Групповые и/или индивидуальные творческие задания/проекты
По теме: «Разработка модели педагогической работы по развитию образности речи
У детей старшего дошкольного возраста»
Цель – проектирование модели педагогической работы по формированию образности речи у старших дошкольников.
Задачи: определить содержание и методику работы по формированию образности речи у старших дошкольников.
Этапы работы над проектом.
Этап 1. Анализ системного значения слова:
а) выбор лексемы, характеризующейся широким спектром семантических связей;
б) анализ семного состава семем (не менее 2);
в) минимальный компонентный анализ 2-х семем с целью выявления отношений между семемами в многозначном слове, определения интегральных сем, лежащих в основе переноса.
Этап 2. Отбор лексического минимума и текстов, содержащих образные языковые единицы (примеры актуализации эмпирического компонента значения выбранного слова).
Систематизация лексического материала.
Этап 3. Проектирование содержания работы в возрастных группах (старшая, подготовительная) с учетом усложнения содержания, задач, состава речевых умений, способствующих формированию образности речи дошкольников:
Этап 4. Презентация и защита проекта.
Критерии оценкигруппового и/или индивидуального творческого проекта
№ | Критерии | Баллы |
1. | Выбрана лексема, характеризующаяся широким спектром семантических связей (полисемия, синонимия, антонимия) | Критерий 4а |
2. | Выполнен анализ семного состава семем (не менее 2) | 0,5 |
3. | Выполнен минимальный компонентный анализ 2-х семем с целью выявления отношений между семемами в многозначном слове, определения интегральных сем, лежащих в основе переноса значения | 0,5 |
4. | Отобранный языковой материал соответствует критериям: | |
а) парадигматический критерий, который предполагает отбор слов, обладающих широким спектром семантических связей (синонимией, антонимией и др.) | 0,5 | |
5. | б) частотный – требование введения в содержание обучения активно употребляемых конструкций | 0,5 |
6. | в) градуальный критерий, когда новая конструкция вводится и затем изучается с постепенным усложнением форм выражения образных единиц | 0,5 |
7. | Отобранные тексты соответствуют критериям: | |
а) идеографический (тематический) критерий, когда отбирается тематически организованный материал | 0,5 | |
8. | б) дидактический (наличие обучающего и воспитательного потенциала текста и необходимых для обучения языковых фактов и явлений) | 0,5 |
9. | в) сензитивный (соответствие содержания текста и его языкового оформления возрасту детей) | 0,5 |
10. | г) информативный (выполнение текстом познавательной и информационной функции) | 0,5 |
11. | Количество текстов | |
12. | 3-5 – min | |
13. | Более 10 | |
14. | Более 15 | |
15. | Лексический материал систематизирован в зависимости от степени сложности | |
При проектировании содержания работы в возрастных группах (старшая, подготовительная) учтены особенности формирования образности речи у детей в зависимости от уровня: | ||
16. | 1) рецептивно-репродуктивный: | |
- представление об основных способах и средствах достижения выразительности речи | 0,5 | |
17. | - умение чувствовать образные средства и выделять их из контекста | 0,5 |
18. | - представление о роли образных средств в речи (общение со взрослыми и сверстниками, художественное слово) | 0,5 |
19. | - осознание семантики образных единиц языка | 0,5 |
20. | - понимание переносного значения (метафорический, метонимический перенос) | 0,5 |
21. | 2) продуктивный: | |
- умение подобрать эпитет к имени существительному; | 0,5 | |
22. | - умение составить сравнение, связывая сравниваемые объекты с помощью слов «как», «будто», «похож на» (без образца и указания на признак сравнения) | 0,5 |
23. | - умение подобрать образное сравнение (к предмету, объекту природы и др.) | 0,5 |
24. | - умение отгадывать метафорическую загадку | 0,5 |
25. | - умение создавать метафору из сравнительного оборота | 0,5 |
26. | - умение создавать описательную загадку | 0,5 |
27. | - умение создавать метафорическую загадку | 0,5 |
3) коммуникативный: | ||
28. | - умения адекватного употребления образных единиц в процессе построения дошкольниками связных высказываний | 0,5 |
29. | Разработаны методы и приемы развития образности речи у старших дошкольников (не менее 3). Для каждого метода, приема указаны задачи. | |
Примерные методы и приемы. а) беседа (по содержанию прочитанного, в процессе наблюдений за живой природой, в процессе рассматривания произведений искусства и др.) | ||
30. | б) «стилистический эксперимент» | |
31. | в) рассказ педагога | |
32. | г) объяснение значения образного употребления слова | |
33. | д) дидактическая игра | |
34. | е) создание речевых ситуаций | |
35. | ё) моделирование | |
36. | ж) упражнения | |
37. | з) другое | |
38. | Оформление работы (титульный лист, структура проекта, номера страниц, литература) | |
39. | Подбор наглядного материала (предметные картинки, сюжетные картины; репродукции; модели образных единиц и др.) | |
40. | Защита проекта | |
41. | Итого: | 26 баллов |
Составитель ____________________________А.В. Лияскина
|
|
|
Групповые и/или индивидуальные творческие задания/проекты утверждены на заседании кафедры теории и методики дошкольного образования.
Протокол № 5 от «03» декабря 2018 г.
Зав. кафедрой: В.И. Яшина, канд. пед. наук, профессор.
[1]Проект – конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. // ПОЛОЖЕНИЕ формирования фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов. Утверждено приказом ректора МПГУ 12.09.2014 года.