Языковые клише аннотаций




Смысловые части Языковые клише
1. Общая характеристика содержания текста В книге исследуется (ч т о?)... Показан (что?)... Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?) … Статья посвящена...
В монографии дается характеристика (чего?)... Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как... В книге анализируется (что?)... Главное внимание обращается (на что?)... Используя (что?), автор излагает (что?)... Отмечается, что... Подчеркивается, что... В книге дается (что?)... Раскрываются (что?)... Описываются (что?)... В книге собраны (что?) … В книгу вошли (что?) … В сборник включены … В учебнике изложена … История совершенствования главного героя… Веселая повесть известного писателя о …
2.Краткая характеристика первоисточника Особое внимание уделяется вопросам (чего?)... Автор останавливается на следующих вопросах... Цель статьи - показать... Цель автора - объяснить (раскрыть)… Целью статьи является изучение... Автор ставит целью проанализировать... В работе нашли отражение разработка проблем (чего?), вопросы (чего?)... Показывается (творческий) характер (чего?)... Устанавливаются критерии (чего?)... В книге подробно освещаются (что?)... Характеризуется (что?)... Рассматривается (что?)... В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)... Констатируется, что... Говорится о... Острый, динамичный сюжет, информативность, насыщенность, глубокое проникновение во внутренний мир персонажей отличает эту повесть … Автор знакомит читателей с … В книге представлены (содержатся) … В книге дается общее понятие … Пособие представляет собой … Книга занимает особое место …
3. Назначение текста Статья предназначена (для кого?); Рекомендуется (кому?) Сборник рассчитан (на кого?); Предназначается широкого круга читателей... Для студентов, аспирантов... Книга заинтересует... Адресована (кому?) … Адресуется (кому?) … Книга представляет интерес для (кого?) … Девочкам и мальчикам!
4. Стремление заинтересовать читателя Знакомство с новым романом не оставит равнодушным любителей (знатоков) … Книга является первым учебным руководством по всему курсу … Эта книга о том, что было скрыто от чужих глаз … Еще не так давно талантливейшая писательница была в опале, а редкие публикации ее вещей… заканчивались скандалом … Книга составлена из супердетективов суперавторов… Открыв сегодня эту книгу, вы не сможете отложить ее в сторону, не дочитав до конца…
5. Призыв прочитать книгу, совет познакомиться с книгой Буду рад и признателен, если вы, ребята, прочтете эту маленькую книжку … Если вы еще не знакомы с …, советуем прочитать …

Образцы аннотаций:

1. Фролов И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. - М.: Наука, 1989.- с. 44-60.

Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации.

В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений

2. Телевизионная журналистика. Учебник /Под ред. А. Я. Юровского. М., 1994.

В учебнике рассматриваются специфика и общественные функции телевидения, его организация и место в системе средств массовой информации, история его развития, изобразительно- выразительные средства, типология телевизионных программ, планирование и координирование телевизионного вещания в стране, социология телевидения.

Для студентов факультетов и отделений журналистики, практических работников телевидения, слушателей курсов повышения квалификации.


1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Задание 1.1. Прочитайте и проанализируйте аннотации. Определите вид аннотации.

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар. отношения, 1993. – 280 с.

Книга в занимательной и доступной форме рассказывает об особенностях правильной красивой русской речи в ее устной и письменной форме, раскрывает секреты ораторского искусства, помогает избежать распространенных речевых ошибок. На интересных примерах высокого художественного мастерства русских писателей, поэтов, публицистов показаны разнообразные стилистические приемы усиления выразительности, эмоциональности, действенности речи; негативные примеры предостерегут читателей от типичных ошибок в словоупотреблении, построении фразы.

Книга адресована не только любителям российской словесности, но и всем, кто стремится к повышению речевой культуры.

2. Кристи А. Место назначения неизвестно: роман/ А. Кристи; пер. с англ. Н. Кузнецовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 220 с.

Кто поможет частному детективу раскрыть загадку сенсационного, таинственного исчезновения ученого с мировым именем?

Кто возьмется сыграть трудную и смертельно опасную роль недавно погибшей жены исчезнувшего – роль приманки, на которую должны были выйти его похитители?

Только – женщина, которой нечего терять, - потому что она уже потеряла все, чем дорожила в жизни.

Только – женщина, которой рано или поздно удастся пробраться в самое сердце таинственного убежища преступников.

3. История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 520 с.

В учебнике изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой.

Для студентов высших учебных заведений, абитуриентов и всех интересующихся историей Отечества.

4. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник / под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. - 2-е изд. испр и доп. - М.: Флинта, Наука, 1998. – 312 с.

Словарь-справочник по педагогическому речеведению создан впервые. В нем раскрыты важнейшие понятия педагогической риторики, теории текста, культуры педагогической речи и голоса. Второе издание словаря-справочника содержит значительно большее количество словарных статей по сравнению с первым изданием. Каждая словарная статья сопровождается списком литературы, изучение которой поможет читателям лучше осознать то или иное понятие, расширить фактологическую базу.

Для преподавателей и учащихся педагогических университетов, институтов, педагогических училищ, гуманитарных лицеев, гимназий, школ.

5. Ларец мудрых мыслей. Кострома: Издательско- полиграфическое предприятие «Кострома», 2001. – 392 с.

«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», - сказал И. Гете.

Это миниатюрное издание дает читателю возможность ознакомиться с размышлениями, умозаключениями мыслителей древности, писателей, политиков, ученых. Читайте, изучайте, и вы непременно найдете афоризмы, созвучные вашей точке зрения, взглядам на жизнь. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Задание 1.2. Прочтите аннотации. Укажите в них типичные смысловые элементы и выражающие их языковые средства.

1. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения/ Под ред. Г.Н. Скляревской. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. СПб.: Изд-во «Фолио- Пресс», 1998.

В словаре представлена лексика одного из сложных и противоречивых моментов истории русского языка (1985-1997). Для этой цели из созданной авторским коллективом картотеки, насчитывающей около 2 млн словоупотреблений, было отобрано 5,5 тыс. слов и выражений, отражающих практически все сферы современной жизни.

Словарь дает обширную и разнообразную информацию о слове: толкование, примеры в виде речений и цитат, энциклопедические данные, стилистическую характеристику, особенности словоупотребления, при необходимости этимологию; в словарной статье приводятся синонимы, антонимы, варианты, устойчивые словосочетания и фразеология; в необходимых случаях в справочном разделе даны сведения о функционировании слова в прошлом и его смысловых изменениях.

Словарь предназначен лингвистам широкого профиля; тем, кто профессионально связан с русским языком (писателям, журналистам, переводчикам, преподавателям и студентам), а также всем, кого интересует жизнь и судьба русского языка, как соотечественникам, так и иностранцам. В словаре описываются динамические языковые процессы, которые традиционно остаются за рамками известных академических словарей, в том числе последних изданий Словаря русского языка С.И. Ожегова.

2. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ПРИОР, 1998. 192 с.

В настоящем издании собраны самые важные правила и нормы по составлению документов в соответствии с новым стандартом (ГОСТ Р 6.30-97. Унифицированная система организационно- распорядительной документации. Требования к оформлению документов), даны образцы наиболее используемых видов документов, рекомендации по организации документооборота на предприятии, рациональной систематизации документов и обеспечению их хранения. Приведена инструкция по делопроизводству акционерного общества.

Справочник включает в себя руководство по составлению и правильному оформлению различных документов с учетом требований нового стандарта. Часть книги посвящена тарифно- квалификационным характеристикам работников, занимающих необходимые в управленческой деятельности предприятия должности.

Издание рассчитано на работников делопроизводственных служб, секретарей-референтов, юристов, сотрудников отделов кадров и будет полезно всем лицам, имеющим дело с бумагами.

3. Рябикин С.П. Новейшая история России (1991-1997). Пособие для учителей, старшеклассников, абитуриентов и студентов. СПб.: Издательский дом «Нева», 1997. 256 с.

Пособие представляет собой первую попытку всестороннего систематического изложения событий новейшего периода российской истории, с сентября 1991 г. по май 1997 г. Оно содержит хронологическое изложение фактов, дает анализ узловых проблем современной экономики, политики, дипломатии и культуры, прослеживает перспективные тенденции социально- экономических и внутриполитических процессов. Снабжено хронологическим указателем важнейших дат новейшей истории России.

Книга основана на документальных материалах, официальных и независимых статистических источниках, публикациях прессы. Она поможет успешно подготовиться к выпускным экзаменам по истории в школе и вступительным экзаменам в вуз, будет полезна в учебном процессе старшеклассникам и студентам, даст ответы на актуальные вопросы всем интересующимся современной жизнью России.


Задание 1.3. Прочтите статью и аннотацию к ней. Обратите внимание на то, за счет чего в аннотации сокращена информация, какова структура данной аннотации.

 

В Америку - на поезде

Московский инженер Александр Семенович Дереза предложил проект сооружения железнодорожного тоннеля под дном Берингова пролива. Он свяжет два континента - евразийский и американский. Вот что рассказал об этом проекте его автор.

На американском континенте железнодорожный путь пройдет от местечка Уэйле на Аляске, на побережье Берингова пролива, до Канады. Там он соединится с существующей сетью дорог, которые ведут до Мексики. Эту часть проекта, учитывая особенности географии, ну и, конечно, финансовые возможности осуществить будет легче всего. Сложнее придется на том участке пути, который надо проложить под самим проливом.

Сооружение этой части магистрали предполагается начать с бурения направляющего тоннеля диаметром около пяти метров. Он свяжет остров Большой Диомид с Евроазиатским континентом у чукотского поселка Уэлен и остров Малый Диомид с полуостровом Аляска возле Уэйле. Между двумя Диомидами - Большим и Малым

- также проляжет направляющий тоннель.

Наши специалисты-железнодорожники имеют богатый опыт выполнения строительных работ в условиях Крайнего Севера. Тот же БАМ. Россия в состоянии обеспечить большую часть поставок рельсов, древесины, энергетического и минерального сырья. Дело за финансированием проекта на межгосударственном уровне - подобная работа нужна всем.

Во-первых, участие в финансировании строительства правительств и фирм США, Канады, СНГ, стран Европейского экономического сообщества, Тихоокеанского региона предусматривает очень важный момент - коллективное право собственности на обладание землей и минеральными ресурсами вдоль полосы отчуждения железной дороги. Ведь вдоль трассы имеются уже разведанные запасы нефти и газа. Магистраль откроет большие возможности для бизнеса в сфере туризма. Так что мало кто откажется вложить средства в осуществление проекта.

Следует напомнить, что в 1905-1906 годах под руководством Ллойда де Лобел уже пытались реализовать подобный проект. А компания по строительству железной дороги между Аляской и Сибирью, основанная в 1906 году в штате Нью-Йорк, имела громадный по тем временам капитал в шесть миллионов долларов.

Несколько лет назад американцы тоже приступили к работе над этим проектом. В ноябре 1991 года образован консорциум

«Тоннель под Беринговым проливом»... (Н. Посылаев).

 

Аннотация

Посылаев Н. В Америку - на поезде // Природа и человек. 1995.

№ 7. с. 41-42.

В статье говорится о проекте прокладки по дну Берингова пролива железнодорожного тоннеля, который свяжет евразийский и американский континент. Автор касается технической и финансовой сторон проекта.

Статья рассчитана на широкий круг читателей.

 


Задание 1.4. Прочитайте тексты. Определите, являются ли они аннотациями? Мотивируйте свой ответ.

Текст 1.

Классический труд В.И. Вернадского оказал глубокое воздействие на развитие геохимических идей, на становление систематического геохимического мышления.

Большинство проблем, четко поставленных и частично рассмотренных В.И. Вернадским, не утратило своего научного значения. Особенно интересны его идеи в период интенсивного развития космических исследований и постановки глубинного бурения на континенте и в океане.

Не менее важны мысли Вернадского о термодинамических равновесиях в пределах различных геосфер, а также о влиянии форм нахождения химических элементов на геохимические процессы.

 

Текст 2.

Эти очерки являются переработанным изданием моей французской книжки La geochimie, вышедшей в 1924 году в Париже.

Книга не является курсом геохимии. Она, однако, может служить введением в эту новую дисциплину и, мне кажется, может быть полезной и нужной для высшей школы, в которую до сих пор геохимия еще правильным образом не вошла. А между тем знание ее достижений необходимо для химика, минералога, биолога, геолога, географа. Ее искания сталкиваются с областью, охваченной физикой, и подходят к самым общим проблемам ес- тествознания. С ними неизбежно должна считаться философская мысль. Ее положения играют все большую и большую роль в понимании учения о полезных ископаемых и начинают входить в области земледелия и лечения.

Я буду считать мою задачу достигнутой, если эти «Очерки» возбудят интерес к геохимии в моей родной стране.

6 февраля 1927 г.

 

Текст 3.

В учебнике освещены разделы современной геохимии. В основу изложения положены представления о четырех типах миграции химических элементов - механической, физико- химической, биогенной и техногенной. Особое внимание уделено учению В.И. Вернадского о биогенной миграции и биосфере как теоретической основе решения проблем окружающей среды. Во втором издании (1-е - 1979 г.) расширена характеристика ряда разделов, в том числе геохимических методов поисков полезных ископаемых.

Учебник может быть полезен геологам, географам, почвоведам и другим специалистам, интересующимся геохимией. [7, с.259]

Задание 1.5. Прочитайте тексты 1, 2.

Составьте к ним аннотации:

а) справочную к тексту 1;

б) рекомендательную к тексту 2

в) групповую к текстам 1 и 2.

 

 

Есть ли жизнь на Марсе?

Жизнь на земле - это способ существования клеточных организмов, морфологически выраженных от простейших их форм до человека разумного. В ее основе лежит постоянный обмен веществами с окружающей средой. Она концентрируется в биосфере, включающей растительное и животное царство, протекая в соответствии с единым для органического мира генетическим кодом, контролирующим появление на непродолжительное время конкретных особей, их размножение, стадийное развитие (рождение, взросление, старение и смерть), изменения путем естественного отбора в виде мутаций в ходе многомиллиардного развития неорганического мира. Исходя из данной формулировки, автор нацеливается прежде всего на поиски аналогичной Земле жизни на других планетах.

Наука полагает, что жизнь на планете появляется в водной среде на этапе снижения температурного фона планеты до вполне терпимого для жизнеобитания. В качестве наиболее вероятных источников жизни выступают споры (бактерии), занесенные с других планет и миров, а также органические соединения, возникшие в процессе активного вулканизма.

Автор присоединяется к предположению об отсутствии современной жизни на Меркурии и Венере, где нет воды, а температура поверхности превосходит допустимые пределы для поддержания жизни. Отсутствует жизнь и на Луне, малых спутниках, астероидах и кометах, где отмечаются те же ограничения. Даже простейшие организмы здесь погибли уже давно, а не находятся в анабиозе. Об этом говорят не только полученные совсем недавно отрицательные ответы о существовании жизни на Луне, Венере и Марсе, но и многомиллиардный опыт развития жизни на Земле, исключающий возможность регенерации (возрождения) сообществ организмов, возникших на протяжении всей истории Земли.

Однако не отрицаются поиски следов былой жизни на Луне, Меркурии, Венере и Марсе. Исход из энерговооруженности указанных тел, определяемой в первую очередь их размерами, интенсивности вулканической деятельности, состава атмосферы (на Луне она, по-видимому, по аналогии с Меркурием, в период вулканизма была также углекислотной) и степени окисления пород, можно предположить возрастание степени развитости при- митивных организмов в отмеченном выше ряду от Луны к Марсу.

Жизнь может сохраниться лишь в условиях постоянного ее поддержания и развития. Насыщенное событиями развитие, в какой-то степени подобное Земле, прошла лишь Европа (спутник Юпитера). Поэтому интересно указание научного консультанта НАСА Р. Хогленда на возможность существования здесь жизни. С развиваемых автором позиций Европа, в меньшей степени Ганимед, перспективны на формы жизни, связанные с океаном.

Невелики шансы на существование прошлой жизни на Марсе, исходя из более слабой, по сравнению с Землей, активности планеты. Если она и возникла, то скорее всего в ходе вулканической деятельности, наиболее бурно проявившей себя в раннеамазонский период (3-2 млрд лет назад). Тогда же выделялись и газы, формировавшие атмосферу, защищавшую от губительных излучений Солнца и Космоса. Не исключено, что нечто подобное в настоящее время протекает на Венере в приэкваториальной зоне.

Появлением кислорода объясняется красный цвет выветрелых пород Марса. Следы кислорода известны и в его атмосфере. Следы марсианской жизни нужно искать в долинах «рек», в стратифицированных накоплениях туфолав вулканов, полярных шапок и бывших «водоемов», в каньонах Долин Маринера, где дно устлано аллювиальными отложениями амазонского и раннеолимпийского (600-400 млн лет по Г.Н. Каттерфельду) возраста.

Дольше всего условия для жизни сохранялись в этом рифте - крупнейшем «канале» Марса. Здесь и следует искать следы марсианской «Земли Санникова». Сюда до последнего времени из недр Марса поступало тепло планеты, потому что рифты - это

«щели в недра планеты». [7, с. 260]

 

 

Проблемы использования энергии солнца

В настоящее время перед учеными стоит проблема освоения таких источников энергии, которые помогут сократить использование природного топлива (нефти, газа, угля). Ученые считают, что перспективными являются атомная, термоядерная и солнечная энергия. Возможность использования энергии Солнца изучают ученые разных стран.

Солнце - мощный источник энергии. Например, известно, что в солнечном излучении, падающем в Средней Азии на 70 кв. км территории за 1 год содержится столько энергии, сколько в 600 миллионах тонн нефти. В целом планета Земля получает от Солнца за 1 год в 10 раз больше энергии, по сравнению с той, которая заключена во всех видах ископаемого топлива, имеющегося на Земле. Солнце не только мощный, но и экологически чистый источник энергии, т.к. при его использовании нет никаких вредных выбросов, не происходит и дополнительного нагрева Земли.

Можно выделить четыре основных направления использования солнечной энергии: теплотехническое, фотоэлектрическое, биологическое и химическое.

Первое из направлений - теплотехническое - самое простое. Оно основано на нагревании солнечными лучами в специальных устройствах каких-либо веществ-теплоносителей, например, воды.

При этом нагревание теплоносителей может осуществляться обычными или сконцентрированными солнечными лучами. Этот способ уже используют во многих странах. Например, его применяют не только для получения горячей воды и для обогрева зданий зимой, но и для опреснения воды. В настоящее время проектируются и создаются даже солнечные электростанции.

Хотя коэффициент полезного действия (КПД) преобразования излучения Солнца в тепловую энергию достаточно велик (даже в простых коллекторах в полдень он достигает 50—70%), но при последующем превращении тепловой энергии в электрическую или механическую он уменьшается иногда в 20 раз. Поэтому перед учеными стоит задача поиска новых путей преобразования световой энергии Солнца, более эффективных по сравнению с теплотехническими методами.

Второе направление - фотоэлектрическое. Оно связано с открытиями в физике и химии полупроводников. На основе полупроводников созданы фотоэлектрические преобразователи солнечной энергии - солнечные батареи. Такие батареи уже используются, например, на космических кораблях. (Эти батареи собирают солнечные лучи и фокусируют их на фотоэлектрические преобразователи). КПД солнечных батарей очень высок, а в лабораторных условиях достигнуты и более высокие результаты. Однако широкое использование фотоэлектрических преобразователей солнечной энергии пока затруднено из-за высокой стоимости полупроводников и технологии их производства.

В настоящее время изучаются и биологические методы преобразования солнечной энергии. Известно, что с помощью фотосинтеза растения превращают световую энергию в химическую. Возникает вопрос, можно ли использовать этот способ для преобразования световой энергии Солнца. В последние годы ученые не только более детально (тщательно) исследуют механизм фотосинтеза, но и разрабатывают методы практического использования работ в роли биологических преобразователей солнечной энергии. В некоторых странах уже начали выращивать специальные растения для переработки их в жидкое и газообразное топливо (метанол, этанол, метан). В будущем благодаря таким растениям можно будет уменьшить использование обычного органического топлива.

Другим перспективным направлением использования солнечной энергии в будущем является химическое направление. Примером может служить использование солнечной энергии для разложения воды на водород и кислород. Получаемый в результате этой реакции водород можно использовать для производства экологически чистого топлива. Кроме того, водород, получаемый при разложении воды, может служить хорошим аккумулятором энергии. Такие аккумуляторы необходимы, т.к. поток солнечной энергии, падающий на Землю, непостоянен в течение суток.

Прямой химический метод получения водорода из воды под воздействием солнечного света гораздо дешевле, чем электролитический метод. Однако видимая часть солнечного излучения практически не разлагает воду. (Это свойство солнечного излучения и сохраняет воду на Земле.) Чтобы разложить воду при помощи видимой части солнечного излучения, нужны специальные катализаторы. Ученые проводят исследования в этом направлении и уже получили первые результаты.

Как видим, использование солнечной энергии перспективно, но связано с большими трудностями. Исследования, проведенные учеными разных стран, доказали, что эффективность использования солнечной энергии может значительно увеличить уже сегодня. Возможно, в будущем ученые найдут новые способы использования солнечной энергии, но несомненно, что в будущем Солнце будет одним их основных источников энергии на Земле. [7, с. 262]

Задание 1.6. Подберите тексты аннотаций из книг по вашей специальности (мин. 3). Определите вид аннотаций и выделите в них структурные части. [См. таблицу, 1 столбец].

Задание 1. 7. Подберите текст научной статьи по вашей специальности и составьте к ней аннотацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: