Разработка киносценария по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»




(пример из книги В.А. Коряушкиной «Урок литературы в средней школе» (Минск, 1985)

Для на­писания киносценария подбирается такой отрывок из по­вести, в котором динамизм сюжета сочетался бы с глу­бокими человеческими переживаниями, сильными чувст­вами и яркими характерами (например, XI гл.). После выразительного чтения текста ребята пред­лагают варианты названий будущего фильма: «Казнь казаков», «Героическая смерть Остапа», «Гибель Остапа». Большинство назвало вторую формулировку, но учитель позволяет по желанию оставить свои названия. Затем составляется план:

1. Место казни.

2. Обращение Остапа к казакам.

3. Смертные муки.

4. Восхищение Тараса сыном.

На следующем этапе в литературных тетрадях появ­ляется запись, например: «Казнь казаков» (по мотивам повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»), и дается харак­теристика действующих лиц.

Главные роли

Остап – высокого роста, сильного и красивого телосложения, темноглазый молодой казак с черными усами, среди всех пленников выделяется тем, что он самый молодой из них; одежда на нем изор­вана, руки в цепях.

Тарас Бульба – казацкий атаман, старый человек, но е,дй сильный, одет в свитку и штаны, как и многие простые горожане.

Пленные казаки — их пятеро, они в разорванной одежде, с длинными чубами и длинными усами, голова у одного перевязана, один из них, с седым чубом, хромает.

Толпа горожан – люди разного возраста, здесь и простой люд, и городская знать.

Военные всадники.

Палачи.

Место действия–улицы города, городская площадь.

Большой интерес вызывает у ребят обсуждение со­держания кадров. Так, они решают, что не нужно пока­зывать процесс казни, его детально не описывает и сам Гоголь, а о том, как выносит Остап пытки, можно судить и по реакции горожан, и по лицу Остапа. Описание вне­шнего вида героев можно взять из других глав повести. Для образца разбирается первый кадр фильма.

Сначала составляется черновой устный сценарий, до­ма ребята выполняют письменную работу. Так как глава XI насыщена событиями, она делится на две части (пер­вая часть от слов «...Площадь, на которой долженство­вала производиться казнь...» до слов «...Палач сдернул с него ветхие лохмотья...»; вторая от слов «...Остап выно­сил терзания и пытки...» и до конца главы), и сценарий ученик пишет по одной из них. На выполнение работы отводится неделя. Вот как справились с заданием ребя­та.

На красном фоне появляются слова: «По повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Звучит грустная и в то же время торжественная мелодия, играет скрипка. Слова сменяются перечислением имен ис­полнителей. Потом появляется название фильма «Казнь казаков». Музыка постепенно стихает. Камера показывает крыши домов. По­том узкие улочки с домами по обе стороны. Торговцы торопливо за­крывают лавки и присоединяются к группам людей, которые спешат на площадь, где должна производиться казнь; слышатся негромкие голоса, быстрый разговор: «Должны успеть. Много народу, наверное, будет».

Средний план. Большая городская площадь, посередине ее вид­неется деревянный помост. Площадь полна народу. Толпа стихает. Слышатся только тяжелые вздохи и неразборчивый шепот. Вдруг люди зашумели, заволновались. Со всех сторон послышались го­лоса: «Ведут... Ведут... Казаки...» Слышится стук, топот коней, скре­жет оружия стражи. Общий план. Появляются всадники, разгоняя людей и прокладывая дорогу.

Казаков показываю крупным планом. Они идут вслед за военны­ми всадниками. Позвякивают цепи на руках. Бороды у казаков не стрижены, одежда сильно изорвана. Идут они не разговаривая меж­ду собой, гордо поглядывая на толпу, в каждом их движении чувст­вуется сила, гордость, они не дрогнули перед врагом, не просят у него прощения. Впереди всех идет Остап.

Средний план. Толпа гудит. Люди повернулись друг к другу. Громко переговариваются. Камера проходит по рядам людей. Но вот она остановилась на одном человеке. Его показываем крупным пла­ном. Камера приближается, чтобы лучше его рассмотреть. Он стоит тихо, ни с кем не разговаривает. Это старый человек, сильного телосложения. Одет в одежду горожанина. Мы присматриваемся и узнаем старого Тараса Бульбу. Его трудно узнать, он бледен, боль и страдания отражены у него на лице. Тарас неотрывно смотрит в сторону пленных казаков. Побледневшие губы судорожно сжима­ются. Звучит грустная украинская мелодия.

Общим планом показываю деревянный помост, группу казаков. Затем испуганные лица людей из толпы. Камера приближается к Остапу. Крупный план. Он стоит высокий, черноглазый, красивый, молодой. Его руки в цепях, из-под разорванной свитки видно бога­тырское тело его. За ним стоят бывалые казаки, опустив головы. Снова показываем Остапа средним планом. Он возвышается на по­мосте. Смелым взглядом он осматривает толпу. На мужественном лице появляется волнение, но тут же исчезает. Глаза его злобно за­сверкали. Крупным планом показываем его сжатые в кулаки руки в цепях. Музыка набирает силу и постепенно стихает. Остап обра­щается к товарищам. Общим планом показывается то он, то толпа. Звучит его твердый, недрогнувший голос: «Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!»

Показываем крупным планом Тараса. Он как завороженный слушает сына. Тарас опускает голову, губы его тихо что-то шепчут. Еле-еле слышен уверенный, но слабый и тихий голос Тараса: «Добре, сынку, добре». Звучит музыка. Взволнованную мелодию играет скрипка. На экране появляется надпись «Конец первой серии».

«Средним планом показывают окровавленное лицо Остапа. Он крепко сжимает зубы, чтобы не закричать и не застонать от боли. Слышится хряск костей.

Средний план. Толпа. Нарядные паненки в кружевных платьях, стоящие в первом ряду, отворачивают лица, закрываясь платочка­ми, чтобы не видеть этого страшного зрелища. Толпа замерла, нигде не слышно разговоров, все как бы ждут, что Остап сейчас не выдер­жит, сдастся. Снова камера показывает крупным планом лицо Остапа. Глаза его закрыты, лицо без кровинки, но ни один мускул не дрогнул.

Камера проходит по толпе, по голубому небу, по крышам при­легающих к площади домов. Слышны слова Тараса: «Добре, сынку, добре!» Голос звучит тихо, хрипло. Крупный план. Тарас стоит по­тупив голову, он не может смотреть на муки Остапа. Вдруг люди зашумели. Остап моляще вглядывается в толпу. Он смотрит сначала с надеждой, но постепенно его лицо становится суровым: кругом чужие, несочувствующие лица, нет рядом никого из близких, никто в последние минуты не поддержит его. Крупный план. Камера по­казывает лица горожан. Одни презрительно смотрят на Остапа, дру­гие — с ужасом, третьи виновато опускают глаза. Звучит грозная «холодная» музыка.

Крупным планом показываю Остапа. Из последних сил произно­сит он: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?» В ответ ему звучит силь­ный, громкий голос Тараса: «Слышу!» Остап вздрагивает, глаза его радостно загораются. Камера проходит по толпе, как бы ищет того, кто бы мог это сказать. Средний план. В толпу бросаются всадники, тщательно рассматривая людей. Звучит взволнованная музыка. Играет скрипка. Появляется надпись: «Конец фильма».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: