РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК
ТИПОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
И РАЗМЕРНЫХ ЦЕПЕЙ
Методические указания к курсовой работе
По дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация
Раздел «Взаимозаменяемость, допуски и посадки»
Для студентов очного и заочного обучения
по направлениям подготовки дипломированного специалиста
Полесск
Методические указания составили:
кандидат технических наук, доцент А.Д. Мамаев;
доцент И.В. Цыплакова; ст. преподаватель А.П. Драгун
Рецензент: кандидат технических наук, доцент П.И. Сафронов
Методические указания к курсовой работе являются основной составной частью учебно-методического комплекса по дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация – раздел «Взаимозаменяемость, допуски и посадки», предназначены для специальностей 110301.65, 110303.65, 190601.65, 190603.65, рассмотрены и рекомендованы к изданию:
методической комиссией инженерно-технологического факультета, протокол № 1 от 16 октября 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………… | |
Краткие общие методические указания ……………………………………. | |
1. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений. Выбор | |
универсальных измерительных средств……………………………………... | |
2. Расчет посадок с натягом………………………………………………….. | |
3. Допуски и посадки подшипников качения. ……………………………… | |
4. Допуски и посадки шпоночных соединений.…………………………… | |
5. Допуски и посадки шлицевых соединений.……………………………… | |
6. Расчет размерных цепей. ………………....................................................... | |
Список литературы………………………………………………………... | |
Приложение А: Варианты заданий курсовой работы ………………….. | |
Приложение Б: Подшипники шариковые радиальные однорядные…... | |
Приложение В: Чертежи для выполнения курсовой работы………… |
|
Введение
Качество выпускаемых машин и агрегатов, а также оптимальные условия их производства и ремонта в значительной мере зависят от уровня стандартизации и взаимозаменяемости, используемых в конструкции деталей и узлов, а также правильного выбора и соблюдение допусков и посадок при их проектировании и изготовлении.
В свою очередь соблюдение заданных допусков и посадок возможно при использовании соответствующих измерительных инструментов и приборов для контроля размеров при изготовлении деталей и сборке узлов.
В процессе изучения курса «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения» студент должен ознакомиться с общими принципами взаимозаменяемости и стандартизации, системой допусков и посадок, а также с методами и средствами измерения для достижения точности размеров деталей.
Практические занятия и лабораторные работы позволяют студенту закрепить теоретические знания, полученные на лекциях, научиться самостоятельно назначить допуски и посадки, правильно выбрать контрольно-измерительные инструменты и уметь ими пользоваться, а также научиться пользоваться стандартами и справочной литературой.
Выполнение курсовой работы является завершающим этапом обучения по данному курсу и допуском к сдаче экзамена.
Краткие общие методические указания
|
Курсовая работа включает выполнение задач по 6-ти темам.
1. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений.
2. Расчет посадки с натягом гладких цилиндрических соединений.
3. Допуски и посадки подшипников качения.
4. Допуски и посадки шпоночных соединений.
5. Допуски и посадки шлицевых соединений.
6. Расчет размерных цепей.
К каждой теме указан перечень задач, которые необходимо решить, приведены основные положения для их решения и рассмотрен пример. Исходные данные для каждого варианта курсовой работы приведены в приложении.
Номер варианта соответствует двум последним цифрам учебного шифра студента, но может быть изменен по усмотрению преподавателя. Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки в объеме 18-20 страниц формата А4, включая текстовую и графическую части.
Схемы и чертежи выполняются на таких же листах, что и текст с соблюдением ЕСКД. Текст располагается на одной стороне листа с соблюдением ниже перечисленных требований. Ширина полей: сверху и снизу – не менее 20 мм; слева – 25 мм; справа – 10 мм.
В тексте методических указаний в квадратных скобках приводятся ссылки на литературу. Например, при выборе посадки с натягом при рассчитанном натяге [ N max ] и [ N min ] в методических указаниях приведена ссылка [3, с.153]. Номер в ссылке соответствует номеру списка литературы к методическим указаниям.
Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений.
Выбор универсальных измерительных средств
Методические указания
При решении задачи необходимо руководствоваться заданием, указанным в таблице А1 (таблица 1 приложения А «Варианты заданий курсовой работы»). Согласно индивидуальному варианту требуется выполнить следующие работы.
|
1. По заданным номинальному размеру посадки и значениям отклонений размеров вала и отверстия необходимо определить предельные значения размеров, допуски размеров, минимальный и максимальный зазор или натяг в соединении.
2. Установить квалитет и посадку, а также систему, в которой она выполнена.
3. Пользуясь справочной литературой, установить соответствующую шероховатость поверхностей и рекомендуемый способ механической обработки.
4. Начертить схему расположения полей допусков соединения и эскизы отдельных деталей (втулки и вала) с обозначением размеров, допусков и шероховатости поверхностей.
К п.1. При решении вопросов, указанных в этом пункте, необходимо исходить из номинального размера соединения и предельных отклонений отверстия и вала, соответствующих заданному варианту. Пользуясь [3, 8] находят условные обозначения полей допусков, соответствующие заданным предельным размерам деталей в цифровом выражении.
К п.2. Основание системы, номер квалитета и наименование посадки устанавливаются, исходя из номинального размера соединения и предельных отклонений размеров деталей в цифровом выражении [3, 8, 9]. Стандартами установлены две системы посадок: система отверстия и система вала. В автотракторной промышленности система отверстия находит более широкое распространение, чем система вала, главным образом, вследствие применения меньшего количества режущего инструмента и контрольно-измерительных средств.
Система вала применяется в конструкциях машин, в которых валы изготавливают из пруткового материала без или с механической обработкой посадочных мест, а также при разных посадках нескольких деталей на вал; при соединении стандартных деталей и узлов, выполненных по системе вала (например, наружного диаметра наружного кольца подшипника).
Установление наивыгоднейшего квалитета имеет большое практическое значение, так как от этого зависит надежность, долговечность и стоимость машин. При установлении квалитета следует учитывать особенности конструкции и технологии изготовления деталей и особенно завершающих операций; допускаемые отклонения размеров; допуски формы и расположения поверхностей детали; условия контроля и др.
5-й квалитет при производстве деталей тракторов и грузовых автомобилей обычно не применяется.
6-й квалитет является основным. По 6 квалитету обрабатывают шейки коленчатых и распределительных валов, посадочные места под подшипники качения и др.
По 7 и 8 квалитетам изготовляют ответственные узлы сельскохозяйст-венных машин, посадочные отверстия деталей тракторов и т.д.
8, 9 и 10 квалитеты применяются при изготовлении менее точных деталей тракторов, сельскохозяйственных и других машин.
Выбор посадок. Посадки выбирают, исходя из конструктивных и эксплуатационных условий, от передаваемых крутящих моментов, герметичности, центрирования, обеспечения относительной подвижности или неподвижности деталей, а также на основании предварительного расчета; по аналогии с ранее проверенными практикой подобными соединениями [3].
К п.З. Шероховатость сопрягаемых поверхностей устанавливается на основании заданного номинального размера детали, квалитета (величины допуска) и посадки, пользуясь справочником [3].
После установления квалитета и значений шероховатости поверхностей назначают экономические виды окончательных механических обработок деталей, пользуясь справочником [3].
К п.4. Эскизы деталей исоединения приводятся в произвольном масштабе. По [3] предельные отклонения указываются на чертежах непосредственно после номинального размера условными (буквенными) обозначениями, числовыми значениями и смешанным способом.
Поля допусков деталей изображаются в виде прямоугольников, ширина которых берется приблизительно равной 25мм и длина – 40 мм.
Все предельные отклонения с соответствующими знаками (+ или -) на схемах проставляются в микрометрах (мкм) против границ полей допусков.
Пример. Определить предельные отклонения, допуски, зазоры и натяги, допуск посадки, обозначить посадку и предельные размеры на чертежах, построить схему расположения полей допусков деталей цилиндрического соединения.
Заданы предельные размеры деталей:
а) отверстие (D) - ;
б) вал (d) - .
Решение. Номинальный размер соединения dн.с.= 28 мм.
Предельные отклонения отверстия:
- верхнее отклонение ЕS = +0,053 мм;
- нижнее отклонение EI = + 0,020 мм.
Предельные отклонения вала:
- верхнее отклонение es = 0;
- нижнее отклонение е i = – 0,021мм.
Предельные размеры отверстия:
- наибольший - Dmax = Dн + ЕS = 28,000 + 0,053 = 28,053 мм;
- наименьший - Dmin = Dн + EI = 28,000 + 0,020 = 28,020 мм.
Предельные размеры вала:
- наибольший- dmax = dн + es = 28,000+0=28,000 мм;
- наименьший - dmin = dн + е i = 28,000+(-0,021)=27,979 мм.
Допуски размеров:
- отверстия - ТD = Dmax - Dmin = 28,053-28,020=0,033 мм
- вала - Тd = dmax - dmin = 28,000 -27,979=0,021 мм.
Зазоры:
- наибольший зазор - Smax = Dmax - dmin = 28,053 – 27,979 = 0074 мм.
- наименьший зазор - Smin = Dmin - dmax = 28,020-28,000=0,020 мм.
В данной посадке имеются зазоры, значит, она относится к группе посадок с зазором.
Допуск посадки: Ts = Smax - Smin = 0,074 - 0,020 = 0,054 мм.
Строим схему расположения полей допусков деталей. На схеме расположения полей допусков деталей дано наглядное представление о возможном образовании зазоров (рис.1.1).
По таблицам [3] устанавливаем, что предельные отклонения вала (es = 0 и ei = - 21 мкм) соответствуют предельным отклонениям основного вала седьмого квалитета (h7), а предельные отклонения отверстия (ES = +53мкм и EI = +20мкм) соответствуют полю допуска F8. Следовательно, дана посадка с зазором в системе вала.
Обозначение посадки на чертеже:
условное - Ø числовое - Ø
Поле допуска отверстия F8 и поле допуска вала h7 - соответствуют полям допусков предпочтительного применения.
Рис.1.1. Схема расположения полей допусков отверстия и вала
Обозначения посадки, предельных размеров деталей и шероховатости поверхности показаны на рис.1.2.
Шероховатость поверхности отверстия и вала устанавливается по данным справочника [3].Шероховатость поверхности отверстия принимаем Ra = 1,6 мкм, а вала – Ra = 0,8 мкм. По справочнику [3] находим, что окончательной обработкой отверстия является растачивание тонкое, а каленого вала - чистовое круглое шлифование.
Рис. 1.2. Обозначение посадки и предельных размеров отверстия
и вала в условном (буквенном) и цифровом выражениях