ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Часть 1 «ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Методические указания
по выполнению самостоятельной работы
для студентов всех форм обучения
Направление 080200.62 «Менеджмент»
Великий Новгород
Допущено
в качестве методического издания
Составители
Кандидат педагогических наук, Бежовец Влада Эдуардовна
Подготовлено на кафедре
Менеджмента и экономики
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,
представленного составителем
© Филиал СПбГЭУ в г. Великом Новгороде, 2015
© СПбГЭУ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ«ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»
(Часть 1 «История управленческой мысли»)…………………………………...4
2.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ…………………………….5
3.ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ…………………………………….....8
4 ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ…………………………………………………..…9
6 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………….11
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….15
1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в менеджмент
Основные понятия и определения. Цели и задачи менеджмента как науки, его место в системе научных знаний. Связь науки об управлении с практикой. Роли, функции и задачи менеджера в управлении компанией. Функции менеджмента.
Тема 2. Эволюция теории и практики менеджмента
Школа научного менеджмента. Школа классического менеджмента. Школа бюрократического менеджмента. Доктрина человеческих отношений. Наука управления (кибернетика). Современные концепции.
Тема 3. Организация как субъект и объект управления
Организационно-правовые формы ведения бизнеса. Виды компаний и корпоративных объединений. Субъект права и объект права (имущественный комплекс - предприятие). Субъект и объект управления.
|
Тема 4. Формирование целей и стратегий организации
Внешняя и внутренняя среда компании. Целеполагание в менеджменте. Миссия компании. Основные подходы и принципы выбора стратегии компании.
Тема 5. Организационные аспекты управления
Понятие и классификации структур управления. Структуры управления единичными предприятиями. Структуры управления корпоративными объединениями. Структуры органов высшего управления акционерным обществом. Коммуникации и информационное обеспечение в менеджменте.
Тема 6. Мотивация и стимулирование в менеджменте
Теории мотивации, лидерства и власти, их эволюция. Классификации мотивов. Современные системы стимулирования. Особенности стимулирования различных групп наемных работников предприятия.
Тема 7. Управление конфликтами
Типология конфликтов. Модели поведения в конфликтной ситуации.
Тема 8. Механизмы принятия управленческих решений
Основные концепции поиска эффективных управленческих решений. Модели и методы принятия управленческих решений. Методы контроля исполнения управленческих решений.
Тема 9. Эффективность менеджмента
Основные критерии оценки эффективности менеджмента. Методы оценки.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
1. Студент самостоятельно выбирает тему контрольной работы согласно первой букве своей фамилии из предложенных ниже тем и освещает письменно все три вопроса.
|
2. Студент подготавливает и заблаговременно сдает на проверку контрольную работу.
3. При оформлении работы необходимо указать тему контрольной работы, перечень рассмотренных вопросов и список использованной литературы.
4. Содержание работы должно раскрывать тему выбранного задания. Выполняя контрольную работу, необходимо показать умение правильно, кратко и четко излагать материал, при этом выделяя основные вопросы. Все включенные в работу статистические данные и цитаты должны иметь ссылку на источник, из которого они взяты.
5. В контрольной работе необходимо использовать конкретный материал предприятий или учреждений, который следует собрать в ходе подготовки к ее выполнению. Необходимо описать конкретные ситуации из собственного опыта и практики работы предприятий или учреждений и проанализировать их, а также разработать собственные рекомендации, предложить альтернативные решения.
3. ТЕМАТИКА КО НТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Начальная буква фамилии студента | Темы контрольных работ |
А, Я | 1.Система управления и менеджмент. Неоднозначность определения понятия «менеджмент». 2.Содержательные теории мотивации. Теория потребностей А.Маслоу. Теория Ф.Герцберга. Теория А.Альдерфера. Теория Д.МакКлелланда. 3. Практический вопрос. |
Б, Ю | 1.Стратегическое управление организацией. Разработка стратегий, анализ внутренних возможностей фирмы и внешней среды в реализации стратегий. 2.Процессуальные теории мотивации. Теория потребностей В.Врума. Теория справедливости. Модель Портера-Лоулера. 3. Практический вопрос. |
В,Э | 1.Функции менеджмента. 2. Теории лидерства. 3. Практический вопрос. |
Г, Ч | 1.Принципы современного менеджмента. 2.Виды, характеристики и значение управленческой информации в организации. 3. Практический вопрос. |
Д, Щ | 1.Организация как объект менеджмента. Внешняя и внутренняя среда организации. 2. Американская, европейская и японская школы менеджмента. Наиболее яркие представители. 3. Практический вопрос. |
Е, Ш | 1.Миссия организации. Значение миссии для организации. 2.Конфликты в организации. 3. Практический вопрос. |
Ж,Ц | 1.Цели организации. Требования, предъявляемые к целям организации. Условия достижения целей. 2.Основные методы работы руководителя по предотвращению конфликтов. 3. Практический вопрос. |
З,Х | 1.Принятие решений. Типы решений и проблем. Уверенность, Риск, Неуверенность и Неопределенность. 2.Понятие мотивации. Процесс мотивации. Теории мотивации. 3. Практический вопрос. |
И, Ф | 1.Современные подходы в менеджменте (Количественный подход в менеджменте, Процессный подход в менеджменте, Системный подход в менеджменте, Ситуационный подход в менеджменте). 2.Контроль как функция управления. Значение контроля для организации. 3. Практический вопрос. |
К,У | 1.Основные принципы эффективного контроля в организации. 2.Коммуникационный процесс в организации. 3. Практический вопрос. |
Л,Т | 1.Организация как функция управления. Характеристики организационной структуры: Специализация, Командная цепочка, Власть и ответственность, Делегирование, Норма управляемости, Централизация и Децентрализация. 2.Личность руководителя в организации. Роли руководителя. 3. Практический вопрос. |
М,С | 1.Стили работы руководителя. 2.Информационная система организации. Виды коммуникационных связей в организации. 3. Практический вопрос. |
Н,Р | 1.Принципы эффективного лидерства. 2.Понятие и структура организационной культуры. 3.Практический вопрос. |
О,П | 1.История формирования и развития менеджмента (Тейлор, Файоль, Вебер, Мэйо, Барнард). 2.Власть и влияние в организации. Формы и источники власти и влияния. 3. Практический вопрос. |
Третий практический вопрос студент разрабатывает на конкретных примерах, нормативно-правовой базе, документах конкретной организации, опыте работы на конкретном предприятии.
|
Вопрос может быть выбран студентом самостоятельно из следующего списка:
Список практических вопросов (на выбор студента) |
1. Подготовка и анализ пакета учредительных документов хозяйствующего субъекта (конкретного предприятия) (протокол собрания учредителей, договор учредителей, устав хозяйствующего субъекта). |
2. PEST-анализ влияния факторов внешней среды макроуровня на деятельность хозяйствующего субъекта (конкретного предприятия), описание прогнозного фона. |
3. ССВУ-анализ (SWOT-анализ) влияния факторов внешней среды микроуровня на деятельность хозяйствующего субъекта (конкретного предприятия) и выбор целей и конкретных мероприятий первой очереди реализации. |
4. ССВУ-анализ (SWOT-анализ) состояния факторов внутренней среды хозяйствующего субъекта (конкретного предприятия): сфер управленческой деятельности, элементов системы управления и выбор целей и конкретных мероприятий первой очереди реализации. |
5. Миссия системы управления, иерархическая совокупность целей развития в виде модели целевой ориентации системы управления, а также критерии достижения целей и планы конкретных мероприятий первой очереди реализации (на примере конкретного предприятия). |
6. Анализ организационной структуры системы управления и разработка рекомендаций по ее совершенствованию (на примере конкретного предприятия). |
7. Анализ или разработка Положения о подразделении организационной структуры управления (на конкретном предприятии). |
8. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию системы управления и расчет планируемой эффективности внедрения данных мероприятий по совершенствованию системы управления первой очереди (на примере конкретного предприятия). |
4 ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие и содержание менеджмента.
2. Цели и задачи менеджмента как науки, его место в системе научных знаний. Связь науки об управлении с практикой.
3. Роли, функции и задачи менеджера в управлении организацией.
4. Этапы развития теории и практики менеджмента.
5. Школа научного управления.
6. Административная (классическая) школа менеджмента.
7. Школа бюрократического менеджмента.
8. Школа человеческих отношений, ее вклад в развитие менеджмента.
9. Современные направления и школы менеджмента.
10. Наука управления (кибернетика).
11. Особенности японской модели менеджмента.
12. Особенности американской модели менеджмента.
13. Особенности российской модели менеджмента на современном этапе.
14. Системный подход в менеджменте.
15. Ситуационный подход в менеджменте.
16. Технологическое представление менеджмента. Механизмы менеджмента: организационно-административный, экономический, информационный, работа с персоналом.
17. Функции менеджмента.
18. Принципы менеджмента.
19. Методы менеджмента.
20. Организация как субъект и объект управления.
21. Организационно-правовые формы. Виды компаний и корпоративных объединений
22. Понятие и классификация организационных структур управления.
23. Проектирование организации: принципы, этапы, методы.
24. Формирование целей и стратегии организации. Миссия.
25. Внешняя и внутренняя среда организации.
26. Целеполагание в менеджменте.
27. Основные подходы и принципы выбора стратегии компании.
28. Мотивация в менеджменте и стимулирование персонала.
29. Понятие и классификация мотивов.
30. Основные мотивационные теории, их эволюция.
31. Современные системы стимулирования.
32. Планирование в организации: понятие, виды планирования.
33. Регулирование и контроль, их значение для управления организацией.
34. Коммуникация в организации. Типология коммуникаций.
35. Структура коммуникационного процесса. Средства и каналы коммуникации.
36. Разработка и принятие управленческих решений: основные понятия и этапы.
37. Виды управленческих решений.
38. Модели и методы принятия управленческих решений.
39. Факторы, определяющие эффективность управленческих решений.
40. Документация и ее место в системе управления. Понятие документа и документооборота
41. Лидерство, власть, влияние. Лидер и руководитель.
42. Основные теории лидерства и власти, их эволюция.
43. Стиль руководства: понятие, виды, эффективность.
44. Конфликт: понятие, роль, причины возникновения.
45. Виды конфликтов и методы управления.
46. Структура и этапы развития конфликтов.
47. Организационная культура: содержание, типы, методы формирования.
48. Эффективность менеджмента: Основные критерии и методы оценки.
5.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература по курсу «Теория менеджмента»
1. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2009.
2. Глумаков В.Н. Организационное поведение: Учебное пособие / В.Н. Глумаков - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник, 2009.
3. Дафт Р. Менеджмент. – 8-е изд.- М.,СПб.: Питер, 2010.
4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2009.
5. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009.
6. Спивак В. А. Организационное поведение. - М.: Эксмо, 2009.
7. Теория организации: Учебное пособие / В.И. Подлесных, Н.В. Кузнецов; Под ред. проф. В.И. Подлесных. - 4-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
Дополнительная литература по курсу «Теория менеджмента»
1. Глухов В.В. Менеджмент /Друкер П., Макьярелло Д. – М.: «И.Д. Вильямс», 2010.
2. Друкер П.Ф., Макьярелло Д.А. Менеджмент – М.: Вильямс, 2010.
3. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учеб. пособие / Л.В. Карташова; Институт экономики и финансов "Синергия". - М.: ИНФРА-М, 2008.
4. Менеджмент: основы теории и деловой практикум: Учебное пособие / Н.А. Добрина, Ю.В. Щербакова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009.
5. Основы менеджмента: Учебное пособие /Репина Е.А., Чернышев М.Ю., Анопченко Т.Ю. - М.: ИНФРА-М; Ростов н/Д: Академцентр, 2011.
6. Практикум по курсу "Организационное поведение" (опыт российских и международных компаний): Учебное пособие / Сараханова Н.С., Боровская И.Л.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
7. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие / Э.А. Смирнов. - 2-e изд. - М.: ИД РИОР, 2009. - 143 с.: ISBN 978-5-369-00376-3, 3000 экз.
8. Теория организации: Учебное пособие / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова; Московский психолого-социальный институт. - М.: Флинта: МПСИ, 2009.
9. Теория организации: Учебное пособие / В.И. Подлесных, Н.В. Кузнецов; Под ред. проф. В.И. Подлесных. - 4-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
10. Яськов, Е. Ф. Теория организации [Электроннный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление» / Е. Ф. Яськов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.