема Краткое содержание
         
  Введение. Правила ТБ на занятиях   Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете для учащихся. · К работе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения. · Работа учащихся разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта). · Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя. · Каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.  
  Основы электротехники   Понятие электричества и его составляющих · Как электричество заставляет лампочку гореть. Что такое электрон. · Напряжение заставляет электроны двигаться. · Сопротивление уменьшает силу тока. · Зажигаем лампочку. В чем электрическая цепь подобна системе труб. Знакомство с выключателем.  
  Закон Ома   Понятие о законе Ома · Знакомство с законом Ома. Экскурс в историю этого открытия. Как связаны ток, сопротивление, напряжение. Формулы нахождения этих величин. Закон Ома - закон, который устанавливает связь силы тока в проводнике с напряжением на концах проводника и его сопротивлением.
  Работа с «Электронным конструктором микроник».   Светодиоды подключаемые последовательно и параллельно, их принципиальное отличие. Сбор схем с резисторами, переключателями и фоторезисторами. Сборка электрических схем в «Электронном конструкторе микроник».
  Работа с «Электронным конструктором микроник».     Применение микросхем для создания «умных» технологий. Сборка электрических схем в «Электронном конструкторе микроник».
  Принципы работы ТЭЦ,ГЭС, АЭС, ПЭС. .   Принципы работы альтернативных источников энергии · Виды электростанций, их преимущества и недостатки. Особенности работы, применение и их перспективы в будущем  
  Альтернативные источники энергии   Знакомство альтернативными источниками выработки электроэнергии · Виды альтернативных источников энергии · Альтернативная энергия солнечного излучения · Альтернативная энергия ветра · Альтернативная энергия биогаза Тепловые машины для экономии и получения альтернативной энергии
  Работа с «Электронным конструктором матрешка».     Знакомство с «Электронным конструктором матрешка» · Программируемый электронный конструктор. Знакомство с простым программированием.
  Энергосберегающие технологии: искусственные источники света   Знакомство с видами ламп, небольшой экскурс в историю появления. · Что такое источник света, варианты его применения. · Современные виды ламп: люминесцентные, газоразрядные, галогеновые, накаливания, светодиодные.

 

Содержание учебного плана второго года обучения

 

№ п/п Название раздела Часы Тема Краткое содержание
         
  Введение. Правила ТБ на занятиях   Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете для учащихся. · К работе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения. · Работа учащихся разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта). · Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя. · Каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.  
  Повторение пройденного прошлогоднего материала   Повторение пройденного материала · Проведение опросов, небольших контрольных работ по пройденному матерьялу
  Искусственные источники света: лампы накаливания   Знакомством с лампами накаливания · Лампа накаливания –искуственный источник света, свет в котором испускает тело накала. · Знакомство с основными принципами работы, изучение конструкций и разновидностей.
  Искусственные источники света: газоразрядные лампы   Знакомством с лампами газоразрядные лампы · Газоразрядные лампы –искуственный источник света, излучающий энергию в видимом диапазоне. · Знакомство с основными принципами работы, изучение конструкций и разновидностей. Приемущества/недостатки
  Искусственные источники света: галогеновые лампы     Знакомством с лампами галогеновыми лампами · Галогеновая лампа–лампа накала, в баллоне которого добавлен пары галогена. · Знакомство с основными принципами работы, изучение конструкций и разновидностей. Приемущества/недостатки
  Искусственные источники света: сетодиоды   Знакомством с лампами сетодиодами · Светодиодные лампы –искуственный источник света, использующие в качестве источника света светодиоды. Светодиоды – полупроводниковый прибор, создающий оптическое излучение при пропускании через него электрического тока · Знакомство с основными принципами работы, изучение конструкций и разновидностей. Приемущества/недостатки
  Работа с «Электронным конструктором матрешка».   Знакомство с «Электронным конструктором матрешка», сборка схем и осуществление простого программирования. Осуществление сборки и программирование на компьютере схем «Электронного конструктора матрешка»

Содержание учебного плана третьего года обучения

 

№ п/п Название раздела Часы Тема Краткое содержание
         
  Введение. Правила ТБ на занятиях   Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете для учащихся. · К работе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения. · Работа учащихся разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта). · Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя. · Каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.  
  Повторение пройденного прошлогоднего материала   Повторение пройденного материала · Проведение опросов, небольших контрольных работ по пройденному матерьялам
  Последовательное, параллельное и смешанное соединение   Рассмотрение на практике примеры последовательного, параллельного и смешанного соединение Применение формул для упрощения сложной схемы · Последовательное соединение-это соединение элементов электрической цепи, при котором все элементы связаны друг с другом так, включающий их участок цепи не имеет ни одного узла. · Параллельное соединение-это соединение элементов электрической цепи, при котором все входящие в цепь элементы объединены двумя узлами и не имеют связей с другими узлами.
  Техника безопасности при работе с паяльника   Объяснение правил поведении при работе с паяльником · Просмотр ролика по технике безопасности. Осуществление беседы с учащимися по поводу просмотренному ролику
  Основы использования паяльника в процессе работы   Использование паяльника: пайка и распайка элементов схемы Объяснение как пользоваться канифолием и припоем. Применение полученных навыков на практике.
  Проектирование простой схемы гирлянды   Осуществление на практике с учащимися проекта гирлянды · Осуществление на практике с учащимися проекта гирлянды
  Виды современных электродвигателей   Знакомство с электродвигателями · Рассмотрение принципа действия, основных классификаций электродвигателей.

Содержание учебного плана четвертого года обучения

 

№ п/п Название раздела Часы Тема Краткое содержание
         
  Введение. Правила ТБ на занятиях   Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете для учащихся. · К работе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения. · Работа учащихся разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта). · Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя. · Каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.  
  Повторение пройденного прошлогоднего материала   Повторение пройденного материала · Проведение опросов, небольших контрольных работ по пройденному матерьялу
  Техника безопасности при работе с паяльника   Объяснение правил поведении при работе с паяльником · Просмотр ролика по технике безопасности. Осуществление беседы с учащимися по поводу просмотренному ролику
  Как действуют магниты. Знакомьтесь: электромагнит   Ознакомление с природой магнетизма и с ее ролью в электротехнике · Магнетизм-форма взаимодействия движущихся зарядов, осуществляемая на расстояниипосредством магнитного поля. Магнитное поле – силовое поле, действующее на движущиеся электрические зарядыи на тела, обладающие магнитным моментом, независимо от состояния их движения.
  Знакомство с электромотором     Виды электромоторов, конструктивные особенности, применение тех или иных видов электромоторов на предприятиях и в быту Нормативные документы применяемые в нашей стране · Что такое ротор, что такое статор? Классификация электромоторов, принцип действия и преспективы применение на практике
  Проведение лабораторных заданий на стенде Зарница   Осуществление замеров основных параметров на электродвигателе · Осуществление замеров основных параметров на электродвигателе
  Творческая работа: создание собственного проекта   Обсуждение с учащимся его проекта · Обсуждение с учащимся его проекта

 

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: