Различные формы понимания испытуемыми процесса перечисления.




Тенденция к воспроизведению и отношение ВН/ВЗ.

Если верно предположение, что особенно сильная тенденция к воспроизведению снижает относительное преобладание незавершенных заданий, в том числе при наличии потребностного напряжения, то исследование испытуемых по установленному отношению ВН/ВЗ должно было бы показать, что уменьшение отношения ВН/ВЗ в общем и целом имеет своей причиной не худшее запоминание незавершенных действий, а улучшение запоминания завершенных (ВЗ).

В самом деле, табл.1 (сравните отдельные значения справа) показывает, что как для испытуемых с высоким, так и для испытуемых с низким отношением ВН=7.

На испытуемых, у которых ВН/ВЗ < 1, этот факт уже не распространяется. Это указывает на то, что дело у них не в сильной тенденции к воспроизведению, а в слабости квазипотребности незавершенных действий.

Итак, причина различий в отношении ВН/ВЗ заключается в общем в количественных различиях запомненных завершенных заданий.

Испытуемых следует различать в отношении специфических особенностей при запоминании завершенных действий.

В качестве объяснений следует рассмотреть следующие возможности: разные испытуемые приступают к заданию по перечислению с различными по силе тенденциями к воспроизведению; к выравниванию значение ВН и ВЗ может привести и наличие особо хорошей памяти, так как ВН не может быть больше максимального количества встретившихся в опыте незавершенных действий, но порой может действительно приближаться к общему числу незавершенных заданий.

Для того чтобы выяснить вопрос, какой фактор оказывается здесь решающим, необходимо подвергнуть непосредственному рассмотрению поведение испытуемых во время процесса перечисления.

Ход процесса перечисления.

Все испытуемые вначале очень быстро называют задания одно за другим. После немедленного перечисления наступает заминка. Испытуемый повторяет несколько раз: "Больше я не помню; мне кажется, это все". Однако некоторые испытуемые пытаются припомнить задания и после заминки: "Может быть, были еще какие-то, я постараюсь вспомнить еще что-нибудь".

В эту фазу поведение испытуемого целиком и полностью меняется. Если раньше испытуемый спокойно перечислял задания, то теперь его поведение становится несобранным. В первый период взгляд испытуемого был направлен на экспериментатора или же глаза его твердо смотрели в одну точку. Теперь они блуждают по стенам и по полу. Испытуемый ищет отправной пункт, пытается построить какие-то искусственные связи, сгруппировать задания. "Делал ли я что-то с карандашом?", "Я должен был много рисовать!", "Вы все спрятали. Если бы я мог найти хотя бы маленькое указание" — это обычные высказывания испытуемых на этой стадии.

Одновременно со стадией заминки наступает стадия контроля: испытуемый начинает проверять, что же он уже назвал: "Бусы я уже назвал, коробку тоже". Иногда бывает так, что он больше занят проверкой уже названных заданий, чем поиском новых.

Те испытуемые, которые настойчиво продолжают поиски и после заминки, чаще всего относятся к группе с вполне определенной внутренней установкой на опрос, т. е. воспринимающих перечисление как проверку памяти.

Различные формы понимания испытуемыми процесса перечисления.

Требование экспериментатора перечислить задания отдельными испытуемыми понимается по-разному:

1. Перечисление — это простой расска з о том, что происходило, не имеющий специальной цели.

2а. Перечисление — это проверка памяти, самостоятельное задание после 22 предыдущих практических заданий.

2б. Новое задание может переструктурировать весь предшествующий эксперимент. Весь опыт превращается вдруг в опыт по проверке памяти.

1. Испытуемому не совсем понятно, что, собственно, означает просьба экспериментатора перечислить задания: то ли это переход к новому заданию, то ли временное прерывание старого, то ли его продолжение. Он вынужден делать нечто такое, смысл чего ему не ясен. Просьба экспериментатора покажется ему несущественной, непонятной, в то время как раньше ситуация была ясна. Он улыбается смущенно и растерянно, как человек, от которого требуется нечто такое, что он мог бы сделать, но что не совсем уместно в данной ситуации. Особенно четко этот момент проявляется в опытах с детьми. (Выражение лица испытуемого иногда напоминает выражение лица у человека, которого попросили что-то станцевать или спеть. Испытуемый повторяет вопрос экспериментатора: "Все, что я тут делал?", вздыхает, как бы набираясь мужества и сил для "ненужного" задания, делает энергичное движение головой, бормочет про себя: "Так, хорошо" и начинает перечислять задания).

Перечисления заданий не воспринимаются испытуемыми как проверка памяти, а, скорее, как " рассказ " о происходившем. Испытуемый ведет себя как человек, вынужденный отвечать на вопрос о прошлых событиях, он находится в ситуации, сходной с полуспонтанным высказыванием о своих переживаниях.

Это проявляется также в том, что испытуемые часто не довольствуются простым перечислением, а дополняют его какими-либо характерными признаками, например: "Затем я нанизывал бусы, затем сделал ужасный стул". Задания выступают не просто как "номера", каждое задание имеет свое собственное выделяющееся лицо.

2а. Опрос воспринимается испытуемым как проверка памяти, он старается перечислить как можно больше. Перечисление — это новый вид задания, который одновременно является

той точкой, с которой обозреваются все остальные задания.

Поведение испытуемых здесь также меняется с началом перечисления, но вместо смущения, которое имеет место у испытуемых первой группы, в поведении появляется серьезность. Испытуемый удобнее устраивается на стуле, готовясь к важной работе. Перечисление для них не просто рассказ, занятие, не имеющее ничего общего с заданием, как для испытуемых первой группы, а действие, носящее характер задания.

26. Большинством испытуемых последней группы перечисление воспринимается не только как проверка памяти, просто новая дополнительная работа, но весь опыт приобретает новый характер: "Ах так! Это и есть настоящий решающий смысл опыта. Отсюда и множество заданий",— таков примерный смысл высказываний.

Отдельные задания теряют свою самостоятельность, свое лицо. "Это вещи, потерявшие собственный смысл, существующие лишь как указание, нужное для чего-то другого". "Они потеряли значение самостоятельной работы",— сообщает один испытуемый этой группы. Испытуемый старается вспомнить как можно больше заданий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: