Тема 2. «Государственное регулирование национальной экономики» - 2 часа




IV. ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Национальная экономика»

 

Тема 1. «Система потенциалов национальной экономики» - 2 часа

Цель:

- образовательная: формирование знаний о структуре национальной экономики, ее видах, представлений о теории структурных реформ национальной экономики;

- развивающая: развиваются навыки логического мышления, формируются причинно-следственные связи.

- воспитательная: во время лекции у аудитории пробуждается оценочно–эмоциональное отношение к изучаемому предмету, формируется диалектическое мышление, происходит процесс разностороннего развития личности, ее общих и специальных способностей

Основные понятия: структура национальной экономика, инфраструктура экономики, производственная, социальная, рыночная инфраструктура, теория «Межотраслевого баланса», собственность,

План семинарского занятия

1. Объяснить, что такое совокупный экономический потенциал.

2. Какие исходные экономические ресурсы образуют совокупный экономический потенциал?

3. Назвать основные элементы национального богатства страны.

4. Как соотносятся «национальное богатство» и совокупный экономический потенциал?

5. Природно-ресурсный потенциал национальной экономики, его значение и составные элементы.

6. На основе данных официальной статистики проанализируйте динамику и состав национального богатства России за последние 10-15 лет. Какие выводы можно сделать относительно объема и структуры национального богатства РФ?

7. Что такое оптимальная структура национального богатства? Чем она определяется и можно ли ее совершенствовать?

8. Что называют нефинансовыми и финансовыми активами? Есть ли принципиальная разница между ними?

9. Перечислить элементы нефинансовых непроизведенных активов.

10.Как измерить финансовые активы, формируемые в нематериальном секторе экономики, например, в системе образования?

 

Практические задания

Задача 1.1.

По данным комитета статистики численность населения, занятого в градообслуживающей сфере города составляет 200 тыс.чел., или 25% от общей численности населения города. К концу перспективного периода численность работников градообслуживающей сферы города увеличится на 20%. Городское население в трудоспособном возрасте составит 63%, занятые в домашнем хозяйстве – 3%, неработающие инвалиды труда – 2%, учащиеся, обучающиеся с отрывом от производства – 3%, работающие пенсионеры 2%. Занятые в обслуживающей сфере города составят 20%.

Определить прирост населения города к концу перспективного периода и составить структуру населения по занятости.

 

Задача 1.2.

Численность работников, занятых в отраслях градообразующей сферы города, принята 165 тыс.чел. Городское население в трудоспособном возрасте составит 59,7%, занятых в домашнем хозяйстве – 5%, численность учащихся, обучающихся с отрывом от производства – 2%, неработающих инвалидов труда в трудоспособном возрасте – 1%, численность работающих пенсионеров – 7,3%. Количество работников, занятых в обслуживающей сфере города составляет 26%.

Рассчитать проектную численность населения города.

 

Задача 1.3.

Численность населения города к началу перспективного периода составляла 500 тысяч человек. Дальнейшее развитие города потребовало увеличения доли градообразующих кадров, численность которых к концу –перспективного периода должна составить 50% от общей численности населения города в базовом периоде. К концу перспективного периода городское население трудоспособного возраста достигнет 62%, занятые в домашнем хозяйстве – 3%, учащиеся, обучающиеся с отрывом от производства – 3%, неработающие инвалиды труда – 1,5%, работающие пенсионеры – 5,5%. Занятые в обслуживающей сфере города – 20%. Определить прирост населения города к концу перспективного периода и составить структуру населения по занятости.

 

Задача 1.4.

Численность работников, занятых в отраслях градообразующей сферы принята 175 тысяч человек. Количество трудящихся, приезжающих на работу в город, но проживающих за его пределами и включенное в состав градообразующей сферы составляют 10 тысяч человек. Городское население в трудоспособном возрасте составляет 60%, занятые в домашнем хозяйстве – 5%, численность учащихся – 2,3%, неработающих инвалидов труда – 1%, численность работающих пенсионеров – 7,3%. Количество работников, занятых в обслуживающей сфере города – 26%. Определить проектную численность населения города.

 

Задача 1.5.

Численность населения города 500 тысяч человек. В градообразующей сфере города работает 35% населения. Городское население трудоспособного возраста составляет 61%, занятые в домашнем хозяйстве – 6%, учащиеся, обучающиеся с отрывом от производства – 2,5%, неработающие инвалиды труда – 1,5%, занятые в градообслуживающей сфере города – 100 тысяч человек. По возрастной структуре населения доля пенсионеров в общей численности населения составляет 8%. Определить процент работающих пенсионеров и сопоставить количество работающих пенсионеров с нормативным показателем.

Темы рефератов

1. Реформирование российской экономики в условиях рынка.

2. Современная концепция управления развитием национальной экономики.

3. Инфляция и ее влияние на экономику России.

4. Проблемы охраны окружающей среды на современном этапе развития России.

5. Инвестиционная политика России.

6. Роль бюджетной системы страны в развитии национальной экономики.

7. Основные показатели социально-экономического развития России.

8. Приватизация в России: основные пути и формы.

9. Информационно-управленческие системы в развитии национальной экономики.

10. Основные тенденции и особенности инвестиционной политики России (региона).

Тема 2. «Государственное регулирование национальной экономики» - 2 часа

Цель:

- образовательная: формирование знаний о сбалансированности экономики, типах экономических систем, многоуровневой экономикой, отраслевой и территориальной структуре;

- развивающая: развиваются навыки логического мышления, формируются причинно-следственные связи.

- воспитательная: во время лекции у аудитории пробуждается оценочно–эмоциональное отношение к изучаемому предмету, формируется диалектическое мышление, происходит процесс разностороннего развития личности, ее общих и специальных способностей

Основные понятия: балансовый метод, отраслевая структура, территориальная структура, сбалансированность экономики.

План семинарского занятия

1. Что представляет собой государственное регулирование экономики и какие цели оно преследует?

2. Объяснить, чем обусловлена необходимость вмешательства государства в экономику в условиях рынка.

3. Объяснить, что представляет собой иерархия целей государственного регулирования экономики?

4. Докажите, что государство обязательно должно ставить и решать не только стратегические и тактические, но и цели более высокого порядка.

5. Перечислить объекты государственного регулирования экономики?

6. Какими методами государство осуществляет регулирование национальной экономики?

7. Перечислите важнейшие экономические методы регулирования.

8. В каких случаях государство обязательно прибегает к административным методам воздействия?

9. Дать краткую характеристику действующей в России системы государственного регулирования экономики.

10.Перечислить экономические методы государственного регулирования.

 

Практические задания

Задача 2.1.

Абсолютная численность населения города в базовом году составляет 272, 7 тысяч человек. Среднегодовые темпы роста населения составляют 2% и сохраняются на последующие пять лет. Планируется, что на конец прогнозного периода количество людей, не создавших своей семьи достигнет 10% от планируемой численности населения города. Удельный вес жителей, проживающих в семьях, планируется следующий:

семья из 2 человек - 20%;

семья из 3 человек - 30%;

семья из 4 человек - 25%;

семья из 5 человек - 15%;

семья из 6 человек - 10%.

Определить средний состав семьи на конец планируемого периода.

 

Задача 2.2.

Численность градообразующих кадров города проектируется 120 тысяч человек, что составит 40% от общей численности населения города. К началу прогнозируемого периода предполагается наличие в городе 52 тысяч человек, не создавших своей семьи. На пятилетний период планируются темпы роста – 2% увеличения данной категории граждан в семейной структуре города. Удельный вес жителей, проживающих в семьях, принимается следующий:

семья из 2 человек - 16%;

семья из 3 человек - 24%;

семья из 4 человек - 32%;

семья из 5 человек - 18%;

семья из 6 человек - 10%.

Определить средний состав семьи на конец прогнозируемого периода.

 

Задача 2.3.

По данным текущего учета в городе к началу планируемого периода проживало 260 тысяч человек, в том числе 28 тысяч человек, не создавших своей семьи. К концу прогнозного периода их количество увеличивается в 1,7 раза. Планируется следующая структура семейного состава жителей города:

семья из 2 человек - 25600 семей;

семья из 3 человек - 31900 семей;

семья из 4 человек - 13100 семей;

семья из 5 человек - 7400 семей;

семья из 6 человек - 3100 семей.

Определить прирост населения города к концу прогнозируемого периода.

 

Задача 2.4.

По данным текущего учета в городе на начало планируемого периода проживало 350 тысяч человек, в том числе 10% составляли жители, не создавшие своей семьи. К концу перспективного периода их количество увеличивается в два раза. Планируется следующая структура семейного состава жителей города:

семья из 2 человек - 54650 семей;

семья из 3 человек - 41200 семей;

семья из 4 человек - 22300 семей;

семья из 5 человек - 4750 семей;

семья из 6 человек - 1300 семей.

Определить прирост населения города на конец планируемого периода.

 

Задача 2.5.

Абсолютная численность градообслуживающих кадров на начало прогнозного периода составляло 130 тысяч человек. К концу прогнозного периода их количество увеличилось на 20%, что составило 40% общей прогнозируемой численности населения города. Планируется следующая структура семейного состава жителей города:

семья из 2 человек - 27800 семей;

семья из 3 человек - 32500 семей;

семья из 4 человек - 13700 семей;

семья из 5 человек - 8100 семей;

семья из 6 человек - 3900 семей.

Определить планируемое количество человек, не создавших своей семьи на конец перспективного периода.

Темы рефератов

1. Рыночная экономика и методы государственного экономического регулирования.

2. Конверсия оборонных производств, особенности, значение в национальной экономике.

3. Развитие национальной экономики и опыт проведения экономических реформ в странах Западной Европы.

4. Социальная политика государства (региона).

5. Безработица и государственная политика занятости населения.

6. Развитие малого предпринимательства в России (регионе).

7. Природно-ресурсный потенциал России, его особенности, значение.

8. Трудовой потенциал национальной экономики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: