Жан-Кристоф (Jean-Christophe. 1904-1912)




Бертольд Брехт

Немецкий писатель Бертольд Брехт (1898-1956) это, возможно, величайший немецкий драматург первой половины двадцатого века. Его работы обычно считают противоположными к его революционной теории и политическим взглядам.

 

Родился Бертольд Брехт 10 февраля 1898 года в Аугсбурге. Сон дельца-католика, Брехт, однако, был воспитан в материнской, протестантской вере. В 1917 году он поступил в Мюнхенский университет, чтобы учиться философии и медицине. В 1918 году он уже работал врачом в военном госпитале в Аугсбурге. Вся жуткость этого опыта только утвердила его ненависть к войне и укрепила симпатию к неудавшейся социалистической революции 1919 года.

 

В 1919 году Брехт возвращается к своей учебе, но вовлекается все больше в написание пьес. Его первой полноформатной пьесой был «Ваал» (Baal, 1922) и «Барабаны в ночи» (Trommeln in der Nacht, 1922). В сентябре 1922 года «Барабаны в ночи» были представлены в Мюнхенском камерном театре, где Брехт служил штатным драматургом.

 

Ранние пьесы Брехта, включая «Джунгли города» (Im Dickicht der Stadte, 1923) являются работами, где он постепенно освобождается для экспресионстическихх веяний авангардного театра того времени, особенно в своем идеализме. Он пародирует и высмеивает сентименты и визуальный оптимизм своих предшественников, но применяет их технические решения. «Ваал» изображает брутализацию всего прекрасного, как это чувствует выпивший бродяга. В «Барабанах в ночи» - драме о вернувшемся солдате, герой отрекается от возможности славной смерти на баррикадах, предпочитая этому любовные отношения с женщиной. «Джунгли города» описывают возможность духовной свободы и протестует против первичности материалистических ценностей. В этих двух пьесах Брехт делает ударение на искусственности театральной среды.

 

В 1924 году Брехт переезжает в Берлин и следующие 2 года трудится в качестве драматурга для немецкого театра Макса Рейнхарда. Его комедия «Человек есть человек» (Mann ist Mann, 1926) изучает социальные условия, которые превращают ирландского упаковщика в пулеметчика, и показывает более интеллектуальный стиль. К 1926 году Брехт занялся серьезным изучением марксизма. Также в это время режиссер Эрвин Пискатор начал учить его техникам экспериментального театра.

 

Брехт сотрудничал с композитором Куртом Вайлем в «Kleine Mahagonny», музыкальной пьесе, написанной для фестиваля в Баден-Бадене 1927 года. Затем они вместе написали «Трехгрошовую оперу» (Die Dreigroschenoper, 1928), которая с триумфом прошла в Берлине 31 августа 1928 года. Это была первая работа, которая сделал Брехта известным.

 

Брехт построил «Трехгрошовую оперу» на переводе «Бедняцкой оперы» английского драматурга Джона Гея, вышедшей в 1728 году. Адаптировав и модернизировав оперу Гея, Брехт оставил основные моменты сюжета, но добавил сатирическую нотку со своей лирикой. aЭто первая работа, где он демонстрирует собственный язык – смешение бытового и уличного, марксистского и псевдо-библейского словаря с остроумие кабаре и лирическим пафосом – все вместе держалось огромной силой пародии. Брехт не скупился в источниках, среди них были и Франсуа Вильон и Редьярд Киплинг, но этот явный плагиат покрыт толстым слоем острой пародии.

 

Брехт написал еще несколько пьес с музыкальным сопровождением при участи Вайля, а также с Полем Хиндемитом. Среди них известными являются «Подъем и падение города Махагони» (Aufstieg und Fall der Stadt Mahagonny, 1929) и «Дидактическая баденская пьеса: о приличии» (Das Badener Lehrstuck vom Einverstandnis, 1929). В «Принятых мерах» (In Die Massnahme, 1930), Брехт публично поддерживает коммунистическую доктрину и неохотно соглашается с необходимостью исключения ошибающихся членов партии. Любовь драматургша к пародии иллюстрируют также «Исключение из правил» (Die Ausnahme und die Regel, 1930) и «Святая Джоанна со скотного двора» (Die heilige Johanna der Schlachthofe, 1932), где девушка из армии спасения страстно желает спасти души чикагских капиталистов.

 

С 1933 по 1948 год Брехт находился в изгнании, сначала в Скандинавии, потом в СССР, а после 1941 года – В Америке. В 1933 году его книги были среди издании, сожженных в Берлине. Он продолжил писать в отъезде и в 1936 году закончил «Круглоголовых и остроголовых» (Die Rundkopfe und die Spitzkopfe) и «Страх и нищенство третьего рейха» (Furcht und Elend des Dritten Reiches), которые в прямом смысле критиковали гитлеровский режим.

 

В 1939 году «Жизни Галилея» (Leben des Galilei) открыла целый ряд великих пьес Брехта, за ней последовали «Мамаша Кураж» (Mutter Courage, 1939), «Добрый человек из Сезуана» (Der gute Mensch von Sezuan, 1941) и «Кавказский меловой круг» (Der kaukasische Kreidekreis, 1943). Другими важными работами этого периода являются «Господин Пунтила и его слуга Матти» (Herr Puntila und sein Knecht Matt, 1941) и «Карьера Артуро Уи, которого могло не быть» (Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui, 1941).

 

Эти пьесы демонстрируют силу и глубину Брехта, как драматурга и его высокую степень независимости, и даже опережения теоретических принципов. «Мамаша Кураж» это серия сцен из жизни во времена тридцатилетней войны, которую обычно подвергают кривотолкам из-за ошеломляющего портрета главного героя, к которому обращены симпатии зрителя. Но главной задачей Брехта является показать губительную тягу Мамаши Кураж сотрудничать с режимом, что приведет к погибели ее семью.

 

Эрнест Хемингуэй (Hemingway, Ernest, 1899-1961) – романист и путешественник. Родился в Оук-парке, штат Иллинойс, США. Хемингуэй оказал влияние на целое поколение американских писателей и, возможно, два поколения американцев со своим ленивым стилем в прозе и этикой настоящего мужчины. Будучи бунтарем, он шел против благовоспитанной деспотической матери и сурового отца, работающего врачом, он объявил себя свободной душой, непривязанной ни к одной стране и не имеющего иного кредо, кроме храбрости. После краткого пребывания на работе в «Kansas City Star», он записался добровольцем в корпус Красного креста в 1918 году. На итальянском фронте он был серьезно ранен уже через несколько недель работы. После выздоровления, он перенес свою деятельность в Париж, где он писал, в качестве репортера для «Toronto Star» и знакомился со множеством писателей, среди которых, например, была и Гертруда Штейн. Он начал писать короткие истории, место действия которых обычно было в северном Мичигане, где он проводил лето в детские годы.

 

Его первый роман «И восходит солнце (Фиеста)» (The Sun Also Rises, 1926) принес Хемингуэю международное признание. Бессюжетный рассказ о репатриантах, потерявших свои радужные иллюзии, в Париже, которые убивают время за питьем, скандалами и любовными историями, он стал библией для тех, кого Гертруда Штейн окрестила: «потерянное поколение». Хемингуэй продолжил свою книгу еще более сильным рассказом «Прощай, оружие!» (A Farewell to Arms, 1929), основу которого составили реальные события, пережитые автором в Италии. Он также стал появляться как публичная личность, будучи спортсменом и путешественником, что сыграло очень важную роль в его литературной карьере. Он охотился на американском Западе и в Африке, рыбачил на Гольфстриме у берегов Кубы, и писал эссе о бое быков «Смерть в полдень» (Death in the Afternoon, 1932). Невзирая на то, что он объявлял себя аполитичным, Хемингуэй обратился к поддержке лоялистской стороны во время испанской гражданской войны. Он осветил эти события в своей переписке и описал этот опыт в другом своем романе «По ком звонит колокол?» (For Whom the Bell Tolls, 1940).

