Методические рекомендации по выполнению домашней работы
По дисциплине «Основы исследовательской деятельности»
Для обучающихся 1 курса отделения заочного обучения
Выбрать тему исследования (по распределению).
2. По выбранной теме составить общую схему исследования по следующим пунктам:
· Обосновать актуальность выбранной темы.
· Определить проблему исследования.
· Определить цель и задачи исследования.
· Определить объект и предмет исследования.
· Выбрать методы исследования:
Теоретические методы: анализ, синтез, моделирование, обобщение, исторический метод и т.д
Эмпирические (практические) методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент, сравнение, измерение, оценивание, тестирование и т.д.
· Указать этапы проведения исследования.
· Сформулировать предполагаемые результаты исследования.
Составить презентацию по проделанной работе, включающую
-титульный слайд
-актуальность (1 слайд)
- цель и задачи исследования (1 слайд)
- объект и предмет исследования, методы (1 слайд)
- этапы проведения исследования (1 слайд)
- выводы (1 слайд)
Памятка для определения основных характеристик исследования
Характеристика | Определение | Вопрос |
Проблема | - это противоречие в познании, характеризующееся несоответствием между новыми фактами (данными) и старыми способами их объяснения. | Вопрос, на который дает ответ исследование |
Объект | - процесс (или явление), существующий независимо от исследователя, порождающий проблемную ситуацию и избранный исследователем для изучения. | Какое явление (процесс) рассматривается? |
Предмет | - сторона (свойство, качество) объекта, которая в данном случае интересует исследователя. | С какой позиции (стороны, аспекта) рассматривается объект? Какое свойство (качество) объекта рассматривается? |
Цель | - это конечные научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в ходе проведения исследования. Клише для определения цели: · обосновать...; · разработать...; · исследовать...; · выявить...; · установить...; | Какой результат предполагается получить? |
Задачи (3-5 задач) | - последовательность этапов достижения цели. Клише для постановки задач: · выяснить...; · проанализировать...; · провести...; · рассмотреть...; · найти...; · описать...; · систематизировать… | Что нужно сделать, что бы цель была достигнута? |
|
Пример выполнения домашней работы.
Тема - Альтернативные источники электрической энергии
Актуальность. Без энергии жизнь человечества немыслима. Но все мы привыкли использовать в качестве источников энергии органическое топливо – уголь, газ, нефть. Однако их запасы в природе ограничены. И рано или поздно наступит день, когда они иссякнут. Что же делать? Уже давно найден ответ: надо искать другие источники энергии – альтернативные, нетрадиционные, возобновляемые.
Проблема: Существуют ли альтернативные источники электрической энергии?
Цель исследования – узнать, какие же в наше время существуют основные альтернативные источники электрической энергии и определить насколько они могут использоваться в нашей жизни.
Задачи:
• 1) Изучить альтернативные источники электрической энергии.
|
• 2) Выяснить принцип работы и устройства альтернативных источников электрической энергии, их достоинства и недостатки.
• 3) Определить, какой из источников более эффективен на территории Урала.
Объект исследования: источники электрической энергии
Предмет исследования: альтернативные источники электрической энергии
Методы исследования: теоретические методы – анализ;
эмпирические – сравнение.
Этапы проведения исследования:
1. Сбор информации по проблеме существования альтернативных источников электрической энергии.
2. Изучение видов альтернативных источников электрической энергии.
3. Сравнение и выбор наиболее оптимальных источников для нашей территории.
4. Выводы.
Предполагаемые результаты: в ходе исследования было установлено, что альтернативные источники электрической энергии существуют и используются во многих странах. Для нашего региона наиболее подходят ветровые генераторы.
Тема – Нерешенные задачи математики
Актуальность. В современном обществе стремительно растет потребность в изучении геометрии: увеличивается количество сфер повседневного и профессионального общения.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации, использование новых информационных технологий, значительное расширение международных контактов в различных сферах человеческой деятельности привели к тому, что геометрия стала более востребованной, распространенной и популярной.
Геометрия - наука международная, знать которую необходимо в наше время каждому образованному человеку, каждому хорошему специалисту.
|
Изучая любую математическую науку, очень важно знать особенности и свойства данной сферы, её исторические сведения. Сегодняшние спорные вопросы математики могут также привести к резкому скачку в развитии этой науки.
Проблема исследования: Какие нерешенные задачи математики существуют?
Цель исследования: проанализировать неразрешимые задачи математики и выявить возможность их решения.
Объект исследования: неразрешимые задачи математики.
Предмет исследования: значимость данных задач в математике, взаимосвязь между задачей и появлением новых методов и теорий.
Задачи исследования:
· рассмотреть историю возникновения неразрешимых задач математики;
· познакомиться с различными способами решения этих задач;
· выяснить, почему задача называется неразрешимой (с приведением доказательства).
Методы исследования: теоретические методы – анализ;
эмпирические – решение задач.
Этапы проведения исследования:
1. Сбор информации о неразрешимых задачах математики.
2. Изучение способов решения этих задач.
3. Анализ этих способов на предмет возможности использования.
4. Выводы.
Предполагаемые результаты: в ходе исследования было установлено, что поиск решения неразрешимых задач математики давал возможность для развития науки.