Учет возрастных особенностей в преподавании изобразительного искусства




    №     Младший школьный возраст   Средний школьный возраст   Старший школьный возраст
  Физическое развитие
  Преимущества   Ребенок активно растет, достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений; быстро увеличивается мышечная масса туловища; появляется способность к выполнению тонких и точных движений руками; усиливаются физические параметры   Отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Улучшаются отдельные координационные способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Школьник уже может выполнять функции взрослого человека   Продолжение процесса роста и развития, период физической зрелости. Завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Возрастает работоспособность, уменьшается утомляемость.
Проблемы   Наблюдается рост патологии органов пищеварения и мочеполовой системы; из-за нарушений режимных и гигиенических моментов в школах (плохая организация питания и отдыха детей, неправильная посадка ребенка, переохлаждение во время прогулок и т.д.) нарушается осанка, обмен веществ. Ребенок быстро утомляется.   Полуребенок – полу-взрослый. Неравномерность физического развития: движения неуклюжие, диспропорции сердечнососудистой системы. Быстрая утомляемость, низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.   Физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм. Переоценивают свои силы.
Задачи   Обеспечивать физические паузы; следить за гигиеной (проветривать класс, следить за сытостью ребенка и т.п.)   Создавать благоприятные условия (проветривание в классе); учитывать индивидуальные способности.   Формировать адекватное и самокритичное отношение к себе.  

 

      Младшие Средние Старшие  
    Психологическое развитие  
      Преимущества   Бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью; ребенок может контролировать свое поведение, усиливается сознательная регуляция поведения; появляются элементы волевых процессов. Процессы возбуждения и торможения находятся в равновесии. Ребенок способен к навыкам абстрактного мышления, усвоению теоретических понятий. Он уже мыслит и о вещах, непосредственно не воспринимаемых, оперирует отдельными несложными отвлеченными понятиями.     Развиты периоды подъема энергии (активны); школьники хотят быть взрослыми и готовы к большим требованиям.   Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Высокий уровень самосознания, а это приводит к самовоспитанию. Преобладает абстрактное мышление; старшие школьники могут выделять главное.  
    Проблемы   Не могут долго находиться в одинаковом психическом состоянии, следовательно, происходит быстрое переутомление. Недостаточная дифференцированность (не умеют выделять главное). Дети часто делают общие умозаключения и выводы неправомерные – по аналогии.     Неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Диапазон настроений очень большой, следовательно, происходят эмоциональные срывы. Одной из существенных особенностей личности школьника является стремление быть и считаться взрослым; период ложного взросления.   Половое развитие, интимные переживания.  
  Задачи   Создавать общий положительный эмоциональный фон на занятиях; учить выделять главное и второстепенное в том или ином процессе деятельности; уметь заставлять младших школьников делать сравнения, формулировать простые правила.   Беречь подростков и их нервную систему; не стараться ставить двойку.   Учить управлять чувствами и эмоциями.  
    Младшие Средние Старшие
  Познавательная деятельность
    Преимущества   Преобладает механическая память и непроизвольное внимание. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, действия моделирования, развивается настойчивость, дисциплинированность, выдержка, решительность и т.д. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Активно формируется произвольное запоминание.   Склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках; стремятся к самостоятельности в умственной деятельности; пытаются понять сущность причины, задают много вопросов. Они должны знать, зачем нужно выполнять то или иное задание. Сформирована логическая память, абстрактное мышление   Систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Формирование научного мировоззрения. Уверенно пользуются различными мыслительными операциями, рассуждают логически, запоминают осмысленно. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Развито абстрактное мышление; стремятся понять сущность. Устойчивые познавательные интересы. Тянутся к естественным наукам.
  Проблемы У детей преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но еще не стабильно. Восприятие также характеризуется непроизвольностью.   Подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности. Задает много вопросов, проверяя учителя. Установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание.   Очень трудно заставить изменить свое мнение. Развито полумеханическое запоминание. Мало внимания уделяется гуманитарному циклу. Очень эмоциональны, поэтому возникают срывы.
Задачи   Учить ребенка логической памяти; формировать волевые усилия в преодолении трудностей (стимул); формировать произвольное внимание.   Переходить на проблемное обучение; давать самостоятельную работу, изучение материала; приучить к внутреннему стимулированию, мотивации.   Уделять больше внимания и оказывать помощь.
  Нравственное развитие
  Преимущества   Формируются высшие нравственные эмоции - чут­кость, забота, чувство дружбы и долга.Понимают императивные указания (нельзя); стремится подражать (в основном, хорошему). Большое значение имеет авторитет взрослых.     Развивается критичность. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Очень развит коллективизм (утверждение в коллективе, его мнение очень важно). Новый уровень самосознания, думают о будущем.   Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Самокритичность. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Формируют свои жизненные планы.
    Младшие Средние Старшие
  Проблемы Большая внушаемость и слепое подражание примеру. Не понимают просьбы, намеки, полунамеки и не относятся к себе критически. Мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения товарищей. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Школьники не любят регламент. Остро переживают, если их отвергает коллектив.   Снижается потребность в общении со взрослыми. Гражданская пассивность. Образование группировок с негативной направленностью.
Задачи   Учить понимать намеки, полунамеки и просьбы; формировать к себе самокритичное отношение, новые навыки поведения и самоанализа.   Важно иметь в классе здоровое общественное мнение, уметь на него опереться. Образно разъяснять общечеловеческие нормы, ценности; найти тактичную регламентацию, предупреждающую необдуманные поступки; воспитывать самокритичность, самовоспитание. Учитель должен вовремя подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнения по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимуляции волевых усилий (самовнушение, самообязательство, самоконтроль и др.). Нужен нравственный императив (идеал).
  Специфика художественных способностей
  Преимущества   Эмоциональность, интуиция, художественно- образное и композиционное решение. Срисовывание.   Умеют выделять главное. Развитие пространственного мышления.   Старшим школьникам проще объяснить все современные течения.
Проблемы   Не могут решать объем (объемно-пространственное мышление); не стремятся к индивидуальности (срисовывание, подражание шаблону). Предметный характер восприятия без учета окружающей среды. Устойчивые приемы.   Проблема мотивации. Приходит робость, скованность. Не хотят самовыражаться через изобразительное искусство. Неравномерное художественное развитие. Теряется интерес к изо деятельности, потому что они не удовлетворены ей. Уходит наблюдательность.   Подвержены моде, ультрасовременному. Отвержение классики.
Задачи   Преодолеть срисовывание, добиться индивидуальности.   Вводить понятие знака, символа, дизайна. Провоцировать на уровне проблемных современных ситуаций. Компьютерное рисование.   Надо искать новые формы работы: дискуссии, акции, перфоменсы и т.п. прививать постоянную потребность общения с искусством.
                     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: