Тема: Проблема возникновения нарушений поведения и деятельности у детей дошкольного возраста




Задание на 27 апреля, группа 3ДС

Коррекционная педагогика и коррекционная психология

Уважаемые студенты, письменные задания, можно оформлять в тетради или в файле Word.

1. Прочитайте лекцию. Главное в тексте выделено жирным шрифтом.

2. Напишите в своем конспекте определение девиантному поведению.

3. Напишите в своем конспекте, на какие две группы можно разделить неконструктивное поведение детей?

4. Сделайте анализ причин отклоняющегося поведения дошкольников и в своем конспекте начертите таблицу 1, и заполните в таблице второй столбик.

Таблица 1_Причины отклоняющегося поведения

Поведение Причина
импульсивное  
демонстративное  
протестное  
агрессивное  
недисциплинированное  
конформное  
симптоматическое поведение  

 

 

Лекция

Тема: Проблема возникновения нарушений поведения и деятельности у детей дошкольного возраста

всей антивирусного программного обеспечения с самыми антивирусными базами.

Нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. Оно проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.

Аномальное поведение - ответная реакция ребенка на ситуацию, которая не соответствует его взглядам, оценкам, понятиям. Обычно эта реакция имеет болезненный характер. Если она сильно затрагивает чувства ребенка и вызывает закрепление в сознании, то девиантное поведение становится нормой и переходит в расстройство

Расстройство - приобретенная форма поведения. Оно не связано ни с наследственностью, ни с органическими нарушениями. В основе его обычно лежат видимые причины и следствия. Обычно сначала возникает ситуация, не приемлемая для ребенка, создающая для него определенные трудности и приводящая к переживаниям, обидам, ущемлению самолюбия. Она является стимулом, играет роль запускающего механизма. Когда стимул достигает критического порога, то вызывает ответную реакцию, с помощью которой ребенок пытается снять, сбросить тягостные для него переживания

Отклонения поведения от нормы, также называют аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным, деликвентным. Все эти названия говорят об одном: поведение ребенка не соответствует принятой норме, т. е. является аномальным, или отклоняющимся

Девиантное (отклонение) поведение - это общее название для различных нарушений правил поведения, используемое в зарубежной литературе. Девиантным обычно называют поведение детей, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их совершить, а не внутренними причинами, психическими расстройствами

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить незащищенный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего поведения? Таким образом, девиантное поведение - это изменение реакции ребенка на неприемлемую для него ситуацию

Кроме главной и всеобъемлющей причины - нарастания напряженности жизни, вызывающей постоянную тревожность у людей и деформирующей их поведение, действуют факторы воспитательные. Девиантное поведение - почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание - это и воспитание недостаточное, и воспитание чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. При нормальном, взвешенном, сбалансированном воспитании, опирающемся на индивидуальность ребенка, отклонений нет, и формируются нормальные люди

Естественная реакция у каждого ребенка своя. Она обусловлена пониманием ситуации (прошлым опытом), сложностью самой ситуации, особенностями детского характера и темперамента, знанием выхода из ситуации, привычными формами реагирования. У детей характеры разные, различная манера их проявления, что и приводит к естественным разногласиям и даже конфликтам. И для того чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся - для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации.

Причины неконструктивного поведения детей раз­нообразны, однако все они могут быть классифици­рованы в две группы.

В некоторых случаях нарушения поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определя­ются особенностями нейродинамических свойств ребен­ка: нестабильность психических процессов, психомотор­ная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в импульсивном (гипервозбудимом) поведении ребенка, с характерной для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, достаточно легким переходом от по­вышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности

В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагиро­вания ребенка на те или иные затруднения жизни или на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотноше­ний со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивно­стью или, наоборот, негативизмом, упрямством, аг­рессией. Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффек­тов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстни­ками и взрослыми

Предупреждение нарушений в поведении детей, отнесенных в эту группу, довольно легко осуществи­мо в тех случаях, когда взрослые (воспитатели, роди­тели) обращают внимание уже на первые проявления такого поведения. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно вслед за их возникнове­нием. Важность быстрого реагирования взрослых в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе

Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисципли­ну или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными вида­ми деятельности (эстетической, игровой, трудовой, спортивной и др.) воспитательной среде. Нарушения в поведении также появляется у детей из-за незнания правил поведения

Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребен­ка познавательную активность, включая его в разнооб­разные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями данного д/сада, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования их соблюдать, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива

Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к то­му, что ребенок приобретает привычку вести себя не­организованно, недисциплинированно.

Отечественные и зарубежные исследователи предложили различные подходы к типологии нестандартного поведения. Большая их часть принадлежит врачам и психологам и основывается на анализе психических особенностей людей, таких, например, как направленность, мотивация, характер, темперамент.

И. П. Подласый предлагает следующие типы нарушений поведения

Видимые проявления Эмоциональные состояния Цели девиантного поведения Особенности проявления Чем вызвано поведение Группы коррек-ции
Непослушание Легкое напряжение Эмоциональная разрядка Сопротивление просьбам Особенности возраста -
Шалость     Напряжение средней степени Выпуск избыточной энергии Сопротивление требованиям Особенности возраста -
Озорство     Двигатель-ное беспокойство Устранение двигательного беспокойства Постоянное сопротивление советам Особенности возраста   -
Проступок   Беспокойст-во     Реализация требований     Сознательное нежелание правильно вести себя Трудности адаптации     Девиантного поведе-ния
Негативизм     Легкая тревожность   Стремление к превосходству   Немотивированное и неразумное сопротивление Повышенная эмоциональ-ная напряжен-ность Тревож-ности  
Упрямство   Тревожность средней степени   Стремление к превосходству   Противодейст-вие просьбам, советам     Повышенная эмоциональ-ная напряжен-ность Тревож-ности, асоциального поведе-ния
Капризы   Высокая тревожность     Стремление к превосходству     Намеренное выполнение нецелесообразных действий Неправиль-ное предшествующее воспитание   Асоциального, отклоняющегося поведения
Своеволие   Депрессия   Уход от трудностей     Нежелание неумение понять себя   Трудности жизни     Депрес-сии, асоциального поведения
Грубость     Депрессия, депривация   Поиск защиты, стремление взять свое     Игнорирование препятствий на пути самоутверждения Противоре-чие «Я - они»     Эмоцио-нальных состоя-ний
Недисциплинирован-ность   Депривация   Совершение мести     Сознательное, умышленное нарушение норм Противоре-чие «Я -они»     Агрессивного поведе-ния
Агрессия, правонарушения   Фрустрация   Деструктивное поведение     Грубое, циничное нарушение прав других Противоре-чие «Я - они»   Агрессивного поведения

 

И. А. Фурманов определяет типологию нарушений поведения с точки зрения деструктивной направленности:

Ø нарушения поведения – одиночный агрессивный тип;

Ø нарушения поведения – групповой агрессивный тип;

Ø нарушения поведения в виде непокорности и непослушания

Нарушения поведения – одиночный агрессивный тип. У детей описываемого типа имеет место также доминирование агрессивного в физическом или вербальном плане поведения. Преимущественно оно направленно против взрослых и родственников. Такие дети склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму.

Для большинства детей отнесенных к одиночному агрессивному типу, свойственна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ «жесткости». Характерно, что они никогда не заступаются за других, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки добиться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Отличительной особенностью такого агрессивного поведения является одиночной, а не групповой характер деятельности

Нарушения поведения – групповой агрессивный тип. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся, в основном, в виде групповой активности в компании друзей. Такое поведение всегда проявляется вне дома. Оно включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, а также довольно незначительные правонарушения и антисоциальные поступки являются скорее правилом, чем исключением

Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения являются значительное влияние группы сверстников на поступки подростков и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Поэтому дети с названными нарушениями обычно дружат со сверстниками. Они часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или доносить на них

Нарушения поведения в виде непокорности и непослушания. Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия, встречающиеся при других формах расстройств поведения, однако, не включают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность

Девиантное или отклоняющееся поведение, поскольку оно не обусловлено нервно-психическими заболеваниями – понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья

М.Э. Вайнер предлагает к рассмотрению следующие типичные формы нарушенного поведе­ния дошкольников

- импульсивное,

- демонстративное,

- протестное,

- агрессивное,

- недисциплинированное,

- конформное,

- симптоматическое поведение.

Импульсивное поведение детей складывает­ся из поступков ребенка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоя­тельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против». Ребенок быстро и непосредственно реаги­рует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

При импульсивном поведении ребенком движет, прежде всего, возможность удовлетворить собственные желания, выразить нахлынувшее чувство. Конкретная цель при этом, естественно, не ставится, сознание не концентрируется на достигаемом результате и послед­ствиях импульсивных действий. Этим импульсивное поведение отличается от решительного поведения. По­следнее также предполагает быструю реакцию, но связано с обдумыванием ситуации и принятием наи­более целесообразных и обоснованных решений

Ребенка с импульсивным поведением отличает, прежде всего, невероятная двигательная активность и повышенная отвлекаемость, невнимательность. Он постоянно совершает беспокойные движения кистя­ми и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не заду­мываясь; с трудом сохраняет внимание при выполне­нии заданий или во время игр; часто переходит от од­ного незавершенного действия к другому; не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и заня­тия других детей; совершает опасные действия, не за­думываясь о последствиях

Дети с конформным по­ведением имеют проблемы в общении, в межлично­стных отношениях. Наиболее типичные из них это из­бирательность контактов (предпочитают хорошо знакомых взрослых и сверстников) и боязнь публич­ных выступлений (ответ на уроке, выступление на празднике). Если такой ребенок все-таки включается в общение, то выбирает конформное поведение, как наиболее для себя комфортное и безопасное.

Личностные особенности, подвигающие ребенка к выбору конформного поведения, как правило, не яв­ляются его врожденными качествами. Они формиру­ются тогда, когда ребенок испытывает недостаток поддержки и поощрения, когда его часто наказывают за неудачи, ставят в заведомо невыигрышные условия сравнения и соревнования со сверстниками. Особую роль при этом играет авторитарный или гиперопе-кающий стиль воспитания

Психологической основой конформности является высокая внушаемость ребенка, непроизвольное под­ражание, «заражение». Однако будет ошибкой, если определить как «конформное» естественное подража­ние дошкольника взрослым при усвоении правил по­ведения, оценки значимых событий, при овладении практическими навыками (манипулирование предме­тами, организация игр и др.)

Качества личности противоположные конформно­сти - это самостоятельность и независимость. Одна­ко в своем крайнем выражении и они приводят к неконструктивному - демонстративному поведению. Признаками такого поведения будет стремление ре­бенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом

Часто встречающийся вариант демонстративного поведения - детское кривляние. Можно выделить две закономерности. Во-первых, ребенок кривляется толь­ко в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внима­ние. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке говорит взрослым: «Я де­лаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосредственно в словах: «Я - плохой»

Нередко демонстративное поведение ребенка это единственно возможный способ привлечь к себе вни­мание взрослых. Такой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители практически не общаются с ними, общаются мало или формально (ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются ис­ключительно в ситуациях, когда ребенок плохо себя ведет, и его следует отругать, наказать. Не имея при­емлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия и др.), ребе­нок использует парадоксальную, но единственную ему доступную форму - демонстративную выходку и незамедлительно следующее за ней наказание. «Обще­ние» состоялось

Формы протестного поведения детей это негати­визм, упрямство, строптивость. В определенном возрас­те, как правило, в два с половиной - три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные из­менения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об ис­следовании ее границ. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения. Типичные проявления детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкну­тость, отчужденность, обидчивость

Агрессивным называют целенаправленное разруши­тельное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни лю­дей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физи­ческий ущерб людям и вызывает у них психологиче­ский дискомфорт (отрицательные переживания, со­стояние психической напряженности, подавленность, страх и др.)

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блоки­рованной, неудовлетворенной потребности; как само­цель, удовлетворяющая потребность в самореализа­ции и самоутверждении

Агрессия как форма неконструктив­ного поведения находится в прямой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребенка, детер­минирующих, направляющих и обеспечивающих реа­лизацию агрессивного поведения. Агрессивность за­трудняет приспособляемость детей к условиям жизни в обществе, в коллективе, отрицательно влияет на их общение со сверстниками и взрослыми

Нередко дети демонстрируют поведение, которое нельзя квалифицировать ни как агрессивное, ни как протестное, ни как любое другое из уже рассмотрен­ных. Тем не менее оно вызывает многочисленные на­рекания у воспитателей и родителей. Чаще всего взрослые определяют такое поведение как недисцип­линированное.

Недисциплинированное поведе­ние - это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стан­дарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки

Как правило, детям с недисциплинированным пове­дением свойственны безответственность, развязность, ленность, неряшливость, эгоизм.

Любое уже рассмотренное нарушение поведения может быть квалифицировано как симптоматическое. В этом случае неконструктивное поведение ребен­ка выполняет функции своеобразной коммуника­тивной метафоры, с помощью которой он сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем психоло­гическом дискомфорте. Например, агрессивное пове­дение, драки со сверстниками - это своеобразное замещение недостающей близости с родителями; кап­ризы - это способ контролировать взрослых. Подоб­ное поведение ребенка квалифицируется как симпто­матическое.

Любое уже рассмотренное нарушение поведения может быть квалифицировано как симптоматическое. В этом случае неконструктивное поведение ребен­ка выполняет функции своеобразной коммуника­тивной метафоры, с помощью которой он сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем психоло­гическом дискомфорте. Например, агрессивное пове­дение, драки со сверстниками — это своеобразное замещение недостающей близости с родителями; кап­ризы — это способ контролировать взрослых. Подоб­ное поведение ребенка квалифицируется как симпто­матическое.

Вообще симптом — это признак болезни, какого-ли­бо болезненного (разрушающего, негативного, трево­жащего) явления. Как правило, симптоматическое поведение ребенка — признак неблагополучий в его семье, детском саду. Симптоматическое поведение превращается в закодированное сообщение в том слу­чае, когда открытое обсуждение проблем со взрослы­ми невозможно.

Если взрослые ошибаются в интерпретации дет­ского поведения, остаются равнодушными к пережива­ниям ребенка, игнорируют его психологический дис­комфорт, то детские конфликты загоняются «вглубь», с психологического на физиологический уровень. И тогда взрослые сталкиваются уже не с проблемой плохого поведения, а с болезнью ребенка.

Другими словами, симптоматическое поведение или болезнь, как разновидность поведения,— своеобраз­ный сигнал тревоги, который предупреждает, что сло­жившаяся ситуация далее невыносима для ребенка.

Нередко симптоматическое поведение следует рас­сматривать как изощренный способ, которым пользу­ется ребенок, чтобы извлечь выгоду из неблагоприят­ной ситуации.

Ребенок, который демонстрирует недомогание, слабость, беспомощность и ожидает заботы о себе, по сути, контролирует того, кто эту заботу проявляет. О подобной позиции ребенка Л.С.Выготский писал: «Представьте себе, что ребенок испытывает извест­ную слабость. Эта слабость может стать в известных условиях силой. Ребенок может прикрываться своей слабостью. Он слаб, плохо слышит — это понижает его ответственность по сравнению с другими людьми и привлекает большую заботливость со стороны дру­гих людей. И ребенок бессознательно начинает куль­тивировать в себе болезнь, так как она дает ему право требовать повышенного к себе внимания».1 Совершая подобное «бегство в болезнь», ребенок, как правило, «выбирает» именно ту болезнь, то поведение (иногда одновременно и то, и другое), которые вызовут край­нюю, наиболее острую реакцию взрослых.

Таким образом, симптоматическое поведение ха­рактеризуется несколькими признаками: нарушения поведения непроизвольны и практически не поддают­ся контролю со стороны ребенка; нарушения поведе­ния оказывают сильное влияние на других людей, и, наконец, часто «закрепляется» окружающими.

Таким образом, типичными формами нарушений поведения в старшем дошкольном возрасте являются: импульсивное поведение, а также демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное и симптомати­ческое поведение, в возникновении которых опреде­ляющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: