№ | Младший школьный возраст | Средний школьный возраст | Старший школьный возраст | |
Физическое развитие | ||||
Преимущества | Ребенок активно растет, достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений; быстро увеличивается мышечная масса туловища; появляется способность к выполнению тонких и точных движений руками; усиливаются физические параметры | Отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Улучшаются отдельные координационные способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Школьник уже может выполнять функции взрослого человека | Продолжение процесса роста и развития, период физической зрелости. Завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Возрастает работоспособность, уменьшается утомляемость. | |
Проблемы | Наблюдается рост патологии органов пищеварения и мочеполовой системы; из-за нарушений режимных и гигиенических моментов в школах (плохая организация питания и отдыха детей, неправильная посадка ребенка, переохлаждение во время прогулок и т.д.) нарушается осанка, обмен веществ. Ребенок быстро утомляется. | Полуребенок – полу-взрослый. Неравномерность физического развития: движения неуклюжие, диспропорции сердечнососудистой системы. Быстрая утомляемость, низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости. | Физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм. Переоценивают свои силы. | |
Задачи | Обеспечивать физические паузы; следить за гигиеной (проветривать класс, следить за сытостью ребенка и т.п.) | Создавать благоприятные условия (проветривание в классе); учитывать индивидуальные способности. | Формировать адекватное и самокритичное отношение к себе. |
Младшие | Средние | Старшие | ||||||||
Психологическое развитие | ||||||||||
Преимущества | Бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью; ребенок может контролировать свое поведение, усиливается сознательная регуляция поведения; появляются элементы волевых процессов. Процессы возбуждения и торможения находятся в равновесии. Ребенок способен к навыкам абстрактного мышления, усвоению теоретических понятий. Он уже мыслит и о вещах, непосредственно не воспринимаемых, оперирует отдельными несложными отвлеченными понятиями. | Развиты периоды подъема энергии (активны); школьники хотят быть взрослыми и готовы к большим требованиям. | Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Высокий уровень самосознания, а это приводит к самовоспитанию. Преобладает абстрактное мышление; старшие школьники могут выделять главное. | |||||||
Проблемы | Не могут долго находиться в одинаковом психическом состоянии, следовательно, происходит быстрое переутомление. Недостаточная дифференцированность (не умеют выделять главное). Дети часто делают общие умозаключения и выводы неправомерные – по аналогии. | Неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Диапазон настроений очень большой, следовательно, происходят эмоциональные срывы. Одной из существенных особенностей личности школьника является стремление быть и считаться взрослым; период ложного взросления. | Половое развитие, интимные переживания. | |||||||
Задачи | Создавать общий положительный эмоциональный фон на занятиях; учить выделять главное и второстепенное в том или ином процессе деятельности; уметь заставлять младших школьников делать сравнения, формулировать простые правила. | Беречь подростков и их нервную систему; не стараться ставить двойку. | Учить управлять чувствами и эмоциями. | |||||||
Младшие | Средние | Старшие | ||||||||
Познавательная деятельность | ||||||||||
Преимущества | Преобладает механическая память и непроизвольное внимание. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, действия моделирования, развивается настойчивость, дисциплинированность, выдержка, решительность и т.д. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Активно формируется произвольное запоминание. | Склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках; стремятся к самостоятельности в умственной деятельности; пытаются понять сущность причины, задают много вопросов. Они должны знать, зачем нужно выполнять то или иное задание. Сформирована логическая память, абстрактное мышление | Систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Формирование научного мировоззрения. Уверенно пользуются различными мыслительными операциями, рассуждают логически, запоминают осмысленно. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Развито абстрактное мышление; стремятся понять сущность. Устойчивые познавательные интересы. Тянутся к естественным наукам. | |||||||
Проблемы | У детей преобладает непроизвольное внимание. Внимание активизируется, но еще не стабильно. Восприятие также характеризуется непроизвольностью. | Подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности. Задает много вопросов, проверяя учителя. Установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание. | Очень трудно заставить изменить свое мнение. Развито полумеханическое запоминание. Мало внимания уделяется гуманитарному циклу. Очень эмоциональны, поэтому возникают срывы. | |||||||
Задачи | Учить ребенка логической памяти; формировать волевые усилия в преодолении трудностей (стимул); формировать произвольное внимание. | Переходить на проблемное обучение; давать самостоятельную работу, изучение материала; приучить к внутреннему стимулированию, мотивации. | Уделять больше внимания и оказывать помощь. | |||||||
Нравственное развитие | ||||||||||
Преимущества | Формируются высшие нравственные эмоции - чуткость, забота, чувство дружбы и долга.Понимают императивные указания (нельзя); стремится подражать (в основном, хорошему). Большое значение имеет авторитет взрослых. | Развивается критичность. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Очень развит коллективизм (утверждение в коллективе, его мнение очень важно). Новый уровень самосознания, думают о будущем. | Усиливается общественная направленность школьника, желание принести пользу обществу, другим людям. Самокритичность. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Формируют свои жизненные планы. | |||||||
Младшие | Средние | Старшие | ||||||||
Проблемы | Большая внушаемость и слепое подражание примеру. Не понимают просьбы, намеки, полунамеки и не относятся к себе критически. | Мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения товарищей. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Школьники не любят регламент. Остро переживают, если их отвергает коллектив. | Снижается потребность в общении со взрослыми. Гражданская пассивность. Образование группировок с негативной направленностью. | |||||||
Задачи | Учить понимать намеки, полунамеки и просьбы; формировать к себе самокритичное отношение, новые навыки поведения и самоанализа. | Важно иметь в классе здоровое общественное мнение, уметь на него опереться. Образно разъяснять общечеловеческие нормы, ценности; найти тактичную регламентацию, предупреждающую необдуманные поступки; воспитывать самокритичность, самовоспитание. | Учитель должен вовремя подсказать школьнику, на что ему следует обратить внимание при самовоспитании, как организовать упражнения по самовоспитанию воли и характера, познакомить с приемами стимуляции волевых усилий (самовнушение, самообязательство, самоконтроль и др.). Нужен нравственный императив (идеал). | |||||||
Специфика художественных способностей | ||||||||||
Преимущества | Эмоциональность, интуиция, художественно- образное и композиционное решение. Срисовывание. | Умеют выделять главное. Развитие пространственного мышления. | Старшим школьникам проще объяснить все современные течения. | |||||||
Проблемы | Не могут решать объем (объемно-пространственное мышление); не стремятся к индивидуальности (срисовывание, подражание шаблону). Предметный характер восприятия без учета окружающей среды. Устойчивые приемы. | Проблема мотивации. Приходит робость, скованность. Не хотят самовыражаться через изобразительное искусство. Неравномерное художественное развитие. Теряется интерес к изо деятельности, потому что они не удовлетворены ей. Уходит наблюдательность. | Подвержены моде, ультрасовременному. Отвержение классики. | |||||||
Задачи | Преодолеть срисовывание, добиться индивидуальности. | Вводить понятие знака, символа, дизайна. Провоцировать на уровне проблемных современных ситуаций. Компьютерное рисование. | Надо искать новые формы работы: дискуссии, акции, перфоменсы и т.п. прививать постоянную потребность общения с искусством. | |||||||