ОПРОСНИК АСВ (АНАЛИЗ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ)
Авторы: Эйдемиллер, Юстицкис
Цель: позволяет исследовать различные нарушения процесса воспитания, выявить тип патологизирующего воспитания в и некоторые причины этих нарушений
Возраст: родители детей в возрасте от 3 до 10 лет
Литература: Малкина – Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения: семейного воспитания:
I. Уровень протекции - сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:
1) гиперпротекция (чрезмерная) - шкала Г+;
2) гипопротекция (недостаточная) - шкала Г –
II. Степень удовлетворения потребностей - в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:
1) потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) - шкала У+;
2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка) - шкала У -.
Ш. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:
1) чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма - шкала Т+;
2) недостаточность требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу - шкала Т -;
3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации - шкала 3+;
4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера - шкала 3 -;
5) чрезмерность санкций - чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения - шкала С+;
|
6) минимальность санкций - упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний - шкала С -.
IV. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство, - шкала Н.
Диагностика типов семейного воспитания
Нарушения семейного воспитания | Уровень протекции П (Г+, Г-) | Полнота удовлетворения потребностей У (У+, У-) | Степень предъявления требований Т (Т+, Т-) | Степень запрета З (З+,З-) | Строгость санкций С (С+,С-) |
Потворствующая гиперпротекция | + | + | _ | _ | _ |
Доминирующая гиперпротекция | + | +/- | +/- | + | +/- |
Эмоциональное отвержение | - | - | + | + | + |
Жестокое обращение | - | - | +/- | +/- | + |
Гипопротекция | - | - | - | - | +/- |
Повышенная моральная ответственность | - | - | + | +/- | +/- |
Примечание: + чрезмерная выраженность соответствующей черты воспитания;
- недостаточная выраженность;
+/-при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и
недостаточность или просто выраженость.
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.
Классификация типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом.
Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ при Т -, 3 -, С -). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (астероидных) и гипертимных черт характера у подростков.
|
Доминирующая гиперпротекция (Г +, У 2, Т +, 3 +, С +). Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты.
Эмоциональное отвержение (Г +, У -, С +). В крайнем варианте это воспитание по типу “Золушки”. Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилепсидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акцентуациями характера.
Повышенная моральная ответственность (Г -, У -, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований кподростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулируется развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Гипопротекция (гипоопека) (Г -, У -, Т -, 3 -). Подросток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем:
- расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ);
|
- предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК);
- воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН);
- фобия утраты ребенка (шкала ФУ);
- неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ);
- сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шкала ПЖК - предпочтение женских качеств, шкала ПМК- предпочтение мужских качеств);
- проекция на подростка собственных нежелаемых качеств (шкала ПНК);
- вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК).
Какие нарушения вызывают подобные отношения родителей? Повышенную (доминирующую или потворствующую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.
Правила пользования опросником
Перед тем как мать или отец начнут заполнять опросник, постарайтесь создать атмосферу доверительного психологического контакта. Родители должны быть заинтересованы в искренности собственных ответов.
Каждый опрашиваемый получает бланк регистрации ответов и текст опросника. Зачитайте инструкцию, содержащуюся в начале опросника, и убедитесь, что родители все поняли правильно. После того как началось заполнение бланка регистрации ответов, инструктирование или пояснения нежелательны.
Обработка результатов.
На бланке регистрации ответов номера, относящиеся к одной шкале, для скорости подсчета расположены в одной строчке. Подсчитайте число обведенных номеров. Обратите внимание на то, что на бланке регистрации ответов за вертикальной чертой указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число обведенных номеров достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя считается установленным указанный тип отклонения в воспитании.
Буквы за чертой - это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Причем некоторые названия шкал подчеркнуты: это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка под горизонтальной чертой и обозначена теми же буквами, что и основная.
При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к “Диагностике типов семейного воспитания”. Это поможет точнее установить тип отклонения воспитания в исследуемой вами семье.
Инструкция: “Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в “Бланке для ответов”.
Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы в общем согласны с ними, то на “Бланке для ответов” обведите кружком номер утверждения: Если вы в общем не согласны - зачеркните этот же номер в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.
В опроснике нет “неправильных” или “правильных” утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете. Этим вы поможете психологу в работе с вами. На утверждения, номера которых выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать”.