 

Невзирая на то, что Хемингуэй оставался публичной личностью, его литературная карьера устремилась вниз, частично из-за злоупотребления алкоголем. Просвет в его писательской деятельности наблюдается с романом «Старик и море» (The Old Man and the Sea) в 1952 году. Притча о героическом кубинском рыбаке, эта книге получила Пулитцеровскую премию, а также представила Хемингуэя к нобелевской премии в области литературы, которую он получил в 1954 году. После этого он углубился в депрессии и болезни, в один прекрасный день, застрелившись из своего любимого ружья. Несколько работ, напечатанных посмертно, немного добавили к его славе. Однако его мемуары о двадцатых годах в Париже, «Праздник, который всегда с тобой» (A Moveable Feast, 1964), полны наблюдений и детальных описаний, включая агрессинвые нападки собратьев по перу.

 

Война была коньком Хемингуэя. Невзирая на то, что он пострадал от ее славы, он остался гордым и очарованным ее брутальностью и насилием – тем образом, которым она бросала вызов мужчине и традиционным человеческим ценностям. Странно, но он не мог писать художественную литературу, повествующую об удачах во Второй мировой войне, которую он тоже застал, в роли корреспондента. Лучше всего талант Хемингуэя проявился в изображении человека, стоически обороняющегося, но проигрывающего с изяществом и храбростью. Победоносная война оставила его сбитым столку как художника слова. Его попытка создать философию вне его любви к насилию и опасности была провальной. Но его незабываемый стиль в прозе, который концентрирует в себе силу его лучших рассказов и романов, ставит его не только в один ряд с вершинными американскими писателями, но и в качестве равного классикам мирового масштаба.

 

 

Французский романист, эссеист и драматург Альбер Камю (Albert Camus, 1913-1960) был озабочен философскими проблемами значения жизни и человеческого поиска ценности в мире без Бога. Его работы отличаются умерренностью и толерантностью.

 

С Альбером Камю можно провести параллель с двумя более поздними французскими писателями: Андрэ Малруа и Жан-Полем Сартром, как авторами, кардинально отходящими от буржуазной новеллы. Как и они, он меньше интересовался психологическими анализом. Камю разработал концепцию абсурда, которая и стала основной темой большинства его ранних работ: абсурд это нечто между человеческим желанием и миром счастья, управляемым справедливостью и порядком, мир, который он может понять сугубо рационально. С другой стороны, настоящий мир хаотичен и иррационален, он становится причиной страданий и бессмыссленных смертей. Вторая ступень мысли Камю, проистекающая из первой, гласит о том, что человек не должен просто принять абсурдную вселенную, но ему следует против нее бороться.

 

Камю родился 7 ноября 1913 года, в Мондови, Алжире, который тогда был частью Франции. Учится он начал только благодаря помощи окружающих, поскольку его детские годы прошли в нищете. Он оказался прекрасным студентом философии, который так же интересовался спортом и драматургией. Еще будучи студентом он основал театр, которым управлял и в котором играл в пьесах. В 1938 году он стал журналистов. Первыми его опубликованными работами были сборники эссе о смысле жизни и радостях бытия: «L'Envers et l'endroit» (1937; «Изнанка и лицо») и Noces (1938; «Брачный пир»).

 

С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года Камю признали негодным к военной службе. В последующие годы он переехал в Париж, где завершил свой первый роман «L'Etranger» («Посторонний»), который был опубликован в 1942. Тема романа нашла воплощение в клерке Мерсо, который является рассказчиком и главным героем. Мерсо является посторонним во всех проявлениях человеческого мира. Вся ситуация символизирует абсурдную природу жизни, который подчеркивается абсолютно простым и бесцветным стилем изложения.

 

Во время немецкой оккупации Камю не смог найти работу во Франции и в 1941 году вернулся в Алжир, где закончил свою следующую книгу «Le Mythe de Sisyphe» («Миф о Сифизе»), опубликованную в 1942 году. Это философское эссе о природе абсурда, воплощенного в мифическом персонаже Сизифа, обреченного вечно катить тяжелый камень на скалу только для того, чтобы он вновь скатился вниз. Сизиф становится символом человечества, и его постоянные труды облекаются в трагическое величия.

 

В 1942 Камю возвращается во Францию и присоединяется к группе сопротивления. Он становится подпольным журналистом и пребывает в этом статусе до 1944 года, когда становится редактором сопротивленческой газеты «Combat». В это время ставятся две его первых пьесы: «Le Malentendu» («Недоразумение») в 1944 и «Caligula» («Калигула») в 1945. Снова его основной темой становится бессмысленность жизни и предрешенность смерти. Еще две пьесы – «L'Etat de siege» («Осадное положение») и «Les Justes» («Праведные»), появились в 1948 и 1950, после чего Камю адаптировал для постановки еще семь своих пьес.

 

В 1947 году Камю написал свой второй роман – «La Peste» («Чума»). Здесь, описывая выдуманную эпидемию бубонной чумы в алжирском городе Оран, он снова рассуждает над темой абсурд, представленную бессмысленностью жизни ввиду страданий и смерти от чумы. Но, с другой стороны, здесь сильно проработана тема сопротивления. Человек не может страдать пассивно. Его герой – доктор Рье объясняет идеал честности: хранить свою целостность, сражаясь против эпидемии изо всех сил, даже если это не принесет успеха. На одном уровне роман можно понять как художественную подачу немецкой оккупации Франции, но в более широком смысле это символический призыв к борьбе со злом и страданиями.

 

Следующей важной книгой Камю стала «L'Homme revolte» (1951, «Бунтующий человек»). Это эссе посвящено политическим и философским проблемам. В этой книге автор говорит о том, что человек не должен терпеть абсурдность мира, но в то же время делает четкое разграничение между борьбой и революцией. Революция, с его точки зрения, служит для того, чтобы разрушать. Камю же призывает к борьбе – более индивидуальной форме протеста. Для Камю цель никогда не оправдывает средства. «Бунтующий человек» стал предметом размолвки Камю и Сартра, который в то время придерживался идеи необходимости коммунистов.

 

В начале пятидесятых годов Камю вернулся к своей страсти к театру и до 1956 года не опубликовал больше ни одной книги. После долгого перерыва появилась «La Chute» («Падение»). Роман состоит из монолога бывшего юриста Клеменса, который сидит на берегу моря в Амстердаме и иронически комментирует жизнь. Его моральный кризис начинается тогда, когда он не смог спасти женщину, покончившую жизнь самоубийством, спрыгнув с моста в Париже, после чего он оставил карьеру и уехал в Амстердам. Это падение и заставляет видеть жизнь в сатирических пессимистичных тонах.

 

В 1957 году Камю получает Нобелевскую премию по литературе. Тогда же он публикует сборник коротких рассказов «L'Exil et le royaume» («Изгнание и царство»). Он погружается в работу над четвертым романом и занимается театром в Париже, когда в 1960 году погибает в результате автомобильной аварии. Уже после смерти выпускается несколько томов «Carnets» («Записки»).

 

Ричард Олдингтон

Ричард Олдингтон (1892-1962)-поэт, новеллист, романист, биограф, переводчик, литературовед, критик, выразитель настроений «потерянного поколения», духовного смятения, вызванного войной.

 

Автор романов «Смерть героя», «Сущий рай», «Все люди враги», а также беллетризированных биографий Бальзака, А. Веллингтона, Д. Г. Лоуренса. Из-за травли буржуазной печати он покинул родину и многие годы жил за ее пределами (Западная Европа, Северная Африка, США). Скончался в маленькой деревушке па юге Франции.

 

Характер душевного перелома, происшедший в писателе, и последующие его искания в значительной мере определеныыыыо ранними годами. Он вспоминал, что ему в детстве «посчастливилось жить в деревне», «на лоне сельской природы-действительность с ее грубыми истинами пролегли где-то в стороне». Некоторое время Олдингтон учился в Лондонском университете, однако из-за недостатка средств получить высшее образование ему не удалось. Колледж, в котором он учился, по его воспоминаниям, «несмотря на свои достоинства, был полон филистерства». Олдингтон питал отвращение к чиновничьей службе и «паразитам коммерции» и уже накануне войны предпочел литературную деятельность.

 

Р. Олдингтон начал свой творческий путь как поэт-имажист. «Имажисты первыми в английской поэзии заговорили о разобщенности, взаимонепонимании, об опустошенности своих современников». Олдингтон любил и хорошо знал античную литературу. Как отмечал Г. В. Аникин, «эллинизм Ричарда Олдингтона был важным средством в исследовании трагических коллизий современности с позиций гуманистического идеала». От имажизма Олдингтон шел к реализму. «Своеобразие олдингтоновского подхода к войне и особое место поэта в «окопной поэзии» было связано с тем, что он отказывался видеть в солдате винтик военного механизма. Сильные потрясения, испытанные Олдингтоном на войне, преломились в сборнике стихов «Образы войны» (1919), в романе «Смерть героя» (1929), косвенно и в других его произведениях. В одном из своих писем он писал о значении пережитого в годы войны: «Я приобрел широту взгляда и способность общаться с широкой массой. Я описал честно, что видел и чувствовал. Здесь нет ни капли лжи, ни тени позерства».

 

«Как бы я хотел писать, как Анатоль Франс»,-заметил однажды Олдингтон уже в поздние свои годы.ыИхыыныырыыныы сыоыстыы ыроыылыется в «сочетании грусти и сарказма, брызжущего жизнелюбия и стоической выдержки: органической причастности к традициям прошлого», не только в знаниях, но и в чувстве культурного наследия, в поиске особой духовной самостоятельности, острой реакции на современность. Р. Олдингтон своеобразно продолжил традиции национального сатирического романа. В его книге чувствуется влияние Гарди, Батлера, Стерна, Мередита.

 

В социально-психологическом романе «Смерть героя» рассказано о трагедии молодого поколения, раздавленного войной. Писатель так понимал значение своего романа: «...эта книга, в сущности,-надгробный плач, слабая попытка создать памятник поколению, которое на многое надеялось, честно боролось и глубоко страдало».

 

Р. Олдингтон писал о том, что хорошо знал: «о циничных дельцах от коммерции, политики и литературы, тупоголовых военных, паразитирующих интеллигентах, пошлых обывателях, «эмансипированных» женщинах, прожигателях жизни».

 

В заглавии романа нельзя не почувствовать симпатии автора к главному персонажу и вместе с тем иронию, обращенную против войны, шовинизма, ура-патриотических девизов. Но ирония задевает и то, что дорого сердцу автора.

 

«Смерть героя»-роман-биография Джорджа Уинтерборна. Писатель подробно повествует о его жизни, стремясь найти и объяснить те причины, которые впоследствии приведут его героя к трагическому исходу.

 

Его отец - мистер Уинтерборн - безвольный сентиментальный эгоист, отличавшийся «особым даром портить жизнь людям». Миссис Уинтерборн, тщеславная и циничная, испытывала отвращение ко всему, что хотя бы отдаленно напоминало об умственном напряжении.

 

С глубоким возмущением писал Олдингтон о духе военщины и милитаризма, ходячих девизах, их подкрепляющих, политических и литературных авторитетах, их поддерживавших, о системе воспитания, калечившей Джорджа и его поколение.

 

Джордж Уинтерборн, художник и литератор до войны, ушел на фронт добровольно, он не хотел отделять своей судьбы от судьбы простых людей на передовой. Он испытал на фронте тяготы солдатской жизни: был сапером, вестовым, видел бессмысленную гибель солдат, пережил тяжелые бои, обстрел фосгенными снарядами, чудом остался жив. Проучившись в офицерской школе, он вернулся на строит командиром роты. Он должен был взять на себя ответственность за сто с лишним человек, причем все они - просто испуганные мальчики, которые в жизни своей не видали никаких окопов, кроме учебных, и не слыхали, как разрывается снаряд. Он вернулся туда же, откуда его послали в офицерскую школу, попал под команду батальонного командира-солдафона, вечно к нему придиравшегося. «Бессонница, неотвязная тревога, потрясения, лихорадка, которая возобновилась, едва он вернулся на фронт, физическое истощение, вечно подавляемый страх-все это привело его на грань безумия, и лишь гордость и привычка владеть собой еще помогали ему держаться». Но «тянулись дни, недели, месяцы. Уинтерборн жил, точно в бреду, что бы он ни увидел, что бы ни услышал, в мозгу отдавалось одно: смерть, смерть, смерть». Капитан Джордж Уинтерборн не выдержал. На рассвете 4 ноября 1918 года за неделю до перемирия «словно что-то сломалось в мозгу Уинтерборна. Он почувствовал, что сходит с ума и вскочил. Пулеметная очередь стальным бичом яростно хлестнула его по груди. Вселенная взорвалась и все поглотила мгла». Писатель называл его смерть самоубийством.

 

Олдингтон определил свой роман как «роман-джаз». Ему присуща «порывистая экспрессия», возникающая «на основе резкого сочетания контрастов, их быстрой смены и переходов: контрастных форм выражения-страстной публицистики и сдержанного описания, обличительной патетики и язвительной иронии; контрастных настроений - меланхолического, восторженного, полного отчаяния; импульсивного членения текста и т. д.». Особая роль в романе отведена много видевшему в жизни повествователю.

 

Литература "потерянного поколения" сложилась в европейских и американской литературах в течение десятилетия после окончания первой мировой войны. Зафиксировал ее появление 1929 год, когда были изданы три романа: "Смерть героя" англичанина Олдингтона, "На Западном фронте без перемен" немца Ремарка и "Прощай, оружие!" американца Хемингуэя. В литературе определилось потерянное поколение, названное так с легкой руки Хемингуэя, поставившего эпиграфом к своему первому роману "Фиеста. И восходит солнце" (1926) слова жившей в Париже американки Гертруды Стайн "Все вы - потерянное поколение". Сказанные в одном конкретном случае, безотносительно к искусству, эти слова оказались точным определением общего ощущения утраты и тоски, которые принесли с собой авторы названных книг, прошедшие через войну. В их романах и повестях было столько отчаяния и боли, что их определяли как скорбный плач по убитым на войне, даже если герои книг и спаслись от пуль. Это реквием, по целому поколению, не состоявшемуся из-за войны, на которой рассыпались, словно бутафорские замки, идеалы и ценности, которым учили с детства. Война обнажила ложь многих привычных догм и государственных институтов, таких, как семья и школа, вывернула наизнанку фальшивые моральные ценности и ввергла рано состарившихся юношей в бездну безверия и одиночества.

 

Герои книг писателей "потерянного поколения", как правило, совсем юные, можно сказать, со школьной скамьи и принадлежат к интеллигенции. Для них путь Барбюса и его "ясность" представляются недостижимыми. Они - индивидуалисты и надеются, как герои Хемингуэя, лишь на себя, на свою волю, а если и способны на решительный общественный поступок, то сепаратно заключая "договор с войной" и дезертируя (лейтенант Генри). Герои Ремарка находят утешение в дружбе и любви, не отказываясь от кальвадоса. Это их своеобразная форма защиты от мира, принимающего войну как способ решения политических конфликтов и подчиняющего культу милитаристской пропаганды всю систему идеологического и нравственного воспитания молодежи. Героям литературы "потерянного поколения" недоступно единение с народом, государством, классом, как это наблюдалось у Барбюса. "Потерянное поколение" противопоставило обманувшему их миру горькую иронию, ярость, бескомпромиссную и всеохватную критику устоев фальшивой цивилизации, что и определило место этой литературы в реализме, несмотря на пессимизм, общий у нее с литературой модернизма.

И еще!

Потерянное поколение (фр. Génération perdue, англ. Lost Generation) — литературное течение, возникшее в период между двумя войнами (Первой и Второй мировой). Это течение объединяло таких писателей, как Джеймс Джойс, Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эзра Паунд, Джон Дос Пассос, Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Потерянное поколение — это молодые люди, призванные на фронт в возрасте 18 лет, часто ещё не окончившие школу, рано начавшие убивать. После войны такие люди часто не могли адаптироваться к мирной жизни, многие кончали с собой, некоторые сходили с ума

[править]

История возникновения термина

 

Термин приписывают Гертруде Стайн. Впоследствии стал известен благодаря упоминанию в романе Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой»:

Когда мы вернулись из Канады и поселились на улице Нотр-Дам-де-Шан, а мисс Стайн и я были ещё добрыми друзьями, она и произнесла свою фразу о потерянном поколении. У старого «форда» модели «Т», на котором в те годы ездила мисс Стайн, что-то случилось с зажиганием, и молодой механик, который пробыл на фронте последний год войны и теперь работал в гараже, не сумел его исправить, а может быть, просто не захотел чинить её «форд» вне очереди. Как бы там ни было, он оказался недостаточно sérieux, и после жалобы мисс Стайн хозяин сделал ему строгий выговор. Хозяин сказал ему: «Все вы — génération perdue!»

 

— Вот кто вы такие! И все вы такие! — сказала мисс Стайн. — Вся молодёжь, побывавшая на войне. Вы — потерянное поколение.

 

— Эрнест Хемингуэй. Праздник, который всегда с тобой

 

Так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, за которую они воевали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Также их называют «неучтенными жертвами войны.» Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормальной жизнью. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и не достойным внимания.

 

В 1930-31 Ремарк пишет роман - "Возвращение" ("Der Weg zurück"), в котором рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой молодых солдат, которые уже не могут жить нормально - и остро ощущая всю бессмысленность, жестокость, грязь жизни все-таки пытаются как-то жить. Эпиграфом к роману стали строки:

Солдаты, возвращенные отчизне,

 

Хотят найти дорогу к новой жизни.

 

— Эрих Мария Ремарк. Возвращение

 

А в своем замечательном романе «Три товарища» он предрекает печальную судьбу потерянному поколению. Ремарк мастерски описывает положение, в котором оказались эти люди. Возвратившись, многие из них нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряло своих родных и друзей. В послевоенной Германии царит разруха, бедность, безработица, нестабильность, нервозная атмосфера. Ремарк так же дает и характеристику самим представителям «потерянного поколения.» Это люди жесткие, решительные, признающие только конкретную помощь, ироничные с женщинами. Чувственность у них стоит впереди чувств.

 

Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе с 1905 по 1920-е гг. Экспрессиониз возник как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения) и стал выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера экспрессинизма совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях экспрессионизма одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин экспрессионизм впервые употребил в печати в 1911 Вальден - основатель экспрессионистского журнала "Штурм" ("Der Sturm").

«Экспрессионизм как одно из наиболее влиятельных художественных движений XX века формировался преимущественно на немецкой и австрийской почве. Возникнув в изобразительном искусстве (группы „Мост“, 1905; „Синий всадник“, 1912), он обрел свое имя лишь в 1911 году по названию группы французских художников, появившихся на выставке берлинского Сецессиона. Тогда же понятие „экспрессионизм“ распространилось на литературу, кино и смежные области творчества в качестве обозначения системы, в которой в противовес натурализму и эстетизму утверждается идея прямого эмоционального воздействия, подчеркнутой субъективности творческого акта, повышенной аффектации, сгущения мотивов боли, крика, и, таким образом, принцип выражения преобладает над изображением».[1]

Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии, хотя определенное влияние это направление имело и в других европейских странах: Польше, Чехословакии и др.

 

В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914—1924 годы. При этом предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»).

Многие драматурги, в числе которых были немцы Георг Кайзер и Эрнст Толлер (1893–1939), чех Карел Чапек и американец Элмер Райс, писали экспрессионистические пьесы, в которых выражался протест против дегуманизации современного индустриального общества. Например, в драме Чапека R.U.R. (1920) группа механических людей, названная им роботами, убивает своих хозяев – людей. Однако не все экспрессионистические пьесы о пороках механизированного общества. Например, в пьесе Юджина О"Нила Император Джонс (1920) декорации, освещение и непрекращающийся звук тамтамов используются для выражения психологического состояния главного героя.

Дадаи́зм, или дада — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Существовало с 1916 по 1922 г[1].

 

Дадаизм наиболее ярко[источник не указан 246 дней] выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях (корни современных граффити), псевдочертежах, не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.

Дадаизм возник как реакция на последствия Первой мировой войны, жестокость которой, по мнению дадаистов, подчеркнула бессмысленность существования. Рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов. Исходя из этого, дадаисты (в частности, А. Бретон) считали, что современную европейскую культуру необходимо уничтожить через разложение искусства (в частности, художественного слова и языка).

Главной идеей дадаизма было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики. Дадаисты провозглашали: «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего»[3].

Основными принципами[источник не указан 246 дней] дада были иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Считается[источник не указан 246 дней], что дадаизм явился предшественником сюрреализма, во многом определившим его идеологию и методы.

Главным образом дадаизм представлен в литературе[источник не указан 246 дней], но также получил некоторое отражение в кинематографе.

Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием иллюзий и неожиданное сочетаний форм (иногда абсолютно несочетаемых).

Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Подзаголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

 

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода а также иррациональность.

 

Герман Гессе, нобелевский лауреат 1946 года, — один из самых читаемых авторов XX века. Все свое творчество он называл «затянувшейся попыткой рассказать историю своего духовного развития», «биографией души». Одна из основных тем творчества писателя — судьба художника во враждебном ему обществе, место подлинного искусства в мире.

 

Гессе был вторым ребенком в семье немецкого священника-миссионера. Детство он провел в обществе трех родных сестер и двух двоюродных братьев. Религиозное воспитание и наследственность оказали глубокое влияние на формирование мировоззрения Гессе. И тем не менее он не пошел по теологической стезе. После побега из духовной семинарии в Маулбронне (1892), неоднократных нервных кризисов, попытки самоубийства и пребывания в лечебницах он краткое время работал механиком, а затем торговал книгами.

 

В 1899 году Гессе выпустил свой первый — никем не замеченный — сборник стихов «Романтические песни» и написал большое число рецензий. В конце своего первого базельского года он опубликовал «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера» — произведение в духе исповеди. Это был первый случай, когда Гессе говорил от лица вымышленного издателя — прием, который он в дальнейшем активно использовал и развивал. В своем неоромантическом романе воспитания «Петер Каменцинд» (1904) Гессе вывел типаж своих будущих книг — ищущего аутсайдера. Это история духовного формирования юноши из швейцарской деревни, который, увлекшись романтическими мечтами, отправляется в странствия, но не находит воплощения своих идеалов.

 

Разочаровавшись в большом свете, он возвращается в родную деревню к простой жизни и природе. Пройдя через горькие и трагические разочарования, Петер приходит к утверждению естественности и человечности как непреходящих жизненных ценностей.

 

В тот же год — год своего первого профессионального успеха — Гессе, теперь целиком посвятивший себя литературному творчеству, женился на швейцарке Марии Бернулли. Молодая семья переехала в Гайнхофен, отдаленное местечко на Бодензее. Последовавший период оказался весьма плодотворным. В основном Гессе писал повести и рассказы с элементом автобиографизма. Так, роман «Под колесами» (1906) во многом основан на материале школьных лет Гессе: чувствительный и тонкий школьник погибает от столкновения с миром и косной педагогикой.

 

Во время первой мировой войны, которую Гессе охарактеризовал как «кровавую бессмыслицу», он работал в немецкой службе по делам военнопленных. Писатель пережил тяжелый кризис, который по времени совпал с расставанием с психически больной женой (развод в 1918 году). После длительного курса терапии Гессе в 1917 году завершил роман «Демиан», вышедший под псевдонимом «Эмиль Синклер», — документ самоанализа и дальнейшего внутреннего освобождения писателя. В 1918 году была написана повесть «Последнее лето Клингзора». В 1920 году вышла «Сиддхартха. Индийская поэма», в центре которой стоят основополагающие вопросы религии и признания необходимости гуманизма и любви. В 1924 году Гессе стал гражданином Швейцарии. После женитьбы на швейцарской певице Рут Венгер (1924; развод в 1927 году) и курса психотерапии вышел в свет роман «Степной волк» (1927), ставший своего рода бестселлером.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: