Критерии оценкигруппового и/или индивидуального творческого проекта




Групповые и/или индивидуальные творческие задания/проекты

По теме: «Разработка модели педагогической работы по развитию образности речи

У детей старшего дошкольного возраста»

 

Цель – проектирование модели педагогической работы по формированию образности речи у старших дошкольников.

Задачи: определить содержание и методику работы по формированию образности речи у старших дошкольников.

Этапы работы над проектом.

Этап 1. Анализ системного значения слова:

а) выбор лексемы, характеризующейся широким спектром семантических связей;

б) анализ семного состава семем (не менее 2);

в) минимальный компонентный анализ 2-х семем с целью выявления отношений между семемами в многозначном слове, определения интегральных сем, лежащих в основе переноса.

Этап 2. Отбор лексического минимума и текстов, содержащих образные языковые единицы (примеры актуализации эмпирического компонента значения выбранного слова).

Систематизация лексического материала.

Этап 3. Проектирование содержания работы в возрастных группах (старшая, подготовительная) с учетом усложнения содержания, задач, состава речевых умений, способствующих формированию образности речи дошкольников:

Этап 4. Презентация и защита проекта.

 

Критерии оценкигруппового и/или индивидуального творческого проекта

Критерии Баллы
1. Выбрана лексема, характеризующаяся широким спектром семантических связей (полисемия, синонимия, антонимия) Критерий 4а
2. Выполнен анализ семного состава семем (не менее 2) 0,5
3. Выполнен минимальный компонентный анализ 2-х семем с целью выявления отношений между семемами в многозначном слове, определения интегральных сем, лежащих в основе переноса значения 0,5
4. Отобранный языковой материал соответствует критериям:
а) парадигматический критерий, который предполагает отбор слов, обладающих широким спектром семантических связей (синонимией, антонимией и др.) 0,5
5. б) частотный – требование введения в содержание обучения активно употребляемых конструкций 0,5
6. в) градуальный критерий, когда новая конструкция вводится и затем изучается с постепенным усложнением форм выражения образных единиц 0,5
7. Отобранные тексты соответствуют критериям:
а) идеографический (тематический) критерий, когда отбирается тематически организованный материал 0,5
8. б) дидактический (наличие обучающего и воспитательного потенциала текста и необходимых для обучения языковых фактов и явлений) 0,5
9. в) сензитивный (соответствие содержания текста и его языкового оформления возрасту детей) 0,5
10. г) информативный (выполнение текстом познавательной и информационной функции) 0,5
11. Количество текстов  
12. 3-5 – min  
13. Более 10  
14. Более 15  
15. Лексический материал систематизирован в зависимости от степени сложности  
  При проектировании содержания работы в возрастных группах (старшая, подготовительная) учтены особенности формирования образности речи у детей в зависимости от уровня:
16. 1) рецептивно-репродуктивный:
- представление об основных способах и средствах достижения выразительности речи 0,5
17. - умение чувствовать образные средства и выделять их из контекста 0,5
18. - представление о роли образных средств в речи (общение со взрослыми и сверстниками, художественное слово) 0,5
19. - осознание семантики образных единиц языка 0,5
20. - понимание переносного значения (метафорический, метонимический перенос) 0,5
21. 2) продуктивный:
- умение подобрать эпитет к имени существительному; 0,5
22. - умение составить сравнение, связывая сравниваемые объекты с помощью слов «как», «будто», «похож на» (без образца и указания на признак сравнения) 0,5
23. - умение подобрать образное сравнение (к предмету, объекту природы и др.) 0,5
24. - умение отгадывать метафорическую загадку 0,5
25. - умение создавать метафору из сравнительного оборота 0,5
26. - умение создавать описательную загадку 0,5
27. - умение создавать метафорическую загадку 0,5
  3) коммуникативный:
28. - умения адекватного употребления образных единиц в процессе построения дошкольниками связных высказываний 0,5
29. Разработаны методы и приемы развития образности речи у старших дошкольников (не менее 3). Для каждого метода, приема указаны задачи.  
Примерные методы и приемы. а) беседа (по содержанию прочитанного, в процессе наблюдений за живой природой, в процессе рассматривания произведений искусства и др.)  
30. б) «стилистический эксперимент»  
31. в) рассказ педагога  
32. г) объяснение значения образного употребления слова  
33. д) дидактическая игра  
34. е) создание речевых ситуаций  
35. ё) моделирование  
36. ж) упражнения  
37. з) другое  
38. Оформление работы (титульный лист, структура проекта, номера страниц, литература)  
39. Подбор наглядного материала (предметные картинки, сюжетные картины; репродукции; модели образных единиц и др.)  
40. Защита проекта  
41. Итого: 26 баллов

Составитель ____________________________А.В. Лияскина

Групповые и/или индивидуальные творческие задания/проекты утверждены на заседании кафедры теории и методики дошкольного образования.

Протокол № 5 от «03» декабря 2018 г.

 

Зав. кафедрой: В.И. Яшина, канд. пед. наук, профессор.


[1]Проект – конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. // ПОЛОЖЕНИЕ формирования фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов. Утверждено приказом ректора МПГУ 12.09.2014 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: