Взаимоотношения ЦБ с органами государственной власти.




Чем является ЦБ?

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» написано, что ЦБ является юридическим лицом (ст. 1). Примеры юр. лиц — ООО, ЗАО, ОАО и т.д.. В ст. 48 ГК РФ раскрыт смысл понятия «юридическое лицо».


ЦБ РФ является собственником золотовалютных резервов, которые иногда называют российскими, а на самом деле, они принадлежат юридическому лицу. В статье 2 прямо так и написано — «В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом ».

В федеральной собственности находится лишь уставный капитал и другое имущество ЦБ (ст. 2). Уставный капитал — это сумма средств, необходимая для запуска деятельности организации, на которую закупается имущество — столы, компьютеры и т.д.. «Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей » — статья 10 закона. То есть, государству принадлежит имущество ЦБ на 3 млрд. рублей, а банку принадлежит золото и валюта на сотни миллиардов долларов, полученные в результате деятельности всей страны.

Статья 23.

Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Статья 6

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

В статье 8 записано и продублировано в статье 49 п. 2, что ЦБ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, то есть покупать акции (доли). По закону РФ «О банках и банковской деятельности» кредитные организации — это банки и организации с правом осуществлять часть банковской деятельности. Но в той же статье почему-то очень жёстко записано, к каким кредитным организациям это не относится:

Сберегательный банк Российской Федерации ( кстати, ЦБ — главный акционер Сбербанка, поэтому Сбербанк не государственный);

Донау-банк АГ, Вена;

Ист-Вест Юнайтед банк, Люксембург;

Коммерческий банк для Северной Европы — Евробанк, Париж;

Московский Народный банк Лтд, Лондон;

Ост-Вест Хандельсбанк АГ, Франкфурт-на-Майне.

«Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов » — статья 2 закона.

Откуда ЦБ получает доходы? По статье 11, ЦБ получает доходы от участия в капиталах выше перечисленных банков и от банковских операций и сделок, предусмотренных статьёй 46, в которой довольно большой перечень того, что ЦБ может покупать, хранить, продавать, что может выдавать — векселя, кредиты и т.д.. Расходы ЦБ по статье 11 связаны только с обеспечением деятельности ЦБ, то есть зарплаты служащим, аренда, обслуживание и прочее.

Статья 83.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.

Органы, принимающие решения.

Есть два органа ЦБ: Совет директоров и Национальный банковский совет.

Статья 12.

Национальный банковский совет — коллегиальный орган Банка России.

Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.

Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек.

 

На деле, этот орган — фикция для демонстрации псевдосогласованности решений главного органа ЦБ — Совета директоров — с позицией органов государственной власти. Национальный банковский совет, по сути, не производит никаких решений, он лишь утверждает по предложению Совета директоров, как это написано в статье 13, объём разного рода административно-хозяйственных расходов — содержание служащих ЦБ, капитальные вложения, пенсионное обеспечение служащих и прочее, рассматривает отчётность ЦБ, рассматривает проекты совершенствования банковской системы, исполнение сметы расходов ЦБ.

В общем, большинство функций этого органа сведены к каким-то второстепенным утверждениям на основе решений Совета директоров и к рассмотрениям разной информации, связанной с ЦБ, что вообще пустышка — например, бабушки на лавочке тоже могут рассматривать действия власти, но тем самым они не производят решений. Интересно, что Нац. советом утверждаются только технические вопросы, а решения Совета директоров по ключевой ставке, по курсу валют и др. важным вопросам по закону в утверждениях Нац. совета не нуждаются.

Лишь несколько функций Нац. банковского совета, описанных в 13 статье, имеют хоть какой-то вес, потому что осуществляются самостоятельно:

7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;

9) определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;

11) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

 

Главная фигура в ЦБ — Председатель.

Орган, действительно принимающий решения — Совет директоров. В Совет директоров входит Председатель и 12 членов (ст. 15).

Статья 15.

В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.

Члены Совета директоров освобождаются от должности:

по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий — Председателем Банка России;

до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий — Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.

 

То есть предлагать кандидатуры может только Председатель ЦБ.

И теперь самое интересное.

Статья 14.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.

Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.

Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:

истечения срока полномочий;

невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;

подачи личного заявления об отставке;

совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;

нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.

Получается, Председателя можно назначить, но снять не может никто, если не будет форс-мажора. И то же самое с членами Совета директоров: назначить Гос. Дума может, а вот снять не может ни один орган власти без команды Председателя.

Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек (ст. 16). Большинство при 7 присутствующих = 4 человека, как минимум. Основополагающие решения в денежно-кредитной политике России могут принимать 4 человека с подписью пятого — Председателя, снять с должности которых без форс-мажора не может ни один орган государственной власти. Кроме прочего, члены Совета директоров хотя и не могут работать по совместительству и занимать должности в банках, могут иметь и приобретать акции (доли) банков — получается, могут быть заинтересантами решений в угоду отдельных банков, единственное «ограничение» — они должны уведомить Совет директоров об этом (ст. 19, 90).

В статье 18 перечислены функции Совета директоров. Самые важные, наверное, эти:

9) принимает решения:

о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;

об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

о величине резервных требований;

об изменении процентных ставок Банка России;

об определении лимитов операций на открытом рынке;

об участии в международных организациях;

об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о порядке формирования резервов кредитными организациями;

Очень много функций прописано, основополагающих. Самый забавный пункт статьи 18 — «8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России ». Совет директоров — несколько человек вплоть до 5 (кворум 7 + Председатель) — сами себе устанавливают размер оплаты труда.

Цели и Функции ЦБ

 

По Конституции, статье 75 ч.2 основная функция ЦБ — «2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти ».

В Федеральном законе цели ЦБ прописаны в статье 3:

Статья 3.

Целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

В Статье 4 перечислены функции ЦБ, вот некоторые из них:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.

 

Что должен делать ЦБ, что вправе или не вправе, подробно раскрывается в главах с 4 по 15. Из интересного:

Статья 53.

Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

 

На сайте ЦБ РФ перечислены функции ЦБ в соответствии с ФЗ «О ЦБ» и другими законами. https://www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstatus

 

В статье «Международный валютный фонд» на сайте ЦБ тоже много интересного:

«Сотрудничество Банка России с МВФ

Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.

Банк России сотрудничает с МВФ по различным направлениям:

· представители Банка России принимают участие в весенних сессиях и ежегодных собраниях МВФ и Всемирного банка;

· представители Банка России принимают участие в рабочих встречах и консультациях со специалистами МВФ, а также в подготовке материалов и комментариев. Фонду предоставляется отчетная информация, предусмотрен- ная договоренностями между Россией и МВФ;

· начиная с 2010 года, Россия, как страна, имеющая системно значимый финансовый сектор, проводит оценку состояния финансовой стабильности экономики в рамках совместной для МВФ и Всемирного банка Программы оценки финансового сектора (FSAP);

· в целях обеспечения соответствия практики распространения важнейших экономических показателей требованиям международных стандартов по качеству и срокам публикации 31 января 2005 г. Россия присоединилась к Специальному стандарту МВФ на распространение данных (ССРД)».

Взаимоотношения ЦБ с органами государственной власти.

Статья 1.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Статья 2.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Статья 5.

Банк России подотчётен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Подотчётность — это не подчинение, как многим кажется, это значит — ЦБ сделал что-то, а потом сообщил Гос. Думе, что сделал по правилам, описанным в законе, — на этом подотчётность закончилась. Но помимо прочего, в этой статье написано: «Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение ». В законе не написано, какие решения может принять Гос. Дума по отчёту и статус этих решений, то есть, это пустышка для «замыливания глаз» гражданам, дочитавшим закон до 5-ой статьи.

Отчётности ЦБ посвящена вся 5-ая глава закона. В статье 25 более подробно описано про отчётность Гос. Думе. Насчёт «решений» Гос. Думы есть интересный комментарий на сайте «Центр Сулакшина».

В статье 25 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации » установлено, что Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает решение. Какие решения может принять ГД? Правового ответа на этот вопрос нет. На практике ГД всегда принимает постановление, следующего содержания: «Принять к сведению годовой отчет Центрального банка Российской Федерации».

Статья 21.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Статья 4.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Взаимодействие — крайне размытое понятие, ничего общего не имеющее с подчинением, оно может быть минимальным и все равно это будет взаимодействие, а решения принимает Совет директоров ЦБ. Глава Минфина и Минэкономразвития, либо их замы лишь участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса (ст. 21), но это пустышка в действующем законе, потому что учитываются только голоса членов Совета директоров.

Статья 22.

Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 26.

После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли.

ФРС США перечисляет 90% прибыли в бюджет. ЦБ РФ до недавнего времени перечислял лишь 50%. Недавно Путин ратифицировал закон, устанавливающий 90% перечисление.

Статья 7.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

По 75 статье Конституции и по 1-й статье закона «О ЦБ» Центробанк осуществляет свои функции независимо от других органов государственной власти. Непонятно, почему написано «других органов», ведь ЦБ не является органом гос. власти, как написано в этой статье на сайте ЦБ, в 3-ем абзаце. Но сам ЦБ издаёт нормативные акты, обязательные для органов гос. власти и даже для простых граждан — физических лиц.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: