Сценарий мероприятия «Я-первоклассник»
“ Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)
Цель:
- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых поступают в 1 класс, о готовности к школьному обучению.
- Организация совместной работы школы, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи:
- Привлечь внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
- Определить, что входит в понятие “психологическая готовность к школе”
- Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
Форма работы: групповая
Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах.
(В зал, взявшись за руки, входят родители и дети и занимают свои места)
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители, дети и гости! Дети очень быстро растут. И вот вчерашний малыш, уже стал большим и идет в школу. Подготовка к школе – процесс многоплановый, но самое главное это психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Практическое задание № 1 «Портрет идеального первоклассника»
Инструкция: Напишите на своих листах главное, что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс.
Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все родители зачитывают свои ответы. Психолог обобщает ответы родителей, составляет “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”
Затем предлагает познакомиться с “ портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника”
Психолог: Что же такое психологическая готовность? Психологическая готовность – это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной и интеллектуальной сферы ребенка. Оба эти аспекта очень важны для того, чтобы учебная деятельность у ребенка была успешной, и он мог легко адаптироваться к новым условиям.
Рассмотрим первый аспект МОТИВАЦИОННУЮ (личностную) готовность ребенка. Очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам того не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего должен стремиться к новой школьной жизни, к новым знаниям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых, других детей сама возможность подняться на новую возрастную ступень. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.
Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни – разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.д. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою работу отметки и просто похвалу. Что же такое «психологическая готовность к школе»? Это прежде всего мотивационная, т.е. наличие у детей желания учиться.
Пусть ребенок еще полностью не осознает, что для приготовления уроков ему придется пожертвовать игрой, но он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию школьника», которая является основой готовности к школе. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, т.к. школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость.
Психолог: многие родители считают, что достаточно научить ребенка писать, читать и считать, и он уже готов к школе. Это убеждение ошибочно. Гораздо важнее, чтобы ребенок имел представление об окружающем мире, умел выделять главное, мог сравнивать предметы и явления, видеть сходства и различия. Он должен учиться рассуждать, делать выводы.
Интеллектуальная готовностьзаключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи. Умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др.
Практическое задание №2 «Самый внимательный»
Инструкция: Каждому участнику (родитель, ребенок) раздается воздушный шар разного цвета. Услышав в короткой фразе название предмета, цвет которого совпадает с цветом воздушного шара, участники поднимают их вверх и машут.
Психолог:
-Уронило солнце лучик золотой (желтый);
-На старой кадушке, плясали лягушки (зеленый);
-Ах, красивый цветок, мой любимый василек (синий);
-На опушке лесной земляничка под листвой (красный);
-Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (голубой);
- А на небе расцвела радуга-дуга (поднимают все шары).