Присоединение к Государственному академическому Большому театру России




Новое здание

С 1997 театр переехал в здание на Никольской улице, дом 17, где был расположен ресторан «Славянский базар». На открытии присутствовали Борис Николаевич и Наина Иосифовна Ельцины. Здесь были восстановлены отдельные спектакли из старого репертуара. В 1996 театру было присвоено звание «академического».

Покровский руководил театром вплоть до своей смерти в 2009 году, после чего театру было присвоено его имя. В настоящее время в театре можно увидеть премии «Золотая маска», полученные Покровским в 1996 и 2004 годах.

Присоединение к Государственному академическому Большому театру России

28 декабря 2017 года Министерством культуры России было принято решение о подготовке к реорганизации Большого театра России и Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского

Репертуар

Театр известен тем, что основу его репертуара составляют редкие и малоизвестные произведения. Здесь впервые прозвучали оперы современных композиторов — «Шинель», «Коляска», «Свадьба», «Братья Карамазовы» А. Холминова, «Жизнь с идиотом» А. Шнитке, «Граф Калиостро» М. Таривердиева, «Бедная Лиза» Л. Десятникова, «Рыжая лгунья и солдат» В. Ганелина, «Лебединая песня» В. Кобекина, «Бедные люди» Седельникова; старинные или редко исполняемые европейские оперы — «Аптекарь» Й. Гайдна, «Сначала музыка, а потом слова» А. Сальери, «Игра на воде» Б. Бриттена и другие[1][5].

Известный музыковед-текстолог Евгений Левашёв так характеризует характер репертуара: «Особенность выбора Борисом Александровичем репертуара для своего театра заключалась в том, что он обращал внимание на произведения не только классические, не только, что называется, „центральные“ для оперного искусства, будь то XVIII век с операми Моцарта или обширный пласт второй половины XIX века — он осваивал и самые крайние полюса музыки. Если говорить о современности, то по договорённости с Покровским Шнитке написал оперу „Жизнь с идиотом“ — и она была поставлена в этом театре. Если же говорить об истоках становления оперного жанра, то здесь интересы Покровского всегда неизменно устремлялись в глубь веков. В частности, если и не в первые годы существования театра, то одними из первых здесь были поставлены две русские оперы XVIII столетия — „Сокол“ Бортнянского и „Скупой“ Пашкевича»[6].

Через год после смерти Покровского Михаил Кисляров (главный режиссёр театра 2010—2017) так характеризовал ситуацию: «Поменялась репертуарная политика — она теперь нацелена в первую очередь на реставрацию и сохранение творческого наследия Покровского, лучших его спектаклей, поставленных в этом театре в разные годы. Новое в репертуарной политике — это и хорошо подзабытое старое. Я имею в виду возобновление наших контактов с композиторами, ведь Камерный театр слыл когда-то лабораторией современной оперы. С Владимиром Кобекиным — впереди у нас мировая премьера оперы „Холстомер“ (по Льву Толстому) и двух его одноактных опер, объединённых названием „Каприччо в чёрном и белом“. С Александром Чайковским — он пишет для нас оперу „Альтист Данилов“ по известному роману Владимира Орлова. Устанавливаются контакты и с другими композиторами, которые когда-то работали с Камерным театром. Продолжится работа и над классикой — будут поставлены „Царь-плотник“ Лортцинга, опера Гайдна „Мир на луне“, моцартовское „Похищение из сераля“». Кроме того, он отметил использование русского языка при постановке переводных опер: «Камерный театр создавался в начале 70-х, то есть в то время, когда все оперы зарубежных композиторов могли идти только на русском языке. Это был принцип театра, это был принцип Покровского. Слово, на которое он обращал особое внимание, неизменно было во главе угла. Но наступили иные времена −90-е годы, когда нам пришлось много ездить за рубеж, и импресарио, которые заказывали нам те или иные произведения, хотели, чтобы мы исполняли их на языке оригинала. Сейчас мы возвращаемся к прежнему принципу, опера „Дон Жуан“ восстановлена в том виде, в котором её поставил Покровский в 1987 году и исполняется на русском языке. В этом же направлении мы будем двигаться и дальше. При этом в нашем творческом багаже остаётся и возможность на гастролях исполнять эту оперу по-итальянски. Но мы работаем в первую очередь для нашего зрителя»[7].

Московский музыкальный театр «Геликон-опера» — музыкальный театр в Москве, созданный в 1990 году.

О театре

Московский музыкальный театр «Геликон-опера» был создан 10 апреля 1990 года. Его основателем является Дмитрий Александрович Бертман. У истоков создания театра также стоял Кирилл Клементьевич Тихонов — дирижер, народный артист СССР, который стал главным дирижером и музыкальным руководителем театра.

Коллектив постановщиков театр входят народный артист СССР Владимир Федосеев, народный артист России Владимир Понькин, главные художники — заслуженные художники России Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, художник по свету — заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов, хореограф — лауреат международных конкурсов Эдвальд Смирнов, главный хормейстер — Евгений Ильин.

Труппа «Геликона» превышает 500 человек. Она включает в себя нсамбль солистов, многие из которых являются заслуженными артистами России, лауреатами международных конкурсов и премий, а также симфонический оркестр и хор. Почти все артисты хора имеют дипломы дирижеров или хормейстеров.

За сезон театр дает более 300 спектаклей. В репертуаре театра свыше 75 постановок.

Совместно с Департаментом культуры города Москвы раз в два года театром «Геликон-опера» проводится Международный конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера».

Здание театра

История усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых на Большой Никитской улице восходит ко времени генерал-аншефа Ф. И. Глебова. В XIX веке здесь уже находился театр, где выступали французские и итальянские актеры, а также труппа Венской оперетты. В начале XX века здесь была открыта камерная сцена.

В 2000-х годах правительство Москвы приняло решение приспособить памятник архитектуры к нуждам театра «Геликон-опера». Проект «реставрации с приспособлением», согласно которому в распоряжении театра должно появиться два новых зала на 200 и 500 мест, был разработан в 2006 году группой архитекторов «Моспроекта-4» под руководством президента Союза архитекторов России Андрея Бокова. С 2007 года по адресу Большая Никитской, д. 19/16, стр. 1 и стр. 2, начались работы. Уничтожение исторических построек ради строительства нового здания подверглось жёсткой критике со стороны общественного движения «Архнадзор». Сама стройка получила название «ошибка ценою в миллиард рублей» после того, как заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил, что город не может отказаться от реконструкции усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых под размещение в ней театра «Геликон-опера», поскольку в стройку уже инвестировано более 1 млрд руб. бюджетных средств: «Я готов признать, что это было ошибочное решение, но не готов взять ответственность за списание в убыток миллиарда рублей»[3].

На время производства работ правительство Москвы передало «Геликон-опере» во временное пользование театральный зал на 250 мест по адресу Новый Арбат, 11, где ранее размещался театр «Et cetera», переехавший в новое собственное здание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